СИМВОЛ РУССКОГО ЕДИНЕНИЯ

В духовной географии православного  человека Спасов Скит занимает особое место. Здесь в 1888 году потерпел  крушение царский поезд - событие одновременно трагическое и чудесное.  Произошло это, когда полным ходом в общественном сознании шла  десакрализация царской власти и атеистическая пропаганда. Чудо же  укрепило многих в истинной вере.
В духовной географии православного человека Спасов Скит занимает особое место. Здесь в 1888 году потерпел крушение царский поезд - событие одновременно трагическое и чудесное. Произошло это, когда полным ходом в общественном сознании шла десакрализация царской власти и атеистическая пропаганда. Чудо же укрепило многих в истинной вере.

Сейчас много говорят о том, что Русь несет печать Богоподобия, но вот вопрос, сможет ли Русь оправдать свое призвание?
После храма Христа Спасителя в Москве, символизирующего восстановление России, храма Христа Спасителя в Екатеринбурге, который символизирует раскаяние в цареубийстве, это будет третий Спас, который станет символом возрождающейся Руси.

РОССИЯ В ЗЕНИТЕ ВЕЛИЧИЯ

В эпоху Александра III Россия находилась в зените славы и могущества.
Нет области, в которой занеполных 14 лет царствования Александра III не произошло существенного подъема.
Характерен известный эпизод с рыбалкой, которую Александр III очень любил. Однажды, когда он рыбачил на Карпином пруду, к нему примчался министр иностранных дел и стал настойчиво просить немедленно принять посла какой-то западной державы по важному европейскому делу. На что Александр III ответил:

«Когда русский Царь удит рыбу, Европа может подождать».
Народ искренне любил своего Царя. Но тьма смуты уже нависла над огромной страной. Среди российской интеллигенции начиналось брожение умов, и террористы видели в монархе главного врага. Поэтому, когда Александр должен был совершить более или менее дальнюю поездку, принимались невообразимые меры предосторожности. Переезжал ли он из Гатчины в Петербург или обратно, солдаты стояли неразрывной цепью на всем пути вдоль железнодорожного полотна и на улицах вплоть до въезда во дворец. Если же Александр совершал более отдаленную поездку на юг или за границу, тысячи солдат занимали заблаговременно всю многоверстную линию железных дорог. Вдоль пути тщательно засыпалась каждая малейшая рытвинка.

ПОДРОБНОСТИ КРУШЕНИЯ

22 октября 1888 года А. Богданович  (жена министра внутренних дел) записала в своем дневнике: «За последние  дни – ужасная катастрофа на Харьковско-Орловской дороге 17 октября. Без  содрогания нельзя слушать подробности крушения царского поезда.  Непостижимо. Как Господь сохранил царскую семью…
  Поезд шел со скоростью 65 верст в час между станциями Тарановка и  Борки. Опоздали на полтора часа по расписанию и нагоняли. Так как в  Харькове предполагалась встреча… Был полдень. Ранее обыкновенного сели  завтракать, чтобы кончить его до Харькова, который уже отстоял только на  43 версты…
 В столовой собралась вся царская семья и свита, всего 23 человека.
  В ту минуту, когда уже подавали последнее блюдо, гурьевскую кашу, и  лакей поднес государю сливки, началась страшная качка, затем сильный  треск. Все это было делом нескольких секунд, — царский вагон слетел с  тележек, на которых держались колеса. Все в нем превратилось в хаос, все  упали. Кажется, пол вагона уцелел, стены же приплюснулись, крышу  сорвало с одного бока вагона и покрыло ею бывших в вагоне».
 Во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять вагонов.
  По некоторым свидетельствам император неимоверным усилием приподнял  крышу, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из  изувеченного вагона.
  Императрица Мария Феодоровна пришла в себя под грудой обломков.  Выбравшись из-под них, она не увидела ни одной живой души. Ужас объял  ее. Неожиданно появилась дочь Ксения: «Она явилась мне как ангел,  явилась с сияющим лицом. Мы бросились друг другу в объятия и заплакали.  Тогда с крыши разбитого вагона послышался голос сына Георгия, который  кричал мне, что он цел и невредим, точно так же, как брат его Михаил.  После них удалось, наконец, Государю и Цесаревичу выкарабкаться. Все мы  были покрыты грязью и облиты кровью людей, убитых и раненых возле нас.  Во всем этом была видна рука Провидения, нас спасшего».
  Так же была невредима маленькая Ольга, сидевшая в вагоне рядом, — когда  нянька ее увидела, что стенка вагона была разбита, то выбросила Ольгу  на насыпь и сама прыгнула вслед за ней.
 А вот официант, подававший сливки государю — погиб.
 Императрица Мария Федоровна рвала белье на бинты и перевязывала раненых.
  Вскоре выбравшегося из-под обломков вагона-столовой царя Александра III  окружили приближенные и начали наперебой винить в крушении  революционеров. Фраза монарха, прозвучавшая в ответ, была простой и  поразительно правдивой: «Какие там революционеры! Воровать меньше надо!»
  К слову, участок железной дороги, ведущий к Харькову через Змиевской  уезд, был сдан в эксплуатацию в 1886 году, и почти сразу заслужил  сомнительную славу аварийного. Концессионеры, которые имели право  контролировать его в течении 60 лет после строительства, были  заинтересованы прежде всего в наибольшей прибыли, и в наименьших  расходах на строительство и ремонт. Это стало причиной укладки  некачественных шпал, плохого укрепления дамбы,  в результате чего участок пути около Борок можно было проходить только  на малых скоростях, учитывая еще и поворот на дороге. А опаздывающий на  полтора часа царский поезд и без того уже задерживал массу чиновников и  агентов государственной безопасности, поэтому шел с большим превышением  допустимой скорости — 60-70 верст в час вместо положенных по инструкции  30-40.
 «Бог один нас спас и явил над нами чудо!»— Перекрестившись, сказал государь, стоя среди груды искореженных вагонов.
  Его императорское величество, несмотря на ужасную погоду (лил дождь с  изморозью) и страшную слякоть, сам распоряжался извлечением раненых  из-под обломков разбитых вагонов. Ее величество государыня императрица с  медицинским персоналом обходила раненых, подавала им помощь, всячески  стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то, что у самой  рука была повреждена выше локтя. На плечи царицы накинули офицерское  пальто, в котором она и подавала помощь. Всех пострадавших при крушении оказалось 68, причем 21 убитых.
  Только в сумерки, когда всем раненным была оказана помощь, их  величества отбыли в Лозовую. Ночью, на станции, был отслужен первый  благодарственный молебен, на котором вся императорская семья  коленопреклоненно благодарила Господа за чудесное спасение.
  Неделю спустя, императрица писала своему брату, греческому королю  Георгу I: «Мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в  тот же момент ощутили величие Господа. Невозможно передать, то чувство,  которое я испытала увидев моего любимого Сашу и всех детей появившихся  из руин друг за другом целыми и невредимыми».
 В тот же день будущий Государь Николай II запишет в дневнике: «Все мы могли быть убиты, но по воле Божьей этого не случилось».
 Знаменательно,  что среди разрушений и обломков, икона Спаса Нерукотворного,  находящаяся в поезде, была найдена неповрежденной на прежнем месте.
 Вся Россия была потрясена возможными страшными последствиями крушения.
 В этот день по всем храмам Российской Империи служились благодарственные молебны о чудесном спасении царской семьи.
  Это событие, одновременно трагическое и чудесное произошло в эпоху,  когда в общественном сознании полным ходом шла десакрализация царской  власти, чудо же укрепило многих в истинной вере.
 Через месяц после катастрофы Александр III вспоминал:
22 октября 1888 года А. Богданович (жена министра внутренних дел) записала в своем дневнике: «За последние дни – ужасная катастрофа на Харьковско-Орловской дороге 17 октября. Без содрогания нельзя слушать подробности крушения царского поезда. Непостижимо. Как Господь сохранил царскую семью…
Поезд шел со скоростью 65 верст в час между станциями Тарановка и Борки. Опоздали на полтора часа по расписанию и нагоняли. Так как в Харькове предполагалась встреча… Был полдень. Ранее обыкновенного сели завтракать, чтобы кончить его до Харькова, который уже отстоял только на 43 версты…
В столовой собралась вся царская семья и свита, всего 23 человека.
В ту минуту, когда уже подавали последнее блюдо, гурьевскую кашу, и лакей поднес государю сливки, началась страшная качка, затем сильный треск. Все это было делом нескольких секунд, — царский вагон слетел с тележек, на которых держались колеса. Все в нем превратилось в хаос, все упали. Кажется, пол вагона уцелел, стены же приплюснулись, крышу сорвало с одного бока вагона и покрыло ею бывших в вагоне».
Во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелело только пять вагонов.
По некоторым свидетельствам император неимоверным усилием приподнял крышу, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона.
Императрица Мария Феодоровна пришла в себя под грудой обломков. Выбравшись из-под них, она не увидела ни одной живой души. Ужас объял ее. Неожиданно появилась дочь Ксения: «Она явилась мне как ангел, явилась с сияющим лицом. Мы бросились друг другу в объятия и заплакали. Тогда с крыши разбитого вагона послышался голос сына Георгия, который кричал мне, что он цел и невредим, точно так же, как брат его Михаил. После них удалось, наконец, Государю и Цесаревичу выкарабкаться. Все мы были покрыты грязью и облиты кровью людей, убитых и раненых возле нас. Во всем этом была видна рука Провидения, нас спасшего».
Так же была невредима маленькая Ольга, сидевшая в вагоне рядом, — когда нянька ее увидела, что стенка вагона была разбита, то выбросила Ольгу на насыпь и сама прыгнула вслед за ней.
А вот официант, подававший сливки государю — погиб.
Императрица Мария Федоровна рвала белье на бинты и перевязывала раненых.
Вскоре выбравшегося из-под обломков вагона-столовой царя Александра III окружили приближенные и начали наперебой винить в крушении революционеров. Фраза монарха, прозвучавшая в ответ, была простой и поразительно правдивой: «Какие там революционеры! Воровать меньше надо!»
К слову, участок железной дороги, ведущий к Харькову через Змиевской уезд, был сдан в эксплуатацию в 1886 году, и почти сразу заслужил сомнительную славу аварийного. Концессионеры, которые имели право контролировать его в течении 60 лет после строительства, были заинтересованы прежде всего в наибольшей прибыли, и в наименьших расходах на строительство и ремонт. Это стало причиной укладки некачественных шпал, плохого укрепления дамбы, в результате чего участок пути около Борок можно было проходить только на малых скоростях, учитывая еще и поворот на дороге. А опаздывающий на полтора часа царский поезд и без того уже задерживал массу чиновников и агентов государственной безопасности, поэтому шел с большим превышением допустимой скорости — 60-70 верст в час вместо положенных по инструкции 30-40.
«Бог один нас спас и явил над нами чудо!»— Перекрестившись, сказал государь, стоя среди груды искореженных вагонов.
Его императорское величество, несмотря на ужасную погоду (лил дождь с изморозью) и страшную слякоть, сам распоряжался извлечением раненых из-под обломков разбитых вагонов. Ее величество государыня императрица с медицинским персоналом обходила раненых, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания, несмотря на то, что у самой рука была повреждена выше локтя. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором она и подавала помощь. Всех пострадавших при крушении оказалось 68, причем 21 убитых.
Только в сумерки, когда всем раненным была оказана помощь, их величества отбыли в Лозовую. Ночью, на станции, был отслужен первый благодарственный молебен, на котором вся императорская семья коленопреклоненно благодарила Господа за чудесное спасение.
Неделю спустя, императрица писала своему брату, греческому королю Георгу I: «Мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие Господа. Невозможно передать, то чувство, которое я испытала увидев моего любимого Сашу и всех детей появившихся из руин друг за другом целыми и невредимыми».
В тот же день будущий Государь Николай II запишет в дневнике: «Все мы могли быть убиты, но по воле Божьей этого не случилось».
Знаменательно, что среди разрушений и обломков, икона Спаса Нерукотворного, находящаяся в поезде, была найдена неповрежденной на прежнем месте.
Вся Россия была потрясена возможными страшными последствиями крушения.
В этот день по всем храмам Российской Империи служились благодарственные молебны о чудесном спасении царской семьи.
Это событие, одновременно трагическое и чудесное произошло в эпоху, когда в общественном сознании полным ходом шла десакрализация царской власти, чудо же укрепило многих в истинной вере.
Через месяц после катастрофы Александр III вспоминал:

«Через что Господу угодно было нас провести, через какие испытания, моральные муки, страх, тоску, страшную грусть и, наконец, радость и благодарение Создателю за спасение всех дорогих сердцу, за спасение всего моего семейства, от мала до велика! Этот день никогда не изгладится из нашей памяти. Он был слишком страшен и слишком чудесен, потому что Христос желал доказать всей России, что Он и до ныне творит еще чудеса и спасает от явной гибели верующих в Него и в Его великую милость».

После расследования версия взрыва  не получила обоснования и была снята с обсуждения. Осталась версия  официальная подтвержденная царским манифестом:
 «…Неисповедимыми путями Божественного промысла свершилось над нами чудо милости Божией.  Там. Где не было никакой надежды на спасение человеческое, Господу Богу  угодно было дивным образом сохранить жизнь мне, императрице.  Цесаревичу, всем детям моим…»
  Управляющий Юго-Западными железными дорогами установил: быстрое движение  тяжеленного поезда при двух паровозах и многих вагонов на участке ст.  Борки невозможно. Министр путей сообщения принял расчеты и распорядился  на этом участке снизить скорость. Царь возразил: «Я по другим дорогам  езжу, не уменьшая скорость».
  Тогда еще никто не знал, что со временем эта катастрофа повлечет за  собой два очень важных события. От ушибов, полученных в тот день, у  Александра III разовьется болезнь почек, от которой он умрет через шесть  лет. А назначение титулярного советника в отставке Сергея Витте  директором департамента станет началом его карьеры.
После расследования версия взрыва не получила обоснования и была снята с обсуждения. Осталась версия официальная подтвержденная царским манифестом:
«…Неисповедимыми путями Божественного промысла свершилось над нами чудо милости Божией. Там. Где не было никакой надежды на спасение человеческое, Господу Богу угодно было дивным образом сохранить жизнь мне, императрице. Цесаревичу, всем детям моим…»
Управляющий Юго-Западными железными дорогами установил: быстрое движение тяжеленного поезда при двух паровозах и многих вагонов на участке ст. Борки невозможно. Министр путей сообщения принял расчеты и распорядился на этом участке снизить скорость. Царь возразил: «Я по другим дорогам езжу, не уменьшая скорость».
Тогда еще никто не знал, что со временем эта катастрофа повлечет за собой два очень важных события. От ушибов, полученных в тот день, у Александра III разовьется болезнь почек, от которой он умрет через шесть лет. А назначение титулярного советника в отставке Сергея Витте директором департамента станет началом его карьеры.

 Это был храм-памятник величию России эпохи Александра III! Памятник эпохе, когда без ведома России, Европа и чихнуть не смела.
 Русско-византийский стиль подчеркивал, что Третий Рим — духовный восприемник Константинополя Рима Второго.
  Проект храма разработал архитектор Роберт Марфельд. В церемонии  закладки собора участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич  Николай Александрович и другие члены царской семьи. Храм был рассчитан  на 1400 человек и представлял собой величественное строение, с трёх  сторон окружённое крытой галереей и увенчанное огромным золотым  шлемовидным куполом в орнаменте из двуглавых орлов. В очертаниях купола  угадывался и сакральный символ русской государственности — шапка  Мономаха!

Это был храм-памятник величию России эпохи Александра III! Памятник эпохе, когда без ведома России, Европа и чихнуть не смела.
Русско-византийский стиль подчеркивал, что Третий Рим — духовный восприемник Константинополя Рима Второго.
Проект храма разработал архитектор Роберт Марфельд. В церемонии закладки собора участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович и другие члены царской семьи. Храм был рассчитан на 1400 человек и представлял собой величественное строение, с трёх сторон окружённое крытой галереей и увенчанное огромным золотым шлемовидным куполом в орнаменте из двуглавых орлов. В очертаниях купола угадывался и сакральный символ русской государственности — шапка Мономаха!

 Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом.
  Иконостас храма был четырехъярусный; все иконы в нем написал выдающийся  русский художник Владимир Маковский. На западной стене был помещен  громадных размеров лик Христа Спасителя также работы Маковского.
 В хорошую погоду купол храма был виден из Харькова.
  К Борковскому храму восходит архитектурное решение многих других  церквей начала XX века, включая Богоявленский храм в Санкт-Петербурге и  соборную церковь в Харбине.
  Позже храм и часовня были переданы в ведение министерства путей  сообщения. Было создано особое попечительство, призванное заботиться о  состоянии храма.
 В 1897 году было установлено перенесение из Харькова в Спасов Скит 17-го октября чудотворной Озерянской иконы Божией Матери.
  Перед входом в здание инвалидного дома был открыт памятник Александру  III. Он представлял собой бюст императора в сюртуке и фуражке на  постаменте из розового гранита. Деньги на памятник  были пожертвованы служащими железной дороги. После революции 1917 года  бюст царя был сброшен, постамент же с повреждённым бронзовым барельефом  сохранился до наших дней.
 Территория вокруг была облагорожена красивым сквером и прудом с лебедями.
  На средства железнодорожных обществ, за счет пожертвования служащих и  частных лиц были, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная  библиотека имени императора Александра III.
 Вот так наши предки отметили чудесное Спасение государя Императора Александра ІІІ с Августейшей Семьей. 
  У харьковцев были все основания с почтением относиться к своему  монарху, ведь именно при Александре III Харьков стал крупным торговым и  промышленным центром. Произошло это потому, что харьковская железная  дорога была национализирована одной из первых в России. Цены на  перевозки были существенно снижены и как следствие в регион потоком  хлынули инвестиции. 
 Впоследствии на протяжении многих лет император приезжал в Харьков и Спасов Скит во время пасхальных празднеств.
  К сожалению, недолгим было правление Императора Александра III. После  болезни, 20 октября 1894 г. Царь, трижды причастившись перед смертью,  отошел в вечность, напутствуемый находившимся при нем великим  молитвенником и чудотворцем земли Русской отцом Иоанном Кронштадтским.
  На смерть Русского Царя отреагировал весь мир — и это уважение к нему  было просто удивительно на фоне обычной европейской русофобии.  Французский министр иностранных дел Флуранс говорил: «Александр III был  истинным русским Царем, какого до него Россия давно уже не видела.  Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но  побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру,  они искали идеалов вне России... Император Александр III пожелал, чтобы  Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою, и сам он  подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно  русского человека».
 Даже  враждебный России маркиз Сольсбери признавал: «Александр III много раз  спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи  Европы, как управлять своими народами». Об этом уважении современников к  русскому Императору до сих пор свидетельствует названный его именем  мост через Сену в самом центре Парижа.

Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом.
Иконостас храма был четырехъярусный; все иконы в нем написал выдающийся русский художник Владимир Маковский. На западной стене был помещен громадных размеров лик Христа Спасителя также работы Маковского.
В хорошую погоду купол храма был виден из Харькова.
К Борковскому храму восходит архитектурное решение многих других церквей начала XX века, включая Богоявленский храм в Санкт-Петербурге и соборную церковь в Харбине.
Позже храм и часовня были переданы в ведение министерства путей сообщения. Было создано особое попечительство, призванное заботиться о состоянии храма.
В 1897 году было установлено перенесение из Харькова в Спасов Скит 17-го октября чудотворной Озерянской иконы Божией Матери.
Перед входом в здание инвалидного дома был открыт памятник Александру III. Он представлял собой бюст императора в сюртуке и фуражке на постаменте из розового гранита. Деньги на памятник были пожертвованы служащими железной дороги. После революции 1917 года бюст царя был сброшен, постамент же с повреждённым бронзовым барельефом сохранился до наших дней.
Территория вокруг была облагорожена красивым сквером и прудом с лебедями.
На средства железнодорожных обществ, за счет пожертвования служащих и частных лиц были, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека имени императора Александра III.
Вот так наши предки отметили чудесное Спасение государя Императора Александра ІІІ с Августейшей Семьей.
У харьковцев были все основания с почтением относиться к своему монарху, ведь именно при Александре III Харьков стал крупным торговым и промышленным центром. Произошло это потому, что харьковская железная дорога была национализирована одной из первых в России. Цены на перевозки были существенно снижены и как следствие в регион потоком хлынули инвестиции. 
Впоследствии на протяжении многих лет император приезжал в Харьков и Спасов Скит во время пасхальных празднеств.
К сожалению, недолгим было правление Императора Александра III. После болезни, 20 октября 1894 г. Царь, трижды причастившись перед смертью, отошел в вечность, напутствуемый находившимся при нем великим молитвенником и чудотворцем земли Русской отцом Иоанном Кронштадтским.
На смерть Русского Царя отреагировал весь мир — и это уважение к нему было просто удивительно на фоне обычной европейской русофобии. Французский министр иностранных дел Флуранс говорил: «Александр III был истинным русским Царем, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России... Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою, и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека».
Даже враждебный России маркиз Сольсбери признавал: «Александр III много раз спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи Европы, как управлять своими народами». Об этом уважении современников к русскому Императору до сих пор свидетельствует названный его именем мост через Сену в самом центре Парижа.

ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ

И тем не менее через 30 лет страна оказалась в водовороте революционной смуты. 28 декабря 1918 года отряд под командованием матроса с говорящей фамилией Дыбенко после зверских истязаний скальпирования и других пыток расстрелял в Спасовом Скиту 101 монаха, шестерых настоятелей храмов, и офицеров, укрывшихся в монастыре. 
Храм до наших дней не дожил — был разрушен во время войны, в 1943-м.
В Великую Отечественную войну в окрестностях Тарановки и Соколово шли ожесточенные бои. Несмотря на это, к концу 1950-х годов стены еще возвышались над землей на 2-3 метра. Храм отчаянно сопротивлялся разрушению, словно ожидая спасения.
Все, что люди нашли под обломками, сейчас хранится в местном школьном музее.

РОСТКИ ПАМЯТИ
Теперь, атеистический шабаш ушел в прошлое, и ростки исторической памяти набирают силу.
В 1992 году по просьбе местных жителей в руинах часовни был открыт приход Нерукотворного Образа Христа Спасителя, начались богослужения. А в 2000 году на прием к начальнику Южной железной дороги Виктору Остапчуку пришли две пожилые прихожанки растерзанного храма и попросили помочь досками и жестью, чтобы сделать в часовне крышу, которая бы защищала и людей, и историческое здание от дождя и снега.


  Виктор Николаевич Остапчук, подняв архивные документы, буквально  загорелся идеей возрождения святого места. С благословения митрополита  Харьковского и Богодуховского Никодима было принято решение не только  помочь в обустройстве крыши, но и отреставрировать всю часовню, а заодно  и обустроить прилегающую к ней территорию, по возможности, в ее  первоначальном виде.
 Чудом удалось отыскать надгробную плиту, которая лежала на могиле погибших при крушении поезда.
  Плита в советские годы находилась в одной из ближайших сельских школ. А  когда школу разрушали, экскаватор грузил остатки кирпичного щебня,  перевернул эту плиту, и люди обратили внимание на крест, а потом и  надписи прочитали. После реставрации комплекса плиту положили туда, где  предположительно она могла находиться изначально — в документах  говорится, что она лежала с южной стороны храма.
  Часовня была вновь освящена в 2003 году в присутствии почетных гостей,  среди которых были консул РФ и тогдашний губернатор Харьковской области  Евгений Кушнарев.
 По уже  сложившейся традиции каждый год 30 октября православные патриоты Единого  Отечества собираются на этом месте и вспоминают чудо спасения царской  семьи, через которое Господь предупреждал, что набиравший силу грех  богоотступничества может лишить Россию законного правителя.

Виктор Николаевич Остапчук, подняв архивные документы, буквально загорелся идеей возрождения святого места. С благословения митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима было принято решение не только помочь в обустройстве крыши, но и отреставрировать всю часовню, а заодно и обустроить прилегающую к ней территорию, по возможности, в ее первоначальном виде.
Чудом удалось отыскать надгробную плиту, которая лежала на могиле погибших при крушении поезда.
Плита в советские годы находилась в одной из ближайших сельских школ. А когда школу разрушали, экскаватор грузил остатки кирпичного щебня, перевернул эту плиту, и люди обратили внимание на крест, а потом и надписи прочитали. После реставрации комплекса плиту положили туда, где предположительно она могла находиться изначально — в документах говорится, что она лежала с южной стороны храма.
Часовня была вновь освящена в 2003 году в присутствии почетных гостей, среди которых были консул РФ и тогдашний губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев.
По уже сложившейся традиции каждый год 30 октября православные патриоты Единого Отечества собираются на этом месте и вспоминают чудо спасения царской семьи, через которое Господь предупреждал, что набиравший силу грех богоотступничества может лишить Россию законного правителя.

ПРОРОЧЕСТВО О СПАСЕНИИ

Был месяц октомврий,
семнадцатый день,
И память святаго пророка Осии,
Который об участи царств и людей
Писал вдохновенно еще до Мессии:
«От власти сил ада Я их искуплю, –
Гремел Вседержитель, –
от смерти избавлю...»
Державный Монарх, повелитель России,
Как истинный пастырь народа и вождь,
В момент все наличные свитские силы
На месте крушенья в порядок привел
И лично командовал ими спокойно.
А Мать-Государыня, в платье одном,
Прикрывшись шинелью, как ратник на поле,
Сама облегчала страданья людей,
Оставив своих августейших детей.
Один из страдальцев, от раны ужасной
Уже умирая, Царицу спросил,
Увидев себя на руках белоснежных:
«А что Государь?»
Какое для смертных,
В ком Божий есть страх,
Еще доказательство силы любви
Простого народа
К Монарху родному?!

О чудесном спасении царя молилась вся  Россия. В этот день православная церковь чтит память ветхозаветного  пророка Осии и Андрея Критского.
  Имя Осия означает «спасение» или «избавление», жил он в IX веке до н.э.  в царстве Израильском и пророчествовал в то время, когда люди отступили  от истинного Бога и поклонялись идолам. Осия обличал нравственное  развращение, предрекал заслуженную кару за порок и призывал людей  вернуться к Богу. В память о нем 17 октября 1888 года в России было  создано православное братство святого пророка Осии, филиалы которого  возникли в Краснодаре, Майкопе и Анапе. Религиозные братства в Русской  Церкви решали задачи борьбы с расколом и сектами, оказывали помощь в  строительстве церквей, школ, занимались благотворительностью.
  Газета «Кубанские областные ведомости» за 1893 год сообщает: «15  августа в Анапе после совершения благодарственного молебна, при большом  стечении народа, совершена торжественная закладка новой церкви во имя  святого пророка Осии и Андрея Критского, в память чудесного спасения  жизни Их Императорских Величеств и Августейшей семьи во время крушения  17 октября 1888 года царского поезда.»
  Пророк обычно изображается со свитком; на свитке надпись: «От челюстей  ада искуплю их, от смерти их избавлю: смерть, где твое жало? ад, где  твоя победа?»
 Если сейчас  перечитать его книгу то поражает точность его пророчеств, применительно к  тому периоду, который пришлось пережить и нашему Отечеству за минувшее  столетие.
 Осия, пророчествовал  о близком пленении Израильтян Ассириянами, и о последовавшем затем  пленении Иудеев Вавилонянами, а также об общем возвращении Иудеев и  Израильтян из плена.
 Он  напоминал заблудшему народу, что вера есть «познание Бога», любовь к  нему. Но эта любовь требует нравственного служения, которое нельзя  подменить обрядами и дарами.
 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». (6:6.)
  Он предупреждает что, за грехом Богоотступничества последует неизбежная  расплата. С Израилем поступят, как с неверной женой. Он будет изгнан со  своей земли и лишен милости Божьей.
 «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». (4:6)
 «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу.» (4:10).
 «На заре погибнет царь Израилев!» (11:1)
 (В нашем историческом прочтении это 17 июля 1918 г.)
 «Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, — что он нам сделает?» (10:3)
 «Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих!»(13:10) 
 Взывает Господь через пророка к погибающему народу навлекшему на себя наказание. (В нашем прочтении это 1941 й год).
 Однако рядом с угрозами и возвещением наказания у Осии идет и обетование.
  «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину,  ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас  правду». (10:12)
 Это  обетование высказывается не просто как общая неопределенная надежда  лучших дней... но как определенное пророчество, что народ, исправленный  наказанием и в покаянии обратившийся к Господу, своему Богу, будет снова  воспринят Им под Свое покровительство.
  Как оскорбленный муж принимает заблудшую жену, так и Господь не  оттолкнет раскаявшихся. “Он уязвил — и Он исцелит” (6:1). Спасение у  Осии является свободным даром милости Божьей.
  Может действительно власть имущим пора одуматься, и вспомнить что  власть это форма ответственного служения. Вспомнить про отчий дом –  Единое Отечество поруганное и растерзанное. Понять, что древнее  пророчество и к нам адресовано.
  «И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну  главу, и выйдут из земли (переселения); ибо велик день Изрееля!». (1:11)
 В Ветхом Завете Изреель— это долина в Нижней Галилее, в нашем же случае — это территория от Курил до Карпат!
 Пророк называет этот день великим, потому что прекратятся в этот день великие бедствия, и будет он началом благоденствия.
О чудесном спасении царя молилась вся Россия. В этот день православная церковь чтит память ветхозаветного пророка Осии и Андрея Критского.
Имя Осия означает «спасение» или «избавление», жил он в IX веке до н.э. в царстве Израильском и пророчествовал в то время, когда люди отступили от истинного Бога и поклонялись идолам. Осия обличал нравственное развращение, предрекал заслуженную кару за порок и призывал людей вернуться к Богу. В память о нем 17 октября 1888 года в России было создано православное братство святого пророка Осии, филиалы которого возникли в Краснодаре, Майкопе и Анапе. Религиозные братства в Русской Церкви решали задачи борьбы с расколом и сектами, оказывали помощь в строительстве церквей, школ, занимались благотворительностью.
Газета «Кубанские областные ведомости» за 1893 год сообщает: «15 августа в Анапе после совершения благодарственного молебна, при большом стечении народа, совершена торжественная закладка новой церкви во имя святого пророка Осии и Андрея Критского, в память чудесного спасения жизни Их Императорских Величеств и Августейшей семьи во время крушения 17 октября 1888 года царского поезда.»
Пророк обычно изображается со свитком; на свитке надпись: «От челюстей ада искуплю их, от смерти их избавлю: смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?»
Если сейчас перечитать его книгу то поражает точность его пророчеств, применительно к тому периоду, который пришлось пережить и нашему Отечеству за минувшее столетие.
Осия, пророчествовал о близком пленении Израильтян Ассириянами, и о последовавшем затем пленении Иудеев Вавилонянами, а также об общем возвращении Иудеев и Израильтян из плена.
Он напоминал заблудшему народу, что вера есть «познание Бога», любовь к нему. Но эта любовь требует нравственного служения, которое нельзя подменить обрядами и дарами.
«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». (6:6.)
Он предупреждает что, за грехом Богоотступничества последует неизбежная расплата. С Израилем поступят, как с неверной женой. Он будет изгнан со своей земли и лишен милости Божьей.
«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих». (4:6)
«Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу.» (4:10).
«На заре погибнет царь Израилев!» (11:1)
(В нашем историческом прочтении это 17 июля 1918 г.)
«Теперь они говорят: «нет у нас царя, ибо мы не убоялись Господа; а царь, — что он нам сделает?» (10:3)
«Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих!»(13:10)
Взывает Господь через пророка к погибающему народу навлекшему на себя наказание. (В нашем прочтении это 1941 й год).
Однако рядом с угрозами и возвещением наказания у Осии идет и обетование.
«Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду». (10:12)
Это обетование высказывается не просто как общая неопределенная надежда лучших дней... но как определенное пророчество, что народ, исправленный наказанием и в покаянии обратившийся к Господу, своему Богу, будет снова воспринят Им под Свое покровительство.
Как оскорбленный муж принимает заблудшую жену, так и Господь не оттолкнет раскаявшихся. “Он уязвил — и Он исцелит” (6:1). Спасение у Осии является свободным даром милости Божьей.
Может действительно власть имущим пора одуматься, и вспомнить что власть это форма ответственного служения. Вспомнить про отчий дом – Единое Отечество поруганное и растерзанное. Понять, что древнее пророчество и к нам адресовано.
«И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли (переселения); ибо велик день Изрееля!». (1:11)
В Ветхом Завете Изреель— это долина в Нижней Галилее, в нашем же случае — это территория от Курил до Карпат!
Пророк называет этот день великим, потому что прекратятся в этот день великие бедствия, и будет он началом благоденствия.

ФУНДАМЕНТ РУСИ
В 2008 г по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II один из восьми лучей крестного хода “Под Звездой Богородицы” Иерусалим — Москва проходил через Харьков.
1 мая «Державную» икону Божией Матери встречали в Спасовом Скиту, в часовне «Спаса Нерукотворного».
В тот майский день погода, похоже, решила испытать участников крестного хода на прочность, сначала бушевала гроза, а потом обрушился крупный град. Кто знает, может, небо оплакивало более сотни монахов-мучеников, за веру расстрелянных здесь большевиками и, до сих пор, не упокоенных должным образом, уничтоженный храм «Христа Спасителя», а также наше разделение? Но люди выдержали натиск стихии и тучи рассеялись.
Крестный ход наглядно выявил — жив идеал Святой Руси. Русь практически всю историю своего существования была политически раздроблена. Но идеал жив и в трудные времена Православная Вера служит единению людей и становится основой духовного возрождения.
На жертвенном подвиге императорской семьи, высоких идеалах выковывается духовный характер людей новой эпохи. Эпохи пробуждения Руси от векового сна.
Именно это место особо отмечено в духовной географии Руси. Ведь Русь реально существует, у нее даже глава есть — Патриарх всея Руси.
Мы знаем, что без промысла и волос с головы не падает, так почему же так было угодно Господу, что именно в Борках, на территории нынешней Украины произошло чудесное спасение царской семьи, а не, к примеру, в Белгородской области? Не потому ли, чтобы потомки, невзначай не забыли, что фундамент Руси гораздо шире географических границ нынешней России, и не потому ли что Россия, Белоруссия или Украина не вся Русь, а лишь части ее. И части не дано иметь того, что можно обрести в цельности, а целостность — это обретение нового качества  соборности. Соборность это высота, на которую нужно взойти через единомыслие, это коллективный труд, молитва общая, которая ценна в глазах Божьих.
Сейчас много говорят о том, что Русь несет печать Богоподобия, но вот вопрос, сможет ли она оправдать свое призвание?
Требуются зримые символы, которые пробуждают историческую память народа и напоминают о нашем призвании.
Если Богу будет угодно, то, как зримое отображение нашей веры и нашего духовного единства, храм Христа Спасителя в Спасовом Скиту вновь воздвигнется.
Нам, людям маловерным, требуются зримые символы, пробуждающие историческую память трех ветвей одного народа, которые смогут напомнить о нашем призвании.

Через Спасов Скит курсируют поезда в южном направлении, и через некоторое время вся Русь может стать свидетелем чуда, отображенного в камне. Само строительство заключает в себе корень «страивать, настраивать» — производные Троицы, строить, прилагая усилия. И это будет зримым фундаментом той будущей Руси, о которой пророчествовал Иоанн Кронштадский, которая воздвигнется на прежнем основании (фундамент разрушенного храма буквально сохранился), на костях мучеников. (буквально на костях монахов Спасова Скита, которые были расстреляны большевиками)
И будет крепка верой в Пресвятую Троицу!


  В революционном шабаше погибла монархическая Россия, но как срубленное  дерево дает побеги от корня, так и сейчас на фоне наблюдаемой нами  всемирной демократической вакханалии, в сердцах людей возрождается идея  народной без сословной монархической государственности, которая как  известно из Святого Писания после теократии наболее соответствует  Божьему Замыслу о устройстве человеческого общества.

В революционном шабаше погибла монархическая Россия, но как срубленное дерево дает побеги от корня, так и сейчас на фоне наблюдаемой нами всемирной демократической вакханалии, в сердцах людей возрождается идея народной без сословной монархической государственности, которая как известно из Святого Писания после теократии наболее соответствует Божьему Замыслу о устройстве человеческого общества.

ОБРАЗ БУДУЩЕГО
В 2007 году я познакомился с местными краеведами и Александром Комовым, который увлек меня темой восстановления храма Христа Спасителя в Спасовом Скиту.

Я пытался выйти с этим предложением на  владыку Никодима Богодуховского и Харьковского. Мне тогда сказали, что  это опасно, так как СБУ тему восстановления храма в Спасовом Скиту  держит на особом контроле.
Сочувствующие  моему делу представители Епархии посоветовали выйти сразу на будущего  Патриарха и помогли попасть на Рождественские чтения. 
  В Кремлевском Дворце съездов январе 2008 года мне удалось встретиться  на «Рождественских чтениях» с митрополитом Смоленским и Калининградским  Кириллом и переговорить по этому вопросу.
 Тогда Митрополит Кирилл сказал, что храм восстанавливать надо, но время этому еще не пришло.
  Мне в 2008 году казалось, что условия для воссоздания храма вызревают,  но государственный переворот 2014 года на Украине подтвердил верность  суждения Патриарха.
 Я  неоднократно выступал на различных конференциях по теме Спасова Скита и  после выступления на Рождественских чтениях в 2010 м году архитекторы из  Санкт-Петербурга выслали мне уникальные фото и чертежи храма из архива.
Я пытался выйти с этим предложением на владыку Никодима Богодуховского и Харьковского. Мне тогда сказали, что это опасно, так как СБУ тему восстановления храма в Спасовом Скиту держит на особом контроле.
Сочувствующие моему делу представители Епархии посоветовали выйти сразу на будущего Патриарха и помогли попасть на Рождественские чтения. 
В Кремлевском Дворце съездов январе 2008 года мне удалось встретиться на «Рождественских чтениях» с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и переговорить по этому вопросу.
Тогда Митрополит Кирилл сказал, что храм восстанавливать надо, но время этому еще не пришло.
Мне в 2008 году казалось, что условия для воссоздания храма вызревают, но государственный переворот 2014 года на Украине подтвердил верность суждения Патриарха.
Я неоднократно выступал на различных конференциях по теме Спасова Скита и после выступления на Рождественских чтениях в 2010 м году архитекторы из Санкт-Петербурга выслали мне уникальные фото и чертежи храма из архива.

 16-18 июля 2010 г в Харьковской области побывала мироточивая чудотворная икона святых Царственных мучеников.
  Данная акция состоялась по инициативе харьковской областной  общественной организации «Русь Триединая» и Союза Православных  Хоругвеносцев, по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея  Руси Кирилла и по Благословению митрополита Харьковского и  Богодуховского Никодима, была приурочена к 10-летию прославления Царской  Семьи Русской Православной Церковью.
  Мы преодолели массу организационных трудностей и сопротивление русофоба  секретаря Епархии о. Михаила Кита. Он затягивал с благословением  Епархии и при очередной встрече на наш аргумент, что у нас есть  Патриаршее благословение, прямо сказал: "Что нам Патриарх Московский!?".
 На что я ему ответил: "Заметьте, и Всея Руси!".
 Не знаю, нашел бы он сейчас аргументы, но тогда промолчал.
 18 июля икона была в Спасовом Скиту и на молебне при большом стечении народа — замироточила!

16-18 июля 2010 г в Харьковской области побывала мироточивая чудотворная икона святых Царственных мучеников.
Данная акция состоялась по инициативе харьковской областной общественной организации «Русь Триединая» и Союза Православных Хоругвеносцев, по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по Благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, была приурочена к 10-летию прославления Царской Семьи Русской Православной Церковью.
Мы преодолели массу организационных трудностей и сопротивление русофоба секретаря Епархии о. Михаила Кита. Он затягивал с благословением Епархии и при очередной встрече на наш аргумент, что у нас есть Патриаршее благословение, прямо сказал: "Что нам Патриарх Московский!?".
На что я ему ответил: "Заметьте, и Всея Руси!".
Не знаю, нашел бы он сейчас аргументы, но тогда промолчал.
18 июля икона была в Спасовом Скиту и на молебне при большом стечении народа — замироточила!
В данное время настоятель храма отец  Леонид пытается на месте снесенного храма ставить небольшой деревянный  храм святых Царственных мучеников, но дальше заливки фундамента дело так  и не пошло.
 Трудно строить,  когда у власти адепты «героев», которые способны только разрушать.  Фашизм — это общественный наркотик, он лишь на краткое время дает заряд  идейной одержимости, но потом неминуемо следует общее тяжелое трезвение,  и разочарование в слепых поводырях.
 Теперь  же и идейный заряд укро-фашистов будет терять силу. Но в этой брани, в  крови и огне успела появиться на свет Новороссия. Многим даже сейчас  видится, что это скорее идея-мечта русского народа об обществе,  построенном на основе традиционных ценностей и принципах социальной  справедливости. Новороссия — это наш Китеж-град!
  Но чтобы Новороссия устояла, нужна позитивная созидательная идея и  зримый понятный символ этой идеи, — идеи новой возрожденной Руси. Нужна  красивая яркая мечта, большое общее дело. Без идеи не бывает победы! А  сторонникам общерусского единения не хватает зримой, позитивной,  созидательной объединяющей идеи и общего символа.
 Тему восстановления храма-символа в Спасовом Скиту пора поднимать!
 Мы же не можем представить себе Москву без Кремля и собора Василия Блаженного, а Киев без Софии Киевской. 
  Мы знаем, что когда Россия уклоняется от своего исторического  призвания, терпит поражение на фронте внутреннем и внешнем. Господь  взыскивает не только за греховное деяние, но и за недеяние. 
  Сейчас важно вспомнить опыт Великого князя Ивана III Великого, не  побоявшегося вступить с могущественной в тот момент Литвой в битву за  собирание русских земель, остановившего Западную экспансию и создавшего  образ Отечества, заложившего основание нынешней России. И сейчас по  прошествии пятисот лет у России тот же вызов и тот же выход не  сваливаться ни в Западный, ни в Евразийские проекты, а собирать  собственное цивилизационное ядро — Русь на подлинном духовном основании.
  После освобождения территории Харьковской области от укро-фашистов  важно будет начать работу над восстановлением монастыря и  величественного храма Христа Спасителя в Спасовом Скиту. Это столь  очевидно высветит подлинное историческое основание Единого Отечества,  что украинским сепаратистам нечего будет противопоставить. 
 Воссозданный храм Христа Спасителя в Москве, символизирует обращение России к историческим корням. 
 Строительство храма Христа Спасителя в Екатеринбурге, символизирует покаяние русского народа в грехе цареубийства. 
 А восстановленный храм Христа Спасителя в Спасовом Скиту будет символом освобожденной большой Новороссии!
В данное время настоятель храма отец Леонид пытается на месте снесенного храма ставить небольшой деревянный храм святых Царственных мучеников, но дальше заливки фундамента дело так и не пошло.
Трудно строить, когда у власти адепты «героев», которые способны только разрушать. Фашизм — это общественный наркотик, он лишь на краткое время дает заряд идейной одержимости, но потом неминуемо следует общее тяжелое трезвение, и разочарование в слепых поводырях.
Теперь же и идейный заряд укро-фашистов будет терять силу. Но в этой брани, в крови и огне успела появиться на свет Новороссия. Многим даже сейчас видится, что это скорее идея-мечта русского народа об обществе, построенном на основе традиционных ценностей и принципах социальной справедливости. Новороссия — это наш Китеж-град!
Но чтобы Новороссия устояла, нужна позитивная созидательная идея и зримый понятный символ этой идеи, — идеи новой возрожденной Руси. Нужна красивая яркая мечта, большое общее дело. Без идеи не бывает победы! А сторонникам общерусского единения не хватает зримой, позитивной, созидательной объединяющей идеи и общего символа.
Тему восстановления храма-символа в Спасовом Скиту пора поднимать!
Мы же не можем представить себе Москву без Кремля и собора Василия Блаженного, а Киев без Софии Киевской.
Мы знаем, что когда Россия уклоняется от своего исторического призвания, терпит поражение на фронте внутреннем и внешнем. Господь взыскивает не только за греховное деяние, но и за недеяние.
Сейчас важно вспомнить опыт Великого князя Ивана III Великого, не побоявшегося вступить с могущественной в тот момент Литвой в битву за собирание русских земель, остановившего Западную экспансию и создавшего образ Отечества, заложившего основание нынешней России. И сейчас по прошествии пятисот лет у России тот же вызов и тот же выход не сваливаться ни в Западный, ни в Евразийские проекты, а собирать собственное цивилизационное ядро — Русь на подлинном духовном основании.
После освобождения территории Харьковской области от укро-фашистов важно будет начать работу над восстановлением монастыря и величественного храма Христа Спасителя в Спасовом Скиту. Это столь очевидно высветит подлинное историческое основание Единого Отечества, что украинским сепаратистам нечего будет противопоставить.
Воссозданный храм Христа Спасителя в Москве, символизирует обращение России к историческим корням.
Строительство храма Христа Спасителя в Екатеринбурге, символизирует покаяние русского народа в грехе цареубийства.
А восстановленный храм Христа Спасителя в Спасовом Скиту будет символом освобожденной большой Новороссии!

СПАСОМ НОВОРОССИИ! СИМВОЛОМ ОБЩЕРУССКОГО ЕДИНЕНИЯ!

Большой Новороссии еще предстоит стать становым хребтом Русской цивилизации, осевой линией, которая прочно скрепит будущую Русь Единую не только духовно, но и политически!
Тогда исполнится пророческое стихотворение поэта русского воскресения белоэмигранта Сергея Бехтеева.

ГРЯДУЩЕЕ

Гляжу спокойно в даль веков,
Без сожаленья и боязни -
Что для меня мятеж рабов,
Насилья, стоны, кровь и казни,
Ничто не ново под луной -
Гроза пройдет, покой настанет,
И над смирившейся волной
Сиягь, как прежде, солнце станет.
Всему свой срок, своя пора,
Пургу зимы весна сменяет,
И сплав льдяного серебра
Улыбкой знойной расплавляет...
Ударит час - родной слепец
От красных бельм своих прозреет,
И все постигнет наконец,
И козни вражий рассеет.
Крестом саженным осенясь,
Спокойно,вдумчиво и кротко,
Он с правдой установит связь,
И истину запишет четко.
К Европе подлой став спиной,
И углубясь во мглу преданий,
Он вынет гордо быт родной
Из погребов воспоминаний.
Пройдя сквозь грозный строй невзгод
И раскусив нутром обманы,
Начнет зализывать народ
Свои дымящиеся раны.
Он вспомнит набожных Царей,
Их правду, милость и смиренье,
И проклянет поводырей
Богопротивного движенья.
Пройдет неистовый угар,
И жажда зверств и дикой воли,
И то, что буйный сжег пожар,
Отстроит горб покорной голи.
Опять возьмется Божий люд
За ржавый заступ и лопату,
Проснутся знанья, долг и труд,
И брат протянет руку брату.
И будет мир, и будет лад,
Хлеба оденут гладь пустыни,
И чернь найдет зарытый клад
В обломках попранной святыни...
Гляжу спокойно в даль веков,
Без опасений и без страха -
И зрю Россию без оков
В державной шапке Мономаха.

Сергей Бехтеев
Старый Футог (Сербия) 1927 г. 

Сергей Моисеев,
председатель Харьковской областной 
общественной организации
«Русь Триединая»

Небольшой документальный фильм о Борках

ЧУДО СПАСЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ

Праздник Нерукотворного Образа Спасов Скит

ФОТО В ДОВЕСОК:

Источник:
Источник:

http://russtriedin.ru/temy/28-obraz-budushchego/233-tretij-spas-russkogo-mira