95 subscribers

240 read the story to the endThat's 66% of the total page views
8 minutes — average reading time
Фотографии Стасо https://www.instagram.com/vazovskyy/

16 января ехала на работу в электричке и поняла, что опять хочу в Дагестан, хотя с прошлой поездки прошло всего три месяца, да и Новый Год я встречала в горах (правда, в Кабардино-Балкарии). Решила понастольгировать — написала Стасу и попросила скинуть съёмку с айфона из нашего осеннего дагестанского тура (кстати, он не прислал её до сих пор), заодно стали обсуждать варианты путешествий. Я только написала заявление на увольнение из редакции с графиком 4/4 и с конца месяца должна была перейти на 5/2, что уменьшало шансы на спонтанные поездки. Но уже 19 января решила, что поеду в Дагестан на майские — в любом случае будут долгие выходные, хотя бы на 5 дней сгонять. Даже выстроила примерный маршрут. В середине марта узнала, что с апреля перехожу на график 7/7. Теперь уже ничто не могло меня остановить.

21 марта скинула Стасу нитку маршрута, выбрали даты, билеты. Написала Вартану, с которым катались на каньон и бархан в октябре — теперь искали машину на три дня, чтобы успеть посмотреть все топовые места. Вартан не мог поехать сам, скинул контакт друга Сунгура, мы предварительно договорились. Стас у меня спросил: «А что за машина?» Я тогда не знала, но ответила: «Да на 90% уверена, что «Лада» — у чётких пацанов должна быть она».

Вопрос с жильём в сёлах помог решить опять же Вартан — поделился со мной контактами из Гуниба и Хунзаха. Хотя мы и собирались приехать в самый сезон, в обоих сёлах согласились заселить. Гимбат из Хунзаха даже скинул фото и эпичное видео дома с репликами «все щикарно» и «решётки на окнах, чтобы вас не украли», после просмотра которого захотелось оказаться в Дагестане в ту же минуту.

6 апреля ко мне из Тулы на чебурек-пати приехала Ирка. Мы отлично сидели на кухне, почему-то заговорили про поездку в Дагестан.

— Пешком ходить будете? — спросила Ира.

— Нет, на разведку мест для будущего маршрута еду, большую часть времени планируем передвигаться на машине.

— Хочу с вами: в поход никогда не соберусь, а тут такой шанс!

Перед сном включила ей фильм «Хребет» Антона Ланге (но мы обе быстро уснули). На следующее утро Иринка уехала. Я была уверена, что она откажется от своей затеи, но через два дня получила сообщение: «Купила билеты на поезд до Махачкалы». Нормально на чебуреки съездила.

Москва — Махачкала

Мой рейс вылетал из «Шереметьево» 29 апреля в 08:05. Как обычно, выстроила логистику заранее: на первой электричке доеду до Курка, оттуда на метро до Белки и на шестичасовой аэроэкспресс, в Шарике буду в 06:35. Но магистр логистики облажался: первый поезд метро прибывает на «Курскую» только в 05:50. Поняла, что на аэроэкспресс не успеваю, решила, поеду на следующем, в 06:30 — он прибудет в 07:05, регистрация закроется в 07:25, но что-то меня смущало. Посмотрела билет — терминал вылета В: он новый, от аэроэкспресса до него довольно далеко, да и я никогда там не была. Очевидно, рисковать рейсом не стоило, поэтому вышла на Белке в 06:05 и взяла такси. В терминал прибыли без пятнадцати семь, но приключения на этом не закончились.

У стоек регистрации собралась целая толпа — казалось, вся Москва валит на майские. Встала в конец очереди, через 25 минут оказалась в первой линии, оставалось десять минут до окончания регистрации на рейс, а передо мной еще восемь человек. Спросила у соседней пары пожилых людей: «Не знаете, мне ждать свою очередь при таких обстоятельствах?» Они посоветовали обратиться к парню на стойке, который сразу же зарегистрировал меня.

В терминале установлена автоматическая система считывания билетов, возле неё тоже оказалось полно народу. Контроль и пункт досмотра прошла за 25 минут (а на билетах пишут, что посадка заканчивается за 20), помчала искать выход. Терминал В гигантский, всегда приезжайте сильно заранее (особенно в праздники), чтобы не бегать, как я. А вообще, мне очень повезло, что в итоге всё успела, хотя перед выездом из дома наивно думала: «Да у меня будет полно времени, ещё кофе выпью в зале ожидания».

При посадке в самолёт зашла группа пассажиров азиатской внешности в одинаковой форме с флагами на груди. «О, чуваки из Северной Кореи», — подумала и написала Стасу: «Прикинь, половина рейса северокорейцы, что они в Дагестане забыли вообще. Может, борцуха на соревнования едет». Потом посмотрела ещё раз на форму и поняла: это флаг не Северной Кореи. Отправила второе сообщение: «Ой, это южнокорейцы». Но потом загуглила флаг и написала: «Блин, это китайцы вообще». Знаток географии из меня тот ещё.

Место забронировала у иллюминатора. При взлёте рассмотрела ГЭС, похожую на ту, что видно из окон мытищинской квартиры друзей. Заметила торговый центр и поняла, что это точно те края — теперь у меня есть крутая фотка дома хомяков.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

В ночь перед вылетом спала два часа, да и вся предыдущая неделя прошла непросто. Но во время полёта не уснула — пялилась в окно. Когда стали снижаться над Каспием, на горизонте показались знакомые очертания гор и бархан Сарыкум.

Как будто по щелчку меня накрыло состояние абсолютного счастья: в момент пропали все мысли о московских делах и проблемах, лицо растянулось в улыбке. С этим ощущением прожила всю нашу поездку.

Махачкала

Когда выходишь на трап в «Уйташе» и делаешь первый вдох, чувствуешь насыщенный морской воздух — люблю этот момент. Возле самолёта стояли два автобуса, пока спустилась, один закрыл двери и уехал. Второй напоминал автобусы, на которых перевозят спортивные команды. «За китайцами приехали», — решила я и не пошла. Но сотрудник аэропорта направлял именно к нему. Никогда не видела, чтобы до терминала возили на таких.

Рюкзак получила быстро, вскоре приехал таксист. По пути увидели ДТП, и водитель стал периодически повторять: «Ваи, ваи». Подумала: «Какой эмоциональный». Но оказалось, что ВАИ — это военная автоинспекция, просто патрульная машина попала в аварию.

Гостиница находилась ближе к окраине, но дойти до центрального рынка всё равно решила пешком (километра четыре). На улице стояла жара: переоделась в майку и рубашку, переобула кроссовки, опустошила рюкзак и взяла с собой (масштабы своих покупок я прекрасно знаю). По пути поняла, что с прикидом в этот раз ошиблась: уж слишком открытая майка, да и рубашка короткая — тыл в обтягивающих трениках не прикрывает совсем. Увидела торговый центр со «Спортмастером», там купила чёрную длинную футболку Kappa — в ней чувствовала себя комфортнее.

По пути фотографировала уличных котеечек и увидела, наконец, Джума-мечеть, до которой не дошла в предыдущие приезды. Она очень красивая!

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

Ещё пара километров, и вот он, рынок ЦУМ — место, где есть практически все главные дагестанские вкусности. Купила урбеча, несколько огромных кусков овечьего горного сыра, клубники, овощей, зелени, домашней колбасы. Потратила за 15 минут почти пять тысяч — это ещё повезло, что у меня наличка закончилась, иначе бы не ушла так быстро (хотя сыры оплачивала уже переводом на карту). Рюкзак значительно потяжелел, с ним я пошла в сторону вокзала — через час прибывал поезд Иринки.

Кроссовки оказались не слишком удобными, чувствовала, что натёрла мозоль на подошве. Время ещё оставалось, поэтому сбегала до Каспия и походила в прохладной воде — стало полегче!

Встретились с Иринкой на вокзале и пошли обедать в кафе «Инт» — здесь мы тусили со Стасом в октябре перед вылетом в Москву. Начала знакомить Иру с национальной кухней — заказала хинкал и чуду. Душевно посидели, а когда расплачивались, официантка сказала мне: «Вы же осенью приезжали, да?» Наверное, трудно забыть людей с такими рюкзаками, как у нас.

По дороге в гостиницу попросили таксиста остановить у магазина со спиртным — на меня возлагалась миссия закупиться вином перед выездом в горы (теперь-то мы уже знали, что делать это лучше заранее). Затарились конкретно: в номере на столе образовалась целая батарея из бутылок. В магазине рядом взяли ещё вина на вечер, чтобы не разорять запасы, и пошли гулять.

Кроссовки переобула, но мозоли уже появились. Пришлось купить волшебный йод в карандаше — наше с медведями походное средство от всех болезней. Ещё зашли в кондитерскую — очень хотелось пахлавы, взяли разной и мучную халву.

Когда до набережной оставалось полтора километра по прямой, Иринка спросила: «Долго ещё? Я устала». Но всё-таки дошли. У Каспия тусовалось много народу, кто-то жёг костер прямо у воды. Присмотрели большой камень, на котором разложили вкусняшки, открыли бутылку «Розалии» моим супер-штопором (всегда беру его с собой в Дагестан). Когда допили, прогулялись до парка. У входа стоял памятник Ленину — сделали эпичную фотографию для Кати (она собирает фотки Ильичей из разных городов). Снимок получился криповейший. Его увидел в сторис Стас и ответил: «Походу винишко уже откупорили)».

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

— Можно мы на такси в гостиницу поедем? — с надеждой спросила Ира.

— Конечно! Попробую через приложение Яндекса вызвать, вдруг работает.

Яндекс.Такси действительно можно пользоваться в Махачкале. Мы ждали 14-ю Ладу чёрного цвета, приехала тонированная. Происходившее дальше напоминало сцену из фильма «Страна Оз», когда Троянова попадает в машину к Цыганову — даже музыка похожая играла. За рулём сидел молодой парень в маске по типу медицинской. Он что-то говорил, но слова было не разобрать. На каждом светофоре водитель люто газовал и резко набирал скорость. Подумала: «Я-то с такими ездила тут раньше, а вот Ирка, наверное, охреневает». Таксист тормознул у гостиницы и с нескрываемым ликованием спросил: «Ну что, быстро доехали?» Мы посмеялись, стали искать деньги. «Сто рублей достаточно». Иринка, конечно, этой поездкой впечатлилась.

В номере не засиживались, быстро легли спать — выезжать предстояло в семь утра, где-то в четыре прибывал Стас. Завела три будильника, начиная с 05:40.

Махачкала — Гуниб

Стас быстро доехал из аэропорта до гостиницы, встретили его и легли досыпать. Проснулась от будильника, звучавшего сквозь сон, посмотрела на часы — 06:10. Мы умудрились 30 минут не обращать внимания звонок! С половины седьмого лихорадочно собирали вещи, раскиданные по всему номеру, в 06:45 Сунгур написал, что выезжает, в 07:13 у входа нас ждала чёрная «Приора».

По пути Сунгур рассказывал интересные истории. «У нас есть место на дороге, там под горку, но если машину остановить, она наверх поедет, и вода там вверх течёт. Никто не знает, в чём дело, даже специалисты с телевидения приезжали изучать». Естественно, нам это место показали: реально было ощущение, что машина задом едет наверх. Вода же стекала не столько вверх, сколько вбок. Ирка пыталась доказать, что это всё визуальный обман, а мы со Стасом сошлись на том, что это просто дагестанская аномалия.

Дальше ехали через модный тоннель в горе. «Когда отсюда выезжаешь, совсем другой пейзаж начинается», — анонсировал Сунгур. Действительно, поменялась не только картинка за окном, но и погода: светило солнце, а в Махачкале было пасмурно и накрапывал дождь.

Первая достопримечательность оказалась внеплановой — нас высадили в Гимры у реконструированной башни, с которой во время Кавказской войны спрыгнули Шамиль и Гази-Магомед, в моём маршруте она не значилась. Поднялись наверх, оттуда открывался вид на горы и дорогу.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

По пути в Салту нас тормознули на посту ДПС, быстро проверили и отпустили. Всю дорогу радовали пейзажи. Мы ехали вдоль огромного хребта, который, казалось, не исчезнет из виду никогда.

На обед остановились в небольшом кафе, где подают вкусные чуду и чай из горных трав.

Сунгур в разговоре с Вартаном узнал, что дорогу к Салте могли закрыть из-за ремонта. Решили уточнить у пожилой женщины, стоявшей на остановке. Она ничего не знала, посоветовала обратиться к мужу — он работал на заправке рядом. Мужчина кому-то позвонил и всё узнал — нашей чёткой команде повезло: строители в этот день освободили дорогу. Мы свернули на пыльную грунтовку.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

Село Салта находится прямо у хребта. Над малоэтажными домами возвышается высокая мечеть, но на фоне гор и она выглядит крошечной. На въезде заметили странные конструкции в виде скорпиона и паука — так и не поняли, что это.

Солнце разогрело, стало жарко. Ребята переоделись в шорты и майки, все намазались солнцезащитным кремом. Предстояло дойти до Салтинского водопада.

Видно, что в этих местах привыкли принимать туристов: на пути стоят каркасы летних кафе, а ближе ко входу в теснину с сезона не убраны самовары и столики с креслами. Но самое эпичное в этом импровизированном кафе — розетка в скале: не ленивые люди, с села по проводам протянули электричество.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

— Похоже, не будет водопада, река пересохла. Обидно, с водой красивее, — сказал Сунгур.

До водопада надо идти по теснине. Отличное живописное место! Там прохладно в любую погоду, на стены через край скал падает солнечный свет.

Водопад и правда пересох: там, где обычно мощный поток — лишь небольшая лужица. Но нас это совсем не расстроило. Устроили пикник в этом месте. Иринка осталась чуть ниже — побоялась лезть до конца, но Сунгур вернулся и провел её. Открыли вино, достали овощи и сыр — прекрасно пообедали.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

Когда шли обратно к машине, мимо промчали местные на эпичном мотоцикле с люлькой — Стас их заснял.

Поехали в Чох, за окном по-прежнему были шикарные пейзажи, для усиления колорита Сунгур включил аварскую лезгинку. Увидели издалека Гуниб, над ним сгущались тучи, которые вскоре догнали и нас.

Вышли на центральной площади Чоха (она очень маленькая), начался дождь. Мы нацепили ветровки и пошли гулять по селу.

Увидели и добротные обжитые дома, и живописные развалины. Мне особенно понравилась большая заброшенная усадьба с воротами — на них висела табличка: «Памятник архитектуры Дом Мамалава, 1875 год. Образец жилой архитектуры XIX века. Состоит под охраной». Судя по состоянию, такая себе охрана.

На краю села стоит лавка, Сунгур сел и сказал: «Каща! Стас, хапни меня на фоне гор». Каша — высшая степень похвалы на местном (как нам объяснили, это даже лучше, чем «бомба» и «пушка», антоним — «чанда»). Виды и правда открывались замечательные.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

Улицу прошли до конца, не встретили ни одного человека — Чох словно вымер. Видели только много котиков и большого грустного пёселя на цепи на открытом балконе.

Прогулку оборвала гроза, но я радовалась: встретить первую в году грозу в таком месте — каша жи есть! А Стас сделал отличные фотографии белых снежников на фоне пасмурного неба.

Когда совсем полило, забежали в машину. Стали есть мучную халву — из-за жары она растаяла, пришлось резать ножом. Халва эта супер-вкусная, я на неё подсела.

На выезде из Чоха увидели памятник: «Это Али Алиев, известный борец, он тут родился», — просветил нас Сунгур.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

С дороги просматривалось всё село, выстроенное на склоне горы. Стас попросил тормознуть, чтобы поснимать. «Сейчас смотровая будет, там остановимся».

У смотровой стоял белый «Гелик», на площадке суетился человек с камерой рядом с мужчиной в дорогих часах и брендовой одежде.

— Кто здесь жил? — спросил парень с камерой, как только заметил нас.

— Шамиль, — сказал Сунгур.

— А ещё кто? — не унимался оператор.

— Али Алиев, — этот ответ удовлетворил.

Я ушла в сторону села фотографировать, когда вернулась, ребята стояли рядом с мужчиной в белой рубашке и внимательно слушали. Он рассказывал про новую школу в Чохе, про исторические дома. Подумала, что это гид, а оказалось — глава поселения (пока ходила, прослушала самую кашу, видимо).

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

— Пойдёмте ко мне в гости! — традиционно пригласили нас.

— Мы бы с радостью, но не получится — время поездки чётко расписано, — сказала я. — В следующем сезоне хочу в эти места с палатками группу привести, вот тогда и зайдём.

— Зачем с палатками, в доме переночуете, не позорьте меня! — настаивал мужчина.

— Мы на природе жить любим.

— Хотя бы во дворе дома тогда встанете.

О да, знакомые разговоры — мы таких наслушались во время похода по Дахадаевскому району в 2017 году. Никто не понимал, нафига мы в палатках спать собираемся, дом жи есть!

Из школы выбежали ребятишки. Увидев фотоаппарат Стаса, начали радостно кричать и махать руками.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

Новый знакомый обменялся номерами с Сунгуром, мы попрощались и погнали дальше, в Гамсутль — там до финальной точки надо подниматься пешком. У реки стоял туристический микроавтобус. «Да оставь тоже здесь», — настаивала Ирка, но Сунгур решил подняться выше.

Дорога до Гамсутля отличная: долго идёшь в гору через густой лес (их в Дагестане не так много), перед выходом к селу есть родник с вкусной водой. Сунгур и Стас поднимались бодренько, Ирка заметно отставала. «Где там наша ракета?» — в шутку сказал Сунгур. С тех пор так и называл её. Я старалась останавливаться и ждать Иринку. «Здесь воздух жирный, поэтому идти тяжело», — говорила она.

Наконец, вышли к заброшенным домам. Стас и Сунгур сразу ушли на «смотровую» (ещё один скальничек напротив села, откуда делают инстафоточки), Иринка отдыхала на полянке, а я лазала по развалинам.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

— Пойдём наверх, Стас хочет снимать закат, заодно поужинаем, — сказала Иринке.

— Ты иди, я тут останусь.

— Нет, так не пойдёт: мы же долго будем. Надо идти вместе.

Ирка боится летать на самолётах и высоты. Подъём был простой (там совсем негде падать и ломаться), но для неё стал настоящим испытанием. Вела её за руку, так мы доползли почти до верха. Пока она переводила дыхание, я дошла до ребят.

Уже стало понятно, что красочного заката не стоит ждать — солнце просто уходило, не давая цвета. Быстренько перекусили, пофотали друг друга (квардратик-расфокусник опять сработал у меня на отлично) и взяли курс на спуск.

Вниз Иринку буквально стаскивала: она вцепилась в мою руку и с опаской переставляла ноги. До «Приоры» дошли, когда смеркалось. «Ну что, у реки машину надо было оставить?» — потроллили мы Иринку.

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

Поехали в Гуниб на место ночёвки. 29-го из Махачкалы я звонила Кебеду, но он не брал трубку, больше не пробовала. Сунгур знает Кебеда, по пути созвонился с ним. Оказалось, что на первый этаж нашего домика заселили женщину с детьми, но второй свободен.

Уже совсем стемнело, мы ехали по серпантину и не видели всей красоты. Сунгур остановил на смотровой, оттуда виднелись огни села, в небе светили звезды. Минут через десять оказались у гостевого дома. По привычной дороге подъехать не получилось — колею заняла 14-я. Тормознули на парковке, но она оказалась далеко от входа. Сунгур ушёл на разведку, через мгновение я увидела его за рулём 14-ой — он убирал её с пути.

— Нормальная тема — у вас все ключи в машине оставляют? — спросила я.

— Да что такого, никто не украдёт.

Колея привела в тупик. На движуху пришёл Кебед и очень удивился, увидев, куда мы заехали: «Я же машину специально поставил, чтобы не проезжали».

Второй этаж домика небольшой, но места на четверых оказалось достаточно. Рядом с двумя кроватями на полу постелили мягкие подушки, спустились вниз ужинать. Решили воспользоваться опцией заказа еды — Кебед позвонил куда-то, мы попросили чуду (остались только с творогом). Стас захотел дозаказать котлетку с пюрешкой, позвонили ещё раз. Минут через двадцать Кебед ушёл забирать заказ, вернулся со словами: «Мне очень неудобно, но привезли только пюре с котлетой — они подумали после второго звонка, что чуду не надо». Не знаю, как остальные, я не особо расстроилась — хоть немного свои запасы подъели.

Сидели очень душевно: пили чай и вино, Ирка открыла коньяк — успокаивала нервы после гамсутльских восхождений. Кебед принёс крутую испанскую гитару — он отлично играет и поёт, хотя и самоучка. Инструмент настроен идеально! Вдруг он стал играть «Пачку сигарет» Цоя — не ожидали услышать её!

Горы и «Приора»: чёткая маёвка в Дагестане

Мы ещё какое-то время посидели, он уехал домой. Пока убирали со стола с Иринкой, ребята в домике уснули.