Будут ли в России Бетонные автобаны? И кто враг бетонок?

23 October 2019

Союз производителей цемента «Союзцемент» подписал соглашение с Росавтодором и госкомпанией «Автодор» о расширении применения минеральных вяжущих при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог. Стороны соглашения уверены: цементобетонные дороги в России можно строить активнее, чем сейчас.

Александр:

Инициатива строительства «бетонок» обсуждается уже давно. Многие наши соотечественники при обсуждении качественных и долговечных дорог вспоминают немецкие автобаны. Действительно, подавляющее большинство немецких скоростных дорог строились из бетона.

Но не всем суждено дойти до Берлина, можно для осмотра современных бетонных дорог доехать до объездной дороги Минска - МКАД-2. Разрешённая скорость на Минской бетонке ограничена 130 километрами в час. Движение по такой дороге вполне комфортно и только поперечные швы добавляют небольшой шелест.

Имеются бетонные дороги и в России. Самые новые и современные есть под Москвой, это участок М4-«Дон» от Москвы до Каширы, реконструируется участок трассы М6 под Волгоградом.

Главным преимуществом бетонных дорог является их долговечность. Конечно, за это приходится дороже платить, но перспектива не ремонтировать дорогу 20-30 лет даёт преимущества для инвестиций. Белорусы как раз взялись за бетонки понимая, что лучше один раз сделать, чем 10 раз переделывать. К тому же современные технологии позволяют сделать дорогу идеальной по ровности.

Наши темпы, конечно, не супер скоростные - хотелось бы больше и дальше. Существуют определенные ограничения по технологии работ, далеко не каждый справится с укладкой бетона в таких объемах. Но это дело времени, дело развития отрасли.

Минская объездная МКАД-2
Минская объездная МКАД-2

Кто же главный враг бетонок? Если убрать в сторону бюджетную сторону процесса, а бетонки как правило дороже асфальтовых дорог, то главный враг бетонок - это шипы зимней резины.

Обратите внимание на участок М4. Колея в левой полосе, которую начали устранять поверхностной обработкой асфальтовыми смесями. Оперативный ремонт колеи, какой просто сделать на асфальтовой дороге, очень сложно выполнить на дороге из бетона.

Кстати, белорусы пошли на уверенное применение бетона, посчитав количество шипованных шин. Несмотря на то, что шипы разрешены в Белоруссии, он не так популярны из-за их запрета в соседней Польше. А к полякам белорусы приезжают часто.

Куда практичнее использование бетонных дорог в городских условиях. Откроем панорамы гугла и посмотрим на Канадский город Торонто, тротуары, проезды всё из бетона.

А вот фото из Гонконга. Здесь нет проблем вскрыть улицу для замены труб. Заливка квадрата, где было вмешательство коммунальщиков как правило устраняется без последующих просадок.

Бетонные улицы Гонконга
Бетонные улицы Гонконга

И если для Гонконга шипы не несут угрозы, то в Канаде они являются существенным врагом. Если вы помните формулу кинетической энергии, то она зависит от квадрата скорости. Таким образом, чем меньше скорость колёса, двигающегося по бетонке, тем меньше энергия шипа, ударяющего по бетону как маленький отбойный молоточек.

Максим:

Бетонные дороги весьма долговечны и практичны. Поэтому они и популярны в развитых странах, где уже собаку съели в дорожном строительстве. Бетон помимо дорог широко используют и при строительстве тротуаров. Пластичность бетона позволяет создавать плавные изогнутые линии с правильными уклонами и не нужно собирать пазл из бордюрного камня, что бы добиться архитектурного замысла проекта пешеходной дорожки в городской среде.

Выезд с прилегающей территории One World Trade Center
Выезд с прилегающей территории One World Trade Center

Николай:

У бетонных дорог есть масса преимуществ. К примеру в Манитобе (Канада) температура воздуха зимой опускается до -40, а летом бывает под +40. Климат резко континентальный, много осадков, особенно зимой. Конечно многие водители ездят на шиповонной резине. Бетонные дороги тоже не вечные, и они постепенно изнашиваются, но происходит это во много много раз медленнее, и без этих набивших оскомину вездесущих ям. Так что даже в сложных условиях, при обязательном соблюдении технологии, как армирование и прочее, дорога простоит минимум лет 25-30, а по факту гораздо дольше.

Процесс ремонта довольно трудоёмок, но он помогает сохранить бетонной дороге свои качества. Один из способов ещё больше продлить и так не маленькую жизнь такой дороге , это Concrete Pavement Overlays или перекрытие уже существующей бетонной дороги (с армированием) требующей ремонта , дополнительным слоем бетона ( но уже без арматуры, с возможным применением базальтовых волокон для большего скрепления и предотвращения появлений микротрещин ). Проще говоря фрезеруется бетон на требуемую глубину - старая бетонная поверхность (обычно не более 25 мм максимум, ниже уже идет арматура), чистится, убирается, обеспыливается, проливается тонким связующим слоем цемента и воды или специальной смолы, и наверх как масло на хлеб второй слой (небольшой) бетона. В результате + 15 дополнительных лет жизни дороге, при необходимости процедуру можно повторять.