Мы выяснили, как борются с аварийностью на наших дорогах. Неудивительно, что число ДТП сильно не сокращается

18 July 2020

Наверное все заметили, что количество ремонта на дорогах за последние несколько лет значительно увеличилось. Но становятся ли новые дороги безопаснее? Еще во время наших рейдов в 2019 году в рамках «Дорожной инспекции» мы обратили внимание на то, что во время ремонта дорог большое внимание уделяется именно ровности проезжей части, а обеспечение безопасности дорожного движения отходит на второй план. Небезопасные нерегулируемые пешеходные переходы через 4, а иногда 6 или 8 полос движения без освещения и островков безопасности, нерегулируемые левые повороты на крупных перекрестках, отсутствие разметки на дорогах практически круглый год – типичные дорожные проблемы, которые можно встретить практически в любом городе в России.

Пешеходный переход в Кирове через 6 полос. Знакомо, правда?
Пешеходный переход в Кирове через 6 полос. Знакомо, правда?

Наверняка, вы слышали термин "очаг аварийности" или "место концентрации ДТП", которым любят оперировать представители ГИБДД.

Аварийно-опасный участок дороги (место концентрации ДТП): Участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Мы решили выяснить, какие очаги аварийности были на дорогах России в 2018 году и, самое главное, как их планировали ликвидировать. Для этого направили запросы в каждый регион.

Выяснилось, что большая часть очагов аварийности связана с наездами на пешеходов как на регулируемых, так и нерегулируемых пешеходных переходах. При этом практически все регионы заявили об использовании устаревших методов повышения безопасности дорожного движения, которые направлены на выделение самого пешеходного перехода. К таким мерам относится: нанесение разметки в бело-желтом исполнении, замена знаков на знаки с окантовкой ярко-желтого цвета, монтаж знаков на выносных Г-образных стойках, установка светофоров Т7 (те, которые просто моргают желтым светом для привлечения внимания). Все эти меры делают более заметным сам пешеходный переход, а не пешехода на нем, и уж тем более они не способствуют снижению скоростного режима перед «зеброй».

А тут даже перестарались. Зато светофор Т7 на месте. Писковичи, Псковская область
А тут даже перестарались. Зато светофор Т7 на месте. Писковичи, Псковская область

В некоторых городах с аварийностью борются с помощью тех мер, которые должны быть выполнены по умолчанию, независимо от того, есть аварии на дороге или нет. Так, например, в Волжском и Твери было запланировано просто нанесение дорожной разметки, в Кирове – нанесение разметки износоустойчивыми материалами, в Смоленске для ликвидации очагов аварийности ремонтируют дороги, в Челябинске – подрезают кустарники. А в Ставрополе в качестве меры по ликвидации места концентрации ДТП указан контроль соблюдения ПДД со стороны ДПС. Значит ли это, что на всех остальных участках в этих городах, которые не являются аварийными, не наносят разметку, не ремонтируют ямы, не подрезают кустарники и не работают сотрудники ДПС? Наверное, эти мероприятия надо было проводить заблаговременно и систематически, тогда бы и аварий происходило гораздо меньше.

Иногда способы снижения аварийности на пешеходных переходах сводятся к различным изменениям режима работы светофора. Например, в Пскове, Перми, Астрахани по итогам 2018 года решено выделить отдельную фазу для движения пешеходов во всех направлениях, в Ярославле – установить табло обратного отсчета времени, а в Краснодаре – речевые информаторы. Выделение отдельной фазы для движения пешеходов - неплохой вариант. Главное реализовать его правильно.

г. Псков
г. Псков

Популярными мерами остались камеры фото-, видеофиксации нарушений и направляющие пешеходные ограждения. В Перми, Ярославле и Рыбинске в качестве одной из мер, повышающих безопасность на дорогах, по итогам анализа аварийности за 2018 год считали предупреждающие аншлаги.

Мы выяснили, как борются с аварийностью на наших дорогах. Неудивительно, что число ДТП сильно не сокращается

Постепенно, хотя и медленными темпами, к властям приходит осознание того, что для обеспечения безопасности необходимо не выделять пешеходные переходы, а снижать скорость потока перед ними и повышать внимание водителей с помощью изменения геометрических параметров дороги, чтобы водителям было некомфортно и неудобно ехать со скоростью 60 + 19 км/ч. Так, например, в Астрахани, Иваново, Чебоксарах, Челябинске и Кемерово для обеспечения безопасности пешеходов обустраивают пешеходные переходы, совмещенные с искусственной неровностью.

Пешеходный переход в г. Кемерово
Пешеходный переход в г. Кемерово

В Иваново, Улан-Удэ, Перми, Чебоксарах, Новосибирске, Великом Новгороде, Волгограде, Челябинске, Екатеринбурге делают переходы более безопасными с помощью островков безопасности.

Островок безопасности в Екатеринбурге
Островок безопасности в Екатеринбурге

Может быть, чиновники в некоторых регионах и хотят использовать эффективные способы повышения безопасности на дорогах, но не могут. Из-за несовершенной нормативной базы, которая их регулирует.

Например, согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» островок безопасности можно обустраивать на дороге с шириной проезжей части не менее 16,5 метров с учетом того, что расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м, а сам островок должен быть длиной не менее 1,5 метров.

К сожалению, ширины типичной четырехполосной дороги в России, которая составляет 14-16 метров, не хватает для обустройства островка по нормативу. Но, как говорится, было бы желание. Например, в Чебоксарах островки делают на двухполосных дорогах.

Чебоксары. Ширина дороги явно меньше 16,5 метров
Чебоксары. Ширина дороги явно меньше 16,5 метров

То же самое касается и кругового движения. Пока в одних городах отказываются делать круги на перекрестках, размахивая ГОСТом, в котором прописан минимальный диаметр круга - 12 метров, в других ставят в приоритет безопасность, делая мини-кольца.

Мини-кольцо в Перми
Мини-кольцо в Перми

А как борются с аварийностью в вашем городе?