19 subscribers

Диалог Платона "Протагор". Вступление.

134 full reads

Текст в себе.

Хочется все, как минимум, систематизировать в голове. Диалоги "Протагор" и "Горгий" на фоне всех остальных в первом томе Лосева, конечно, очень выделяются. Сам Алексей Федорович отмечает, ну и это общее место, ясен пень, что эти диалоги представляют собой переходный период между сократическими диалогами Платона и зрелыми - всеми теми, где формируется, как Лосев говорит, "объективный идеализм" Платона. Я вот пока несоветских авторов по Платону не читал, поэтому не знаю, как там у них принято называть то, что Лосев называет объективным идеализмом.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Для захожих дзенофагов скажу, что Протагор - это незаурядный, сложной судьбы мыслитель времен Сократа. Один из передовиков антропоцентричного философствования, задавший примерно такой вопрос объективным физикам: а вы когда космос свой космогоните и архэ его форсите, вы учитываете то серое вещество эллина, откуда только и возможно представление о космосе и его архэ? Так Протагор пришел к тому, что "вещь" может быть только "для нас", плюс возведенная в абсолют гераклитова текучесть, при которой в реку даже и единожды нельзя войти, так как человек и сам своего рода река. Вобщем, предельная свобода релятивизма и отрицание объективной истины. Штука сама по себе интересная, но в корыстных руках может быть опасным оружием. Все считали, что руки у софистов, таких как Протагор и Горгий, корыстны. Но сам тот факт, что Протагора в итоге обвинили в богохульстве, и он едва спасся, говорит о том, что прекрасный был человек всенепременно.

Вроде как это Протагор, хотя, если искать в сети, то часто выдают Еврипида и Протагора одним и тем же бюстом. Фиг знает, конечно.
Вроде как это Протагор, хотя, если искать в сети, то часто выдают Еврипида и Протагора одним и тем же бюстом. Фиг знает, конечно.

Вообще, "Протагор" меня привлек еще и тем, что подчас начинаешь занимать сторону Протагора, как более осмысленную и связанную с вот этой действительностью. Сократ же бывает похож на подвыпившего батю, который задает вопрос "Почему всё?" и считает, что он охренеть какой философский дискурс приподнял. Ну и прекрасны различные интермедии, в которых формируется драматический Платон, венцом творчества которого в дальнейшем будет "Пир", конечно же. Платон-писатель-драматург - это да. Люблю его едрит.

Добавлю сюда свой веселый фейс, чтоб Дзен решил, что все норм. Старею)
Добавлю сюда свой веселый фейс, чтоб Дзен решил, что все норм. Старею)

Ну приступим.

Все начинается с гимна красоте Алкивиада. Ах, Алкивиад, сукин ты сын, мне и самому кажется, что я встречал тебя лет десять назад, только, правда, в женском обличии. Наделал ты мне тогда делов, Алкивиад, я аж чуть не сдох, с позволения сказать.

Но ладно. Суть разговора влюбленного Сократа и его друга в том, что появился тот, кто может отвлечь Сократа от красоты Алкивиада. И это Парменид.

Диалог Платона "Протагор". Вступление.

Протагор оказывается прекраснее Алкивиада тем, что он мудрее. Те самые поиски универсального определения прекрасного пробиваются и здесь. Все раскрывается в "Горгии" (вроде).

Далее Сократ рассказывает тому, кто обозначен в диалоге как "Друг", о своих приключениях с Гиппократом и разговоре с, собственно, Протагором.

Главное в разговоре Сократа и Гиппократа

  • Гиппократ хочет идти учиться к Протагору, в связи с этим вскользь поднимается вопрос: а что за мастер такой софист? чему он учит и кем становятся его ученики?
  • так как вопросы сии остаются без вразумительных ответов, то Сократ читает мораль в стиле: кому же ты отдаёшь свою душу, глупец!1?7
  • в итоге Сократ сравнивает софистов с торговцами знаний, которые сами не знают, какого качества их товар. Отсюда и следующее наставление:
Диалог Платона "Протагор". Вступление.

Из этого может быть два пути:

- либо мы теперь считаем, что знания, которыми торгуют софисты сомнительны или даже опасны, поэтому отказываемся от их товара и даже считаем, что дело их гнусное, становимся депутатом ГД и кричим с кафедры: ЗАПРИТИТЬ! Из этого места диалога я вынес заметку для дзенофагов о цензуре и тому подобных страстях (можете перейти, потусить там с минуту, чтобы дзен подумал, что вы читаете, поставить лайк, и вернуться сюда)

- либо мы учимся отличать качественное знание от некачественного. Попросту учимся разбираться в источниках, проверять информацию, и нам уже становится не страшен серый волк. Подсказка: это хороший путь, а первый был плохим.

Сократ и Гиппократ решают пойти посмотреть, что это за Протагор такой и потом уже решить, идти ли Гиппократу к нему в ученики или нет.

Ладно, друзья товарищи, закончу пока свое приступление. Скоро любимая придет с работы, ужинать идти пора. Завтра я буду на даче. Приеду в субботу. Возможно в субботу же или в воскресенье продолжим. А пока ставь лайк и подписывайся на канал. А пока...