УТП = Конкурентное преимущество?

УТП и конкурентное преимущество - это одно и то же? Является ли УТП частью конкурентного преимущества? Как вообще соотносятся эти понятия?

Действительно очень часто эти два понятия употребляются в речи как синонимы. Но, на мой взгляд, это не одно и то же.

УТП – это отличительные свойства продукта. О них мы говорим в своих сообщениях аудитории, на их основе позиционируем свой продукт (пытаемся занять какое-то место в голове потребителей, сформировать о продукте устойчивое представление).

Конкурентное преимущество – это особенности бизнес-процессов, ресурсов и активов компании, позволяющие наделять продукт отличительными свойствами.

Например, если мы получаем большие скидки от поставщиков (выстроили суперски логистику, наладили партнерские взаимоотношения), то мы делаем самые низкие цены на рынке с хорошей маржей. Конкурентное преимущество - логистика, договоренности и партнерские отношения. УТП - низкая цена на рынке, экономия.

Или, наоборот, сначала изучили рынок, поняли, что для покупателей важно купить продукт, который можно есть не только взрослым, но и детям, им в принципе важно накормить детей здоровой едой. На этом будем строить УТП (то, о чем говорить конечным покупателям) – здоровая еда, детская еда, безопасная еда.

А дальше прорабатываем, каким образом можно достичь этих УТП: что делают конкуренты, как себя позиционируют, может ли компания найти таких поставщиков/партнеров или открыть свое производство. Рассматриваем все варианты реализации идеи, но более лучшими способами, чем это делают конкуренты. Т.е. смотрим бизнес-модель и процессы, отстраиваемся от конкурентов. Если сможем улучшить бизнес-процессы, найти партнеров, уникальных специалистов привлечь в команду и т.п., то это будет нашим конкурентным преимуществом.

Мой блог о маркетинге и продажах: https://vk.com/jadro_marketing