531 subscriber

Уникальная Фабрика художественных изделий из дерева в Жигулёвске.

213 full reads

В 1963 году на базе цеха сувениров при фабрике бытового обслуживания была открыта Жигулёвская фабрика художественных изделий из дерева.

Она на протяжении 30 лет занимала ведущее место в Среднем Поволжье по выпуску декоративно-прикладных изделий, посуды, сувениров.

Уникальная Фабрика художественных изделий из дерева в Жигулёвске.

Ещё с 1960 года, когда художник-любитель И. В. Курочкин собрал вокруг себя народных умельцев, велась работа по поиску индивидуального, узнаваемого, но в то же время, самобытного стиля.

Мастера разработали уникальный, нигде до этого не применяющийся способ изготовления сувениров из дерева: нанесение резьбы по покрытой лаком поверхности.

Оказалось, что выполненная таким образом резьба выглядела намного выразительнее.

Тема Волги, Жигулей, домовой резьбы Среднего Поволжье стала доминирующей в разработке образцов.

Шла работа над образцами знаменитых впоследствии жигулёвских ваз, украшенных резным орнаментом, которые будут поставляться в более чем 20 стран мира, завоюют награды на всемирных выставках.

Лондонская фирма ЛОМОЗО на протяжении нескольких лет делала заказы фабрике.

Уникальная Фабрика художественных изделий из дерева в Жигулёвске.

На фабрике трудились молодые художники-прикладники, выпускники Семёновского художественно-промышленного училища: З. В. Воробьёва, С. А. Маслов, К. Д. Рыбина, Е. А. Богуславский и выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища — А. А. Шевченко и А. И. Алехин.

В 1963 г. на ЖФХИ прибыло новое пополнение: А.А. Денисова (Шевченко), В.Т. Саловарова, Р.П. Реунова, Т.А. Терещенко, Н.П. Суворков и З.П. Суворкова – выпускники Абрамцевского художественного промышленного училища.

Всего фабрика выпускала 100 различных видов изделий.

Это и сувениры, и предметы быта — солонки, наборы для специй, пивные кружки, скалки, подставки для карандашей.

Пробовали выпускать изделия в технике инкрустации по древесине, различные женские украшения, пуговицы, настольные лоточки.

На фабрике применялась древесина только местных пород деревьев: липы, осины, клена, ильма, сосны.

Уникальная Фабрика художественных изделий из дерева в Жигулёвске.

В 1966 году на ВДНХ отправлено 50 видов изделий.

Сувениры с изображением знака фабрики - декоративной птички - закупали польская фирма «Импеко», канадская «Юниверсаль», американская «Подарогифсс» и другие.

Уникальная Фабрика художественных изделий из дерева в Жигулёвске.
Уникальная Фабрика художественных изделий из дерева в Жигулёвске.

В 1971 г. в журнале «Новые товары» был опубликован первый рекламный обзор о новинках года с кратким сообщением о фабрике, помещены фотографии изделий.

Под влиянием творчества мастеров декоративного искусства Прибалтийских республик, Архангельской и Горьковской областей, художники Жигулевской фабрики обращаются к текстуре дерева, перестают покрывать свои изделия лаком,используя обжиг «под старину», выжигание, цветную ро-спись и сложную резьбу.

В 1972 г. фабрика вновь становится участником ВДНХ.

Художниками разрабатываются прекрасные образцы с новыми технологическими приемами обработки. Эти изделия - кружки, подсвечники, подставки для карандашей, декорированные контурной резьбой и росписью - представляли собой предметы, объединившие красоту и пользу.

В 70-х гг на фабрике работали талантливые мастера, внесшие значительный вклад в создание жигулёвского сувенира.

На фабрике изготовлялись изделия, посвящённые юбилейным датам предприятий, города, области, стран.

Например, в 1980 году вышли сувениры с олимпийской тематикой. Шесть образцов были отобраны, чтобы стать сувенирами на Олимпиаде-80 в Москве.

В мае 1979 года открылся цех по изготовлению детской мебели и других предметов, созданных по творческим замыслам художников из отходов производства фабрики - опилок, стружек.

Детали изготавливали и собирали в столярном цехе. Расписывали по эскизам художников. Готовую продукцию закупали детские сады.

В 90-е годы фабрика прекратила свою работу. Художники продолжили работать индивидуально.

Все фото взяты в свободном доступе сети Интернет и из личного архива автора.