КАК УЧИТЬСЯ В ВУЗЕ. СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ

232 full reads

КАК УЧИТЬСЯ В ВУЗЕ. СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ

КАК УЧИТЬСЯ В ВУЗЕ. СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ

Левитас Г. Преодоление неуспешности

БЫСТРЫЙ СТАРТ / ОБЩАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ

Успех ваших дел зависит не столько от того как много вы знаете, а сколько от того как хорошо умеете пользоваться своими знаниями. Разумеется, чем больше вы знаете, тем легче вам будет осваивать новые предметы, но нас интересует в первую очередь практические реальные успехи. Обучаясь, вы сталкиваетесь с трудностями и решаете проблемы, будем говорить решаете задачи. Термин задача будем понимать широко: это и конкретная задача по матанализу или физике или другому предмету, это и написание программы, это и освоение некоторой темы и освоение раздела дисциплины или сама дисциплина. Это может быть курсовая, дипломная работа, написание статьи или диссертации. Все это задачи возрастающей сложности, но законы решения проблемы (задачи) одни и те же. Эта мысль хорошо проиллюстрирована в книге знаменитого американского педагога Пойа Д. Математическое открытие. — Изд. 2-е. — М., 1976.. хотя книга называется очень броско, в ней автор касается всего лишь методов решения обычных школьных математических задач.

Учение это тяжелый труд, но интересный захватывающий путь познания нового. Учиться надо для себя, но и хорошие оценки тоже важны, когда они заслуженно получены. Все хотят учиться успешно, но большинство учатся неэффективно, потому что не знают ничего об эффективных методах и этому ни в школе, ни в вузе не учат, хотя такие методики разумеется существуют.

Студенты слушают лекции и посещают практические занятия. На лекциях они знакомятся с основными знаниями по дисциплине, а на практических занятиях, на основе полученных теоретических знаний, отрабатываются навыки и формируют умения (практические знания).

I. Лекции.

1. Слушание лекции в аудитории или видео-лекции есть сложная аналитико-синтезирующая деятельность, записи должны быть короткими и только основное. Обычно за семестр 16 лекций и 16 (или 32) практических.

2. После каждой лекции, в тот же день, с ней надо поработать с двумя, четырьмя хорошо подобранными учебниками или видео-лекциями, с целью дополнить материал.

Нужно понять как лекция встраивается в целостный курс, какое место занимает в курсе, насколько изложенное является главным или второстепенным или третьестепенным и как связана с практикой.

3. Второй этап работы с лекцией ставит цель наоборот, сокращение материала, выделение только самого главного, центрального материала и составление опорного конспекта (ОК). Это может быть на следующий день, или через день.

4. Третий этап состоит в ещё большем сжатии материала и подготовки опорных сигналов (ОС). Нужно оставить только схему, символы, графические элементы, ключевые слова. ОС подлежат запоминанию. Эти 2 этапа называется кодированием знаний (информации).

С помощью ОС происходит раскодирование и изложение материала, который сразу же является ответами на экзаменационные вопросы.

5. Материал по ОС нужно уметь уверенно раскодировать сначала письменно.

6. Затем материал по ОС нужно уметь уверенно раскодировать устно, (медленно и все быстрее). Много раз нужно это проделывать, добиваясь того, чтобы быстро и безошибочно можно рассказать суть лекции.

Лучше записать на видео и выложить в корпоративной сети для того, чтобы и другие студенты могли познакомиться с вашим вариантом. Слушайте других, подмечайте чужие ошибки, дополняйте их и учитесь на чужих ошибках. Общайтесь в сети, задавайте опросы, отвечайте на вопросы и обсуждайте трудные моменты. Коллективный разум гораздо сильнее индивидуального.

В идеале все 16 лекций могут быть рассказаны и на все вопросы экзамена иметься готовые заученные и твёрдо усвоенные ответы. В принципе студент потенциально должен быть готов пересказать все содержание дисциплины (предусмотренное экзаменом) за один прием, реально или мысленно. Времени достаточно много 18 недель и месяц сессии. Предметов с экзаменом обычно 4-5 и по каждому предмету предстоит эта работа.

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

7. На практике разбираются примеры, задачи и усваиваются разнообразные приёмы их решения. Вначале надо познакомиться с рядом решённых простых задач, разобраться в приёмах их решения. Понять и освоить технику их решения, добиваясь автоматизации выполнения базовых рутинных операций, определенного типа.

8. Дома решать самостоятельно базовые задачи добиваясь свободного высокоавтоматизированного навыка решения задач данного типа.

9. Помнить, что под давлением нового учебного материла и новых задач на новых практических, неизбежно будет происходить деавтоматизация навыка, который необходимо вторично автоматизировать, путем повторного решения этих задач. Повторная, многократная автоматизация навыка закрепляется на всю жизнь и именно к этому нужно стремиться.

Навыки характеризуются умением быстро и безошибочно решать знакомые, базовые задачи за нефиксированное время. Покажите на видео что вы умеете решать все типы задач, предусмотренные темой и дисциплиной, выложите в сети и общайтесь с товарищами (хорошо, если и преподаватель принимает участие). Уже на этом этапе можете считать, что вы успешно осваиваете дисциплину и находитесь на верном пути, но на этом не следует останавливаться

10. Нужно расширять комплексы навыков путем решения круга более сложных задач, где навыки нужно уметь комбинировать. Формировать умение решать самостоятельно все более сложные задачи, включающих в себя несколько тем.

11. Добивайтесь умения решать все более сложные и комплексные задачи с применением творческого подхода, изобретайте свое видение и методы решения, неустанно пробуйте изобрести новое.

12. Стремитесь к надежному и быстрому умению решать незнакомые задачи используя стандартные и нестандартные методы, добиваясь владения материалом. Это конечная цель обучения дисциплине.

Но следует давать себе отчет, что полное владение дисциплиной есть удел преподавателя, когда он ведет эту дисциплину в течении ряда лет (10-40 лет), причем творчески, заинтересовано, работая над пособиями и учебниками и ещё возможно ведя в этой области научную работу . От студента требовать полного владения невозможно.

Такова общая схема успешного обучения, но затем будет дано более развернутые пояснения по методам эффективного обучения, по каждому пункту (в частности и в целом).

================================================================

Методы обучения.

1. Как записывать лекции

Лучше всего записывать лекцию своими словами, конспектируя только самое главное. Пишите на одном развороте листа, другой оставьте для пополнения учебного материала из книг, видео. Записывайте определения, суждения и доказательства. Если есть непонятности задавайте вопросы преподавателю, это им нравится, но если непонимание большое, то оставьте на работу с книгой.

Имейте вопросы к экзамену в начале семестра. Лекции должны вообще говоря дополняться видео лекциями, но далеко не все преподаватели это делают, это ещё не является обязательным. Но можно в интернете найти подходящие и это полезно, но многие они оставляют желать лучшего, авторы видео не владеют методами преобразования, соединения потоков, вставки видео потока, аудио текста, часто просто не переработанная запись лекционной деятельности.

Обязательно познакомьтесь с Аннотацией к дисциплине и РПД, там вы найдете много полезного: цели и задачи дисциплины, место дисциплины в учебном процессе, распределение трудоемкости, содержание лекций и практических, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендованной литературы.

2.Возможные трудности

Наибольшей трудностью, с которой вы возможно столкнетесь, это непонимание того материала, о чем лекция. Непонимание может быть частичное и даже полное. С одной стороны это объясняется тем, что недостаточно усвоен школьный курс элементарной и высшей математики, алгебры, геометрии, физики, английского. Рекомендация почаще обращаться к школьным знаниям, даже с первого класса, повторить и усвоить более глубоко текстовые задачи, для решения которых нужны четыре арифметических действия и два логических: коньюкция и следование. Это нужно и для дисциплины математическая логика. Знать структуру математики, для этого познакомьтесь с универсальным учебником справочником. А также имейте учебники МГУ-школе в электронном виде, по которым можно повторять разделы. Надо сказать, что высшая математика основывается целиком на элементарной и содержит те же самые разделы. Об этом ниже поговорим отдельно.

Другая причина трудностей может заключаться в том, что материал дисциплины для вас в большей части совсем новый. Это дискретная математика, математическая логика, программирование на современных языках и т.п. Нужно стремиться понять основные и первичные понятия. Трудность освоения дисциплины усиливается часто из-за того, что материал на лекции не излагается от простого к сложному, а напротив, может сразу начнется со сложной темы, к простой, дедуктивным методом.

Поэтому следует преодолевать трудности такого сорта разными способами. Читать сначала просто и понятно написанные учебники и сопоставляя с более абстрактным изложением.

Далее мы остановимся подробнее на необходимости идти от простого к сложному, это один из принципов понятного обучения, от части к целому, от частного к общему индуктивным путем, от старого к новому, а потом при повторении и подготовке к экзамену требуется осознать дедуктивный путь, наиболее экономный в смысле более глубокого понимания, тогда алгебра предикатов оказывается в вершине и от неё опускаются ниже к частным разделам.

То же касается практически и любых дисциплин, при изучении которых проявляется диалектика противоположностей, противоречие противоположностей и их взаимопроникновение. Противоположность и взаимопроникновение тезиса и антитезиса:

сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня с логарифмированием, дифференцирование и интегрирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, логика и интуиция (фантазия), формальная (математическая) логика и диалектическая логика, объективная истина и истина индивида (для себя), объективная истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина в науке, наука и искусство, твердость и гибкость, правила и исключения, радость и огорчения и так далее.

Вся реальная действительность диалектична, диалектично и само познание, как отражение этой действительности. Ваша задача осваивать и понимать диалектические стороны бытия. Это непросто, это бесконечно, но это интересно. Далее, более подробно остановимся на законах диалектики развития, в том числе диалектике обучения, потому что в ней и заключается вся трудность познания и пути к истине. Именно в силу этого нет до сих пор однозначно, абсолютно эффективного способа обучения, но есть хорошие известные в истории приближения к ней,

3. Метод повторения

Повторять нужно систематично, материал лекций и практических занятий, придавая им прочность, надежность. Повторять нужно системно, расширяя и углубляя знания, придавая им гибкость и диалектичность . Повторять нужно интенсивно и все более свернуто, по мере овладения материалом, добиваясь превращения знаний в одно компактное ядро, в идеале одну точку. Это длительный путь овладения дисциплиной, достигается годами тренировки. Например овладение иностранным языком это многогранная деятельность, имеющая много сторон: грамматика и словарный запас, говорение и аудирование, но в итоге получается способность переводчиков к синхронному переводу без каких либо специальных усилий. То же самое касается любой дисциплины, есть разные уровни владения.

Известны законы по котором происходит забывание. Вначале быстрое, глобальное забывание, но по мере системного повторения знания постепенно переходят из кратковременной памяти в долговременную, на вечное хранение.

Легче запоминаются образы, но абстрактные, понятные (понятые) смыслы, связи, тоже запоминаются достаточно легко. Если понятно, что главное и что вытекает из главного, из каких частей состоит главное, то запомнить надолго легче. Поэтому надо сначала лекцию понять, для этого дополнить недостающими знаниями, расширить, углубить (выполнить анализ), а затем ужать до опорного конспекта (ОК) и вновь ужать до опорного сигнала (ОC) (выполнить синтез), который, после многих попыток в кодировании и раскодировании, легко будет хранится в памяти практически навечно.

Что такое опорный конспект и опорный сигнал мы поговорим подробнее позже, хотя интуитивно должно быть понятно.

Кодирование и раскодирование информации в письменной и устной речи это не только развитие памяти, это развитие мышления, это и есть само аналитико-синтезирующее мышление.

4. Образные и логические методы запоминания.

Эти методы есть одновременно методы мышления. Есть мышление образами и есть абстрактно-логическое мышление. В психологии это называется 1 и 2 сигнальные системы у человека. У животных есть 1-я сигнальная система, а 2-ой нет. Именно 2-ой сигнальной системе человек обязан способностью познавать законы природы и обучаться, имеет письменность и живую речь.

Мышление и память это тесно диалектически взаимосвязанные психические процессы, качества личности. Образная память значительно более восприимчива к информации, которая долго хранится и извлекается из подсознания. Имеются разные способы создания опорного конспекта на основе образной (Метод картинки) или логической (метод Алгоритм абзаца) и основанный на них, сочетающий свойства двух методов: метод образно- логический (метод Паутины),

рассмотренные авторами Васильва Е., Васильев К. Суперпамять. 2003 Глава 4. Именно 2003 года издания, позже уже не содержат подробного описания.

Екатерина Васильева выпускница физического факультета Кубанского государственно университета, доктор педагогических наук.

Составление удачного опорного конспекта и опорного сигнала дело непростое и требуется навык, но он необходим для успешного обучения.

При формирование ОК требуется привлекать, изобретать свои образы связанные с материалом и логически выделять части в лекции, которые соединены смыслами. Почти каждая лекция содержит главную мысль, которой подчинены все остальные. Надо представить текст в виде паутины соединяющей картинки, паутинки это мысли, картинки содержание. Представить текст в виде графической схемы, выделяя главное и второстепенное, подбирая ключевые слова, отвечающие на вопросы: Что? Зачем? Почему? Как?

В составлении будет много индивидуального, нужно изобретать свой метод, но знакомиться с другими методами.

Важно понимать, что лекция это текст, насыщенный информацией, знаниями и освоить его можно только поэтапно, вдумчиво привлекая дополнительные источники. Особенно нужно пользоваться консультациями преподавателя, при этом вы должны почувствовать и осознать выдвигаемый уровень требований к студенту.

5. Метод поэтапного осмысления текста

1. Знакомство с содержанием.

2. Уточнение смысла терминов, понятий, определений, какие первичны, какие вторичны.

Большинство 99 процентов определений даются по общему правилу через ближайший класс (род) и главный (родовой) признак.

Определяемое понятие = ближайший класс, признак с помощью которого из всего класса выделяются определяемое понятие.

Например

Треугольник = многоугольник, у котрого три стороны.

Многоугольник = ломаная, которая замкнута.

Ломанная есть фигура , представляющая из себя последовательность отрезков, конец каждого из которых (кроме последнего) является началом следующего.

Фигура есть первичное понятие геометрии и ей нельзя дать определение через ближайший род и видовой признак.

3. Текст разбивается на части и уясняются смысловые связи между частями.

4. Части изучаются изолированно и устанавливаются связи между частями.

5. Изображение текста в виде графа, рисунка, графика, таблицы.

6. Различать определения, суждения и умозаключения (доказательства) и их связи .

6. Составление ОК.

7. Формирование ключа к ОК.

8. Формирование ОС с ключом.

6. Новое и старое

Новое познается на старом. Новое целое строится из прошлых частей и добавляется новая часть. Анализируются логические связи между частями, определяют причину (движущую силу) изменения между частями. Анализируют алгоритм движения к новому целому.

Поясним на примере математики.

Первый раздел натуральные числа N и в них выполнимы всегда три прямых действия: сложение, умножение, возведение в натуральную степень. То есть по двум заданном натуральным числам можно найти сумму, произведение и степень, которые тоже натуральные числа. Говорят, что множество натуральных чисел замкнуто, относительно трёх прямых операций.

Однако, при делении не всегда получится натуральное число и тогда с целью того, чтобы всегда существовал результат деления одного натурального числа на другое, вводятся новые числа, дробные D. Мы добились большего, чем хотели. В более широком множестве дробных чисел выполнимы четыре операции, сложение, умножение, возведение в натуральную степень и обратная операция деления любых дробных чисел, а не только натуральных. Имеется одно исключение, деление на ноль невозможно. Любое натуральное число является и натуральным, если его представить в виде дроби со знаменателем 1. Таким образом все множество натуральных чисел содержится во множестве дробных чисел. Все правила, законы (например коммутативности, ассоциативности, дистрибутивности, упорядоченности, правила вычисления выражений, законы равенств и неравенств), способы обращения с натуральными числами переносятся и на дробные числа, переучивать не надо, но правила действий с дробями сводятся к правилам действий с натуральными числами, это та новая часть, которая привносится при расширении.

Далее мы можем захотеть, чтобы всегда выполнялось действие вычитания с натуральными числами и мы приходим к понятию целых чисел Z, во множестве которых выполняются прямые три действия и обратное действие вычитание. И тут, все правила, законы способы обращения с натуральными числами переносятся и на целые числа, но правила действий с целыми числами дополняется правилами действий со знаком минус и модулем целого числа. Все множество натуральных чисел содержится во множестве целых чисел, так как целые состоят из натуральных и добавляются натуральные со знаком минус и особое число ноль.

Далее при делении двух целых чисел не всегда получится целое число и тогда с целью того, чтобы всегда существовал результат деления одного целого числа на другое, вводятся новые числа, рациональные число Q. В более широком множестве рациональных чисел выполнимы уже пять операций: сложение, умножение, возведение в натуральную степень и обратные операции деления и вычитания любых рациональных чисел. Любое целое число является и рациональным, если его представить в виде дроби со знаменателем 1. Таким образом все множество целых чисел содержится во множестве рациональных чисел. Все правила, законы (например коммутативности, ассоциативности, дистрибутивности, упорядоченности, способы обращения с натуральными числами) переносятся и на рациональные числа, переучивать не надо, но правила действий с рациональными дробями сводятся к правилам действий с целыми числами, это то новое, что привносится при расширении целых до рациональных дробей.

И так далее, если проследить, всю математику можно представить как единообразный процесс расширения записей с одной и той же целью, сделать всегда выполнимым дополнительную операцию. Эта и есть движущая сила разворачивания разделов, она единственная. Подробнее о разделах см универсальный справочник. Она разрешает противоречие между узостью исходного множества и стремлением выполнять как можно больше операций на этом множестве.

Мы видим силу обстоятельств, убеждаемся в объективной необходимости расширять разделы и получаем вполне логичную и в то же время красивую процедуру расширения, построения иерархии разделов, которую легко теперь запомнить, осознать её внутреннюю суть. Можно сделать большое количество выводов отсюда. Попробуйте построить всю цепочку расширений и иерархию до тригонометрии, используя ещё обратные операции по извлечению корня и логарифмированию, а также тригонометрические операции.

Итак видно, что новое строится только на прочном старом, видна диалектика Гегеля, тезис + антитезис есть развитие в виде нового тезиса.

Например, натуральные числа плюс натуральные со знаком минус, есть целые числа.

Строительство новых разделов происходит индуктивно, от старого к новому, но по окончанию изучению разделов надо освоить дедуктивный путь движения от общего к частям, от нового к старому.

Двигаемся сверху вниз, от целого к частям, используя метод Аристотеля: дихотомия понятия, опубликованная им ещё 2500 лет назад в его работе "Формальная логика".

Все записи делятся на тригонометрические и не тригонометрические.

Нетригонометрические записи делятся на логарифмические и не логарифмические.

Не логарифмические делятся на показательные и алгебраические.

Алгебраические делятся на рациональные и иррациональные записи.

Рациональные записи делятся на дробно-рациональные и целые рациональные (многочлены).

Целые делятся на одночлены и не одночлены , т.е. многочлены, состоящие из более, чем одного слагаемого одночленов.

Одночлены делятся на вещественные числа и записи, которые представимы в виде произведение не менее одного вещественного числа.

Действительные числа делятся на рациональные числа и иррациональные.

Рациональные делятся на целые и те которые представимы в виде дроби, со знаменателем не равным 1.

Целые делятся на натуральные и натуральные со знаком минус и ноль.

Надо отметить, что вся наука подвержена, в целом, такому же развитию. Для любой научно-естественной дисциплины можно построить более или менее похожую процедуру построения. Можно познакомиться с разделами физики. Формула Гегеля для развития и появления нового работает и верна для всего прогресса науки, техники, общества, образования.

Постепенно будут появляться новые пункты, следите и можете внизу писать свои вопросы, я обязательно отвечу.

7. Что нужно знать из Психологии личности

Вряд ли можно учиться и учить эффективно, не зная психологии. Эти знания помогают осмыслить возможности практического использования закономерностей формирования опыта личности учащихся и преподавателей в процессе обучения.

ОПЫТ ЛИЧНОСТИ

1. ЗНАНИЯ

2. НАВЫКИ

3. УМЕНИЯ

4. ПРИВЫЧКИ