Китайские СМИ о российском секретном движке НК-32: нам бы такие технологии

1 April

Китайское издание Sohu выпустило материал о российском двигателе НК-32, явно отдающий нотками зависти. Москва не просто так хранит секрет этого агрегата, устанавливаемого на бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160. Данные двигатели не идут на экспорт, почему китайцы так и сожалеют – наличие таких движков позволило бы КНР решать стратегические задачи в районе Малаккского пролива.

Отсутствие аналогов НК-32 вынуждает Пекин эксплуатировать менее эффективные двигатели, что выливается в необходимость намывания островов в спорных водах и последующего строительства промежуточных аэродромов на них. Если бы Китай смог сконструировать аналог НК-32 – сразу бы открылась возможность для создания самолета, способного решать задачи на новом уровне. В КНР привыкли копировать чужую военную технику и технологии, но с российским двигателем такое не проходит. Для примера можно вспомнить многолетние потуги США заменить космический силовой агрегат РД-180 собственной установкой.

Пока что китайцы в силу слабой школы двигателестроения способны построить аналоги НК-32 с ресурсом не более 100 часов, и это катастрофа для строевых машин. Пекин рассчитывает разгадать секрет, приобретая новейшие истребители Сухого, но дело со своим самолетом-невидимкой пятого поколения J-20 не сдвигается. Чтобы как-то подтянуть своих спецов, Китай усиленно идет на сотрудничество с РФ по линии двигателестроения. К примеру, сегодня реализуется проект двухконтурной турбореактивной силовой установки WS-20 на базе российского Д-30КП2. Китайские эксперты оптимистично говорят о применении WS-20 в новом транспортнике КНР Y-20, летные испытания которого продолжаются на протяжении шести лет.

Паритет отечественного двигателестроения в области авиации над китайским пока неоспорим. И эту дистанцию мы уверенно держим, двигаясь на шаг впереди. Но не стоит забывать, что многие конкуренты охотятся за нашими технологиями, поэтому нужно быть внимательнее при сотрудничестве по совместным проектам.