Impulse! конверты / For collectors only

7 October

Серию материалов про лучший джазовый лейбл шестидесятых продолжает тема конвертов - 200-300 граммов оранжево-черного ламинированного картона. Текст рассчитан на коллекционеров пластинок исключительно - разговор пойдет про нюансы оформления, связанные с тем или иным изданием пластинки.

Конверты-нераскладушки

Говоря про оформление Impulse! первое, что приходит в голову это новаторский для своего времени увесистый gatefold формат. Единственной пластинкой до середины семидесятых обошедшейся без раскладного конверта оказался номер 43 'Paul Gonsalves - Cleopatra Feelin' Jazzy'. Разумного объяснения произошедшему нет, тем более что на альбоме очевидно планировалось несколько подзаработать - приурочен он к выходу в 63-м году фильма 'Клеопатра' с Элизабет Тейлор в главной роли.

Paul Gonsalves - Cleopatra Feelin' Jazzy (Impulse! A-41) Фронтальная сторона конверта
Paul Gonsalves - Cleopatra Feelin' Jazzy (Impulse! A-41) Фронтальная сторона конверта
Paul Gonsalves - Cleopatra Feelin' Jazzy (Impulse! A-41) Задняя  сторона конверта
Paul Gonsalves - Cleopatra Feelin' Jazzy (Impulse! A-41) Фронтальная сторона конверта

На промо-копиях первых восьми выпусков тоже знатно сэкономили. В качестве обложки на них использовалась ч/б фотография с внутреннего разворота конверта тиражного издания. Промо-копии настолько редки, что в существовании некоторых (A-2 и A-3, например) можно усомниться.

Art Blakey - And His Jazz Messengers (Impulse! A-7, промо-копия)
Art Blakey - And His Jazz Messengers (Impulse! A-7, промо-копия)
Art Blakey - And His Jazz Messengers (Impulse! A-7, промо-копия)
Art Blakey - And His Jazz Messengers (Impulse! A-7, промо-копия)

Другим нечасто встречающимся исключением из gatefold-правила лейбла являются две рекламных пластинки. Одна из них была выпущена наравне с первыми четырьмя номерами лейбла, вторая в январе 67-го. Январская примечательна не только своим конвертом, но и ярко красным пятаком, украшающим некоторые копии издания.

How To Enjoy College On Impulse: Demonstration Sampler January 1967
How To Enjoy College On Impulse: Demonstration Sampler January 1967
Impulse! - For Programming And Review Purposes Only
How To Enjoy College On Impulse: Demonstration Sampler January 1967

Исчезновение раскладных конвертов совпадает с появлением новой зеленой этикетки середины семидесятых.

Keith Jarrett - Shades (ABC Impulse!, AS 9322)
Keith Jarrett - Shades (ABC Impulse!, AS 9322)

Как можно догадаться издавать пластинки в столь дорогом оформлении у обладателей лицензии в других уголках мира большого желания не было - оригинальные японские и английские издания выполнены в более традиционном, не раскладывающемся формате.

Ламинирование

Вместе с уходом дизайнера Роберта Флинна и продюсера Боба Тиля Impulse! лишился другой своей отличительной особенности - непременного ламинирования конвертов. Чем это грозило наглядно поясняет, скажем, Арчи Шепп за номером 9188. Случилось это, напомню, в конце шестидесятых и соответственно ближе к завершению второй сотни выпусков лейбла.

Archie Shepp - For Losers (Impulse! AS-9188)
Archie Shepp - For Losers (Impulse! AS-9188)

Тут важно сказать, что актуально это для свежих релизов лейбла - переиздания же ранее доступного материала чаще всего выпускались в конвертах старого образца. Наметанный глаз и тут найдет десять отличий. Из очевидного - стикер с (не)желанной надписью Stereo. Для изданий конца шестидесятых и далее, моно совершенно неактуально, поэтому появление наклейки вполне оправданно и обозначает, что в ход пошла неиспользованная вовремя полиграфия оригинального моно-издания.

Lawrence Brown - Inspired Abandon (Impulse!, A-89) Переиздание 72-го года
Lawrence Brown - Inspired Abandon (Impulse!, A-89) Переиздание 72-го года
Lawrence Brown - Inspired Abandon (Impulse! A-89) Оригинальное стерео-издание
Lawrence Brown - Inspired Abandon (Impulse!, A-89) Переиздание 72-го года

Некоторые заключительные номера второй сотни казалось бы параллельно издавались с ламинированными и неламинированными конвертами. Характерными примерами служат Pharoah Sanders - Jewels Of Thought (AS-9190) и John Coltrane - Selflessness (AS-9161). Но судя по некоторым признакам на пятаках соответствующих пластинок, ламинированные конверты могут быть привлекательны не только с эстетической стороны, но и обозначать первичность издания.

Pharoah Sanders - Jewels Of Thought (Impulse! AS-9190) Ламинированный конверт
Pharoah Sanders - Jewels Of Thought (Impulse! AS-9190) Ламинированный конверт
Pharoah Sanders - Jewels Of Thought (Impulse! AS-9190) Неламинированный конверт
Pharoah Sanders - Jewels Of Thought (Impulse! AS-9190) Ламинированный конверт
John Coltrane ‎– Selflessness (Impulse! AS-9161) Ламинированный конверт
Pharoah Sanders - Jewels Of Thought (Impulse! AS-9190) Ламинированный конверт
John Coltrane ‎– Selflessness (Impulse! AS-9161) Неламинированный конверт
Pharoah Sanders - Jewels Of Thought (Impulse! AS-9190) Ламинированный конверт

Все новые релизы семидесятых выходят в конвертах без ламинирования. Примерно в 73-м году не остается и ламинированных заготовок - успешные записи шестидесятых воспроизводятся с непривычными для оригиналов потертостями.

John Coltrane - A Love Supreme (Impulse! A-77) Неламинированный конверт
John Coltrane - A Love Supreme (Impulse! A-77) Неламинированный конверт

Уценка

Как и все остальные лейблы (а может и более других, ввиду своей первоначальной дороговизны) Impulse! подвергался уценке. На протяжении шестидесятых подобные пластинки можно было распознать по пробитым (обычно нижним) углам конвертов - поскольку внушительный картон и насыщенная полиграфия способны помешать подобному вандализму на некоторых копиях дырка может оказаться почти незаметна.

Пробитый конверт (актуально для шестидесятых и начала 70-х)
Пробитый конверт (актуально для шестидесятых и начала 70-х)

В целом пробитый конверт куда чаще встречается на переизданиях различных периодов и оригиналах начиная с середины шестидесятых, однако делать скоропалительных выводов об оригинальности издания по этому нюансу не стоит - напомню, что небольшие дырочки сигнализируют в первую очередь про сложности взаимоотношений дистрибьютора и магазина, а также интерес публики к конкретной копии альбома. Не замечено мной и каких-то параллелей между качеством печати и уценкой - пластинки в пробитых конвертах звучали на традиционно высоком для Impulse! уровне.

George Wein & The Newport All-Stars (Impulse A-31) Пробитый в углу конверт
George Wein & The Newport All-Stars (Impulse A-31) Пробитый в углу конверт

Примерно в 74-м году, с появлением зеленых лейблов, конверты Impulse! не только окончательно теряют ламинацию, но и подвергаются характерной для этого времени обрезке.

John Handy - Carnival (Impulse! AS 9324)
John Handy - Carnival (Impulse! AS 9324)

Располагая подобным знанием очень легко отбиваться от соблазняющих со страниц Discogs 'оригиналов' по необычайно низким ценам - продавцы в искреннем намерении не обмануть употребляют cut-off, cut-out обозначения, как выясняется не имеющие места ранее зеленого пятака.

Торцы и корешки

Идеолог лейбла Impulse! Крид Тейлор пожалуй первым из продюсеров обратил внимание на значимость торцов пластинок. До привнесенных им новшеств большинство лейблов обходилось пусть и унифицированными, но скучными бежевыми корешками. Несмотря на очевидный успех идеи в мире джазовых пластинок она толком не закрепилась - лишь в семидесятых ее подхватили итальянцы с Black Saint/Soul Note, а продолжатель дела Тейлора Боб Тиль устроил нечто очень схожее на своем Flying Dutchman. Как водится, нюансов тут предостаточно.

Синие корешки A-24 и A-25. Также на фото A-42, традиционно более светлый
Синие корешки A-24 и A-25. Также на фото A-42, традиционно более светлый
Обратная сторона конверта Michael Brown - Alarums & Excursions (Impulse! A-24)
Синие корешки A-24 и A-25. Также на фото A-42, традиционно более светлый

Прежде всего в глаза бросаются корешки 24 и 25 выпусков лейбла - вместо оранжевого цвета они выделяются на полке насыщенным голубым оттенком. Впрочем, подобное могут лицезреть только комплетисты лейбла, ведь оба альбома предлагают ознакомиться вовсе не с джазом, а с 'The New Wave Of Folk Music'. Первый отдан известному ранее в качестве Бродвейского текстовика Майклу Брауну, второй отведен под фолк-исполнителя Оскара Бренда, ранее уже имевшему пластинки на ABC-Paramount, подразделением которой и являлся лейбл Impulse!.

Белые торцы A-77 (John Coltrane - A Love Supreme) и A-99
Белые торцы A-77 (John Coltrane - A Love Supreme) и A-99
Белый торец AS-9161 (John Coltrane - Selflessness) и совсем новые AS-9182 и AS-9184
Белые торцы A-77 (John Coltrane - A Love Supreme) и A-99

Исключением стала и главная запись лейбла - 77 номер, справедливо занимающий верхние места в любых вариациях списка 'лучшие джазовые пластинки всех времен'. Как можно убедиться благодаря оригинальному изданию на виниле, A Love Supreme Джона Колтрейна была целиком выполнена в черно-белом цвете, вплоть до торца.

Светлые корешки встречаются также у A-9107 (Louis Bellson - Thunderbird), A-99 (Definitive Jazz Scene Vol. 1), мягким оранжевым выделен A-42 (John Coltrane - Impressions). На полке тем же образом выделяется и упомянутый выше AS-9161 (John Coltrane - Selflessness), однако этот альбом был выпущен позже соседних номеров и поэтому использует в целом новый, характерный для конца второй сотни дизайн.

STEREO появляется в верхней части начиная со второй сотни выпусков (~9100-9155)
STEREO появляется в верхней части начиная со второй сотни выпусков (~9100-9155)
На номерах примерно 9100-9155 моно копии имеют надпись MONAURAL
STEREO появляется в верхней части начиная со второй сотни выпусков (~9100-9155)
(A9155 - ) Исчезает логотип лейбла, название написано строчными буквами
STEREO появляется в верхней части начиная со второй сотни выпусков (~9100-9155)

Корешки могут помочь и в одной из противоречивых задач - поиске оригинального издания. Из примечательного - со второй сотни слово STEREO переносится из середины наверх, на моно копиях же внизу появляется надпись MONAURAL. Во второй половине второй сотни, когда моно полностью выходит из обихода, надпись STEREO вновь возвращается в центр, вместе с этим пропадает фирменный логотип лейбла, а название выполнено строчными буквами. Эти элементы сохранятся и дальше, когда, как уже упоминалось, Impulse! откажутся от привычного оранжево-черного оформления.

Снизу оригинальное моно издание (А-31), чуть выше переиздание
Снизу оригинальное моно издание (А-31), чуть выше переиздание

Некоторые сведения о годе издания можно получить и по зачеркнутой маркером надписи MONO, которую (увы?) некоторые коллекционеры/продавцы могли с или без умысла стереть. Оценить по этому признаку год издания пластинки с необходимой точностью не получится, поскольку встречаются они с пятаками, соответствующими длительному семилетнему периоду 65-72 годов, однако согласно моей практике зачеркнутое MONO непременно свидетельствует о том, что данная копия является тем или иным переизданием.

Заметна и разница в толщине корешков - в большинстве случаев поздние издания имеют более тонкие торцы, чем ранние.

Сравнение корешков трех изданий A-46. Все три переиздания, наверху - раннее
Сравнение корешков трех изданий A-46. Все три переиздания, наверху - раннее

Внутренний разворот

Если все это не звучит достаточно убедительно, чтобы в следующий раз, перед тем как подменить конверт, вы как следует призадумались, то продолжим. В наполненной черно-белыми фотографиями внутренней части конверта тоже не так все просто; в большинстве случаев переиздание имеет конверт с куда большей контрастностью - текст становится жирным, фотографии приобретают честный черный цвет.

Слева более позднее издание
Слева более позднее издание

Развороты некоторых ранних (AM-PAR) выпусков лейбла имеют цветной фильтр. Напомню, что поскольку в старой обложке могут оказаться пластинки-переиздания, то ориентироваться на это можно только в одном направлении - оригинальные издания определенных номеров должны быть с цветными разворотами. Похвастаться ими могут:

  • голубым фильтром A-21 'John Coltrane - Coltrane', A-26 'Duke Ellington Meets Coleman Hawkins' и A-30 'Duke Ellington Meets John Coltrane'
  • зеленым фильтром A-23 'Roy Haynes - Out In The Afternoon'
  • сепией A-28 'Freddie Hubbard - The Artistry Of', A-29 'Chico Hamilton - Passin' Thru' и A-32 'John Coltrane - Ballads'
A-21 внутренний разворот в синем цвете
A-21 внутренний разворот в синем цвете
A-21 внутренний разворот переиздания конца шестидесятых
A-21 внутренний разворот в синем цвете
A-32 внутренний разворот в сепии
A-21 внутренний разворот в синем цвете
A-23 внутренний разворот в зеленом цвете
A-21 внутренний разворот в синем цвете
John Coltrane - Coltrane A-21
A-21 внутренний разворот в синем цвете

Наличие фильтра оправданно лишь пожалуй в первых двух случаях его применения - на Колтрейне A-21 он перекликается с обложкой в синих тонах, а на A-23 с темой леса, в котором запечатлены четверо героев пластинки.

Ценники и прочие наклейки

Стикеры портили конверты Impulse! в редких случаях - кроме упомянутого выше овала с надписью Stereo обложкам доставались ценники (удел преимущественно Am-Par периода) и аккуратные Not For Sale наклейки, обозначавшие пластинки, не предназначенные для продажи (история, характерная для конца шестидесятых, начала семидесятых).

Ahmad Jamal - Poinciana Revisited (Impulse! AS-9176)
Ahmad Jamal - Poinciana Revisited (Impulse! AS-9176)
Ornette Coleman - Crisis (Impulse! AS-9187)
Ahmad Jamal - Poinciana Revisited (Impulse! AS-9176)

Внимательный и компетентный читатель задаст справедливый вопрос - каким образом ценники могли попасть на собственно конверт пластинки, если изначально он был покрыт целлофаном. Предполагаю, что подобный ценник доставался пластинке спустя время, возможно ее возвращали в магазин, очевидно распечатанной- судя по неоднократно зачеркнутым цифрам обозначает он уцененную копию (первоначальная цена на пластинки лейбла была куда выше). В случае с Not For Sale наклейками, то эти пластинки изначально не предназначались для продажи, поэтому могли не запечатываться вовсе.

Ценники на пластинке Max Roach - It's Time (Impulse! A-16)
Ценники на пластинке Max Roach - It's Time (Impulse! A-16)
Ценники на пластинке Max Roach - It's Time (Impulse! A-16)
Ценники на пластинке Max Roach - It's Time (Impulse! A-16)

Очень характерная наклейка попадается на втором номере лейбла, где упоминается хит Рэя Чарльза One Mint Julep. Песня имела значительный успех, благодаря чему Impulse! смог благополучно стартовать.

Стикер на Ray Charles - Genius + Soul = Jazz (Impulse! A-2)
Стикер на Ray Charles - Genius + Soul = Jazz (Impulse! A-2)

Другая занятная история случилась с посмертной пластинкой Колтрейна Selflessness, также известной как My Favorite Things. На ней стикер постепенно въелся в конверт - на ранних, ламинированных изданиях наклейка выглядит куда потрепанней. Неспроста - на поздних она попросту напечатана.

John Coltrane - Selflessness (Impulse! AS-9161) С наклейкой
John Coltrane - Selflessness (Impulse! AS-9161) С наклейкой
John Coltrane - Selflessness (Impulse! AS-9161) 'Наклейка' добавлена при печати
John Coltrane - Selflessness (Impulse! AS-9161) С наклейкой

Клубные (Capitol Record Club) издания

В конце пятидесятых Capitol организовали подписку, по которой в новом десятилетии стали рассылать в том числе и записи лейбла Impulse!. Увы, проверенному мастеру мастеринга (каламбур!) Руди Ван Гелдера они не доверились, поэтому большая часть пластинок с характерным префиксом MAS (SMAS для стерео) звучит хуже оригинальных изданий. К счастью, испортить весь каталог лейбла Capitol было не под силу - ограничились ключевыми выпусками, среди которых ясное дело и A Love Supreme, и The Black Saint And The Sinner Lady.

Клубное издание Clark Terry - The Happy Horns Of (Impulse! AS-64)
Клубное издание Clark Terry - The Happy Horns Of (Impulse! AS-64)
Клубное издание Clark Terry - The Happy Horns Of (Impulse! AS-64)
Клубное издание Clark Terry - The Happy Horns Of (Impulse! AS-64)

Чаще всего их можно отличить уже по обложке. Клубные издания растеряли ключевые прелести Impulse!-оформления - ламинирование, оранжево-черный торец. Почти все отмечены белой рамкой - синоним того, что перед вами менее качественная копия пластинки.

Клубное издание Ray Charles - Genius + Soul = Jazz (Impulse! A-2)
Клубное издание Ray Charles - Genius + Soul = Jazz (Impulse! A-2)
Торец клубного издания
Клубное издание Ray Charles - Genius + Soul = Jazz (Impulse! A-2)

Впрочем, и тут не обходится без исключений. Альбом Колтрейна At Birdland (Impulse A-50) выпустили с ламинированной обложкой, нацепив на его торец черный (моно) или красный (стерео) скотч. По удивительному стечению обстоятельств по звуку это издание, на мою память, ничем не уступает оригинальному.

Клубное издание John Coltrane - Live At Birdland (Impulse! A-50) моно с черным скотчем
Клубное издание John Coltrane - Live At Birdland (Impulse! A-50) моно с черным скотчем
Клубное издание John Coltrane - Live At Birdland (Impulse! AS-50) стерео с красным скотчем
Клубное издание John Coltrane - Live At Birdland (Impulse! A-50) моно с черным скотчем

В заключении стоит сказать, что с течением шестидесятых конверты лейбла стали выглядеть хуже - издания начала десятилетия могут похвастаться блестящим качеством печати, крепким картоном, корректной полиграфией. Именно тогда был создан задел, позволяющий переизданиям не только звучать на достойном уровне, но и выглядеть подобающим образом - впечатляющие фотографии Чака Стюарта, яркие, стильные и запоминающие цветовые решения. Однако с потерей нюансов вроде ламинирования, непредсказуемости задней стороны конверта, оранжево-черного торца стали исчезать революционные задумки Крида Тейлора, и составлявшие дух, удачно обозначенный словами 'The New Wave Of Jazz Is On Impulse!'.

Буду рад дополнениям и следите за новыми выпусками посвященными любимому лейблу - еще поговорим о пятаках (обязательно) и внутренних конвертах (опционально).