Master Jazz Records. Мейнстрим-джаз в конце шестидесятых

В тот момент, когда сузившаяся после британских нападок джазовая сцена переживала одну за другой революции Майлза Дэвиса, примеряла на себя фанк одежды, синоним джазовой звукозаписи лейбл Blue Note был продан Liberty, а его главный конкурент по восточному побережью Prestige целиком и полностью сосредоточился на soul-jazz/jazz-funk релизах Билл Уайлбахер вместе с Доном Кантером основал Master Jazz Recordings. Шел 1967 год.

Этикетка первой выпущенной пластинки MJR 8101. С таким пятаком (вариации с розового на красный) и издавались все 33 альбома Master Jazz Recordings

Посвященный более традиционного джазу лейбл просуществовал целых восемь лет, успел порадовать своих поклонников 33 альбомами, а ключевыми героями Master Jazz стали пианист Эрл Хайнс, певец Джимми Рашинг и десяток-другой заслуженных ветеранов жанра от трубача Роя Элдриджа до саксофониста Бадди Тейта.

Треть выпущенных пластинок оказались переизданиями, при этом особенное внимание продюсер лейбла уделил материалу лейбла Felsted, за десять лет до того также пытавшегося вернуть интерес к полузабытым джазовым именам вроде Рекса Стюарта и Бастера Бейли.

Слева переиздание на Master Jazz, справа оригинал на Felsted
Слева переиздание на Master Jazz, справа оригинал на Felsted
Слева переиздание на Master Jazz, справа оригинал на Felsted

В момент, когда лейбл стартовал моно еще имело некоторые позиции, поэтому предполагалось выпускать пластинки в моно (MJR 1XX) и стерео (MJR 81XX), однако быстро стало очевидно, что формат себя изжил и на лейбле в моно была выпущена всего одна пластинка, содержавшая записи пятидесятых годов.

Единственная пластинка, выпущенная в моно

Дизайн

Начиная с пятнадцатого номера серия получила типовое оформление решенное в красно-черно-белой цветовой гамме, фотография же главного артиста пластинки помещалась в круг. Пластинки с подобным дизайном были выпущены в первой половине семидесятых (скорее даже в период 72-75 годов).

Оформление, характерное для выпусков лейбла с 15 по 30
Оформление, характерное для выпусков лейбла с 15 по 30
Оформление, характерное для выпусков лейбла с 15 по 30

Первые же четырнадцать номеров не имели устоявшегося дизайна, и радовали как забавными рисунками (Jay McShann All-Stars - Going To Kansas City MJR 8113), так и занятными дизайнерскими находками (Earl Hines & Jimmy Rushing ‎– Blues & Things MJR 8101), где начинавшийся на обложке текст продолжался на обратной стороне конверта.

Jay McShann All-Stars - Going To Kansas City MJR 8113

Первый выпуск лейбла, к слову, отлично характеризует весь каталог с музыкальной точки зрения - напоминать же о том, что пианист Эрл Хайнс и певец Джимми Рашинг наиважнейшие персонажи в становлении джаза (тенор-саксофонистом выступает позабытый, но также крайне влиятельный Бадд Джонсон) думаю излишне.

Чем заняться коллекционеру?

В этом отношении лейбл Master Jazz покажется довольно предсказуемым - большинство релизов каталога сегодня можно поставить на полку потратив очень скромное количество ценной валюты, однако на кое-что стоит обратить внимание.

Прежде всего речь конечно про пластинку саксофониста Гарольда Эшби Born To Swing, вышедшую на британской Columbia в шестидесятом году.

Harold Ashby - Born To Swing (Columbia, 1960) ~1700$
Harold Ashby - Born To Swing (Columbia, 1960) ~1700$
Harold Ashby - Born To Swing (Columbia, 1960) ~1700$

Как легко понять из приведенной фотографии ознакомиться со звучанием оригинальной пластинки получится лишь у крайне искушенных в финансовом отношении коллекционеров пластинок - выручает как раз переиздание, устроенное Master Jazz в 72-м году.

Переиздание пластинки Гарольда Эшби на Master Jazz
Переиздание пластинки Гарольда Эшби на Master Jazz
Переиздание пластинки Гарольда Эшби на Master Jazz

Редкой оказывается и австралийский (да-да, вы не ослышались) пятый выпуск серии Master Jazz Piano, в рамках которой Уайлбахер записывал прямо скажем великих пианистов сольно. Коллекционерская забава в том, что пятый том издавался исключительно на упомянутом острове.

Master Jazz Piano Vol. 5 (издавалась только в Австралии)
Master Jazz Piano Vol. 5 (издавалась только в Австралии)
Master Jazz Piano Vol. 5 (издавалась только в Австралии)

Местный лейбл Swaggie заслуживает отдельного разговора, поэтому лишь кратко отмечу, что помимо прочего успешно лицензировал материал лейбла Master Jazz, добавляя авторское альтернативное оформление.

С сольными фортепианными записями, сделанными Уайлбахером связан и шестипластиночный бокс-сет от Mosaic, в котором были собраны все четыре американских выпуска серии, тот самый редкий австралийский, а также изданный вне серии альбом соавтора темы 'Lover Man' Рэма Рамиреза.

Бокс-сет от Mosaic, посвященный сольным фортепианным записям, сделанным для лейбла Master Jazz
Бокс-сет от Mosaic, посвященный сольным фортепианным записям, сделанным для лейбла Master Jazz
Бокс-сет от Mosaic, посвященный сольным фортепианным записям, сделанным для лейбла Master Jazz

Что потом?

Master Jazz перестал функционировать в середине семидесятых, однако часть материала вскоре осела на лейбле Bittersweet, а спустя десять лет появились очень приятно оформленные переиздания на New World Records.

Buddy Tate - The Texas Twister, переиздание на New World Records
Buddy Tate - The Texas Twister, переиздание на New World Records
Buddy Tate - The Texas Twister, переиздание на New World Records

Тем не менее, как утверждалось выше, больших сложностей с приобретением оригинальных изданий Master Jazz не возникает - пластинки распространены и лишены характерных для многих джазовых лейблов непростых тонкостей о времени издания. Что приятно, попадавшиеся мне копии имеют достойную, нешумную пластмассу, а звучание пластинок (в том числе переизданий с Felsted) оставляет лишь положительные впечатления.