Переиздания джаза / Emarcy Jazz Series

18 November

В 1976 году было принято решение обратить внимание на джазовое наследие Mercury, а также вспомнить про уже ставший легендарным логотип ударника, присутствовавший на оригинальных изданиях джазовой серии Emarcy. Во главе затеи встал Робин Макбрайд, с успехом работавший на Mercury на всем протяжении десятилетия.

11 выпусков серии
11 выпусков серии

За пару лет было выпущено 11 двойных пластинок, после чего идея несколько заглохла, пусть в Европе и Японии и продолжали под вывеской Emarcy Jazz Series выходить переиздания отдельных альбомов.

За единый стиль серии отвечали работавшие на Mercury в то время Джим Шуберт и Джо Котлеба, автором же иллюстраций стал Боб Зиеринг, известный как обложкой к альбому группы Bread - Guitar Man, так и работами на лейбле Nonesuch в конце шестидесятых.

Bread - Guitar Man (Elektra, 1972)
Bread - Guitar Man (Elektra, 1972)
Dumisani Abraham Maraire ‎– The African Mbira (Nonesuch, 1971)
Bread - Guitar Man (Elektra, 1972)
Larry Coryell - Steve Khan - Two For The Road (Arista, 1978)
Bread - Guitar Man (Elektra, 1972)

Мастерингом занимался штатный специалист Mercury Гилберт Конг, текст же и собственно подбор материала лежал на людях прямо скажем разбирающихся в теме, прежде всего Дэне Моргенштерне, в начале шестидесятых являвшимся редактором профильных джазовых изданий Down Beat и Jazz.

Среди основных особенностей переизданий:

- отсутствие ранее неизданного материала
- почти на всех выпусках собраны записи с трех и более пластинок, что значит что альбомы не представлены целиком (исключение составляет пластинка Оскара Питерсона, и в каком-то смысле две части квинтета Клиффорда Брауна, где пластинки включены полностью, однако разбиты на два выпуска)
- на пластинках отсутствует искусственное стерео - в случае если оригинальная запись была сделана исключительно в моно на сборниках она представлена в таком же виде

Специфика изданий

Различать оригинальность переизданий занятие казалось бы нелогичное, однако в случае с Emarcy Jazz Series имеющее определенный смысл. Дело в том, что первоначально пластинки выходили в 1976-1977 годах, как в США, так и нескольких других странах - чаще всего встречаются голландские издания (Mercury еще с начала шестидесятых были завязаны с нидерландской корпорацией Philips), также можно встретить бразильские и австралийские пресса. Не обошли стороной серию и японцы, прилепив к ней характерное OBI.

Оригинальная этикетка 1976-1977 годов
Оригинальная этикетка 1976-1977 годов
Голландское издание
Оригинальная этикетка 1976-1977 годов
Примерный дизайн японских изданий второй половины семидесятых
Оригинальная этикетка 1976-1977 годов

Во второй половине восьмидесятых с несколько обновленным пятаком были переизданы наиболее популярные выпуски, прежде всего сборники с исполнениями Дайны Вашингтон и Сары Вон.

Этикетка издания второй половины после середины восьмидесятых
Этикетка издания второй половины после середины восьмидесятых

Нередко подобные издания дополнялись нововведением эпохи - штрих-кодом. Также больший акцент сделан на актуальном на тот момент PolyGram, нежели существовавшем в семидесятых Phonogram.

Обратная сторона конверта пластинки со штрих-кодом
Обратная сторона конверта пластинки со штрих-кодом

Некоторое продолжение серия имела в первой половины восьмидесятых - вновь обратили внимание на популярных джазовых артистов лейбла, вспомнив про Дайну Вашингтон, Сару Вон и Квинси Джонса.

Сборники первой половины восьмидесятых
Сборники первой половины восьмидесятых
Переиздания джаза / Emarcy Jazz Series
Сборники первой половины восьмидесятых

Однако она имела куда более случайный характер и была лишена какого-либо концептуального единства.

Каталог Emarcy Jazz Series

Как было упомянуто выше, каталог серии включает в себя 11 выпусков.

Gene Ammons - "Jug" Sessions (Emarcy EMS-2-400)

Gene Ammons - "Jug" Sessions (Emarcy EMS-2-400)
Gene Ammons - "Jug" Sessions (Emarcy EMS-2-400)
Gene Ammons - "Jug" Sessions (Emarcy EMS-2-400)
Gene Ammons - "Jug" Sessions (Emarcy EMS-2-400)

Впервые тенор-саксофонист Джин Эммонс появился на лейбле Mercury в качестве сайдмена в группе своего отца Альберта Эммонса "Rhythm Kings" в 1946-м году. В следующие три года он сделал значительное количество записей, которые первоначально были выпущены на пластинках на 78 оборотов, позже же собраны в несколько десяти-дюймовок - часть материала попала на бюджетную серию Mercury Wing начала шестидесятых годов.

На двух пластинках сборника представлены почти все записи, сделанные Эммонсом на лейбле Mercury в этот период в качестве лидера.

Gene Ammons - Light, Bluesy And Moody (Mercury Wing MGW 12156)
Gene Ammons - Light, Bluesy And Moody (Mercury Wing MGW 12156)
Gene Ammons - With Or Without (Emarcy MG 26031, 10")
Gene Ammons - Light, Bluesy And Moody (Mercury Wing MGW 12156)

Материал с пластинки до этого издавался на Mercury MG 25012, Emarcy MG 26031, Mercury Wing MGW 12156, Emarcy MG 36016, MG 36023.

Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)

Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)
Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)
Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)
Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)
Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)
Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)
Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)
Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)

За исключением пары лет проведенных в конце жизни на лейбле Roulette Дайна Вашингтон связала свою карьеру с лейблом Mercury, и в том числе с его джазовым подразделением Emarcy. Ее безусловным шедевром в области джаза считается первый LP лейбла, получивший название Dinah Jams - на нем Дайне в аккомпаниаторы достались главные звезды Emarcy квинтет Клиффорда Брауна - Макса Роуча, и еще с пяток выдающихся музыкантов. Альбом неоднократно переиздавался, поэтому заслуженно не попал в подборку в рамках Emarcy Jazz Series.

Как известно Дайна имела наибольший успех в качестве ритм-энд-блюзовой и эстрадной исполнительницы, поэтому название сборника вполне оправданно и включает в себя выборку из трех альбомов периода 1954-1958 годов. На первых двух госпожу Вашингтон сопровождают первоклассные малые составы во главе с Кларком Терри, на третьем представлен кусок ее выступления на знаменитом фестивале в Ньюпорте 58-го (см. фильм 'Джаз в летний день'). То, к слову, была одна из последних ее истинно джазовых записей.

Dinah Washington - For Those In Love (Emarcy MG 36011)
Dinah Washington - For Those In Love (Emarcy MG 36011)
Dinah Washington - After Hours With Miss D (Emarcy, MG 36028)
Dinah Washington - For Those In Love (Emarcy MG 36011)
DInah Washington - Newport '58 (Emarcy MG 36141)
Dinah Washington - For Those In Love (Emarcy MG 36011)

Материал с этой пластинки ранее издавался на Emarcy MG 36011 (1955), MG 36028 (1954) и MG 36141 (1958)

Buddy Rich - Both Sides (Emarcy, EMS-2-402)

Buddy Rich - Both Sides (Emarcy, EMS-2-402)
Buddy Rich - Both Sides (Emarcy, EMS-2-402)
Buddy Rich - Both Sides (Emarcy, EMS-2-402)
Buddy Rich - Both Sides (Emarcy, EMS-2-402)

В отличие от Дайны Вашингтон карьера барабанщика Бадди Рича связана в первую очередь с лейблами Нормана Гранца Norgran, Clef и Verve - на Mercury он провел всего пару, впрочем насыщенных, лет. Ребята с Mercury не скрывали намерения попытаться заработать на звездном имени и выпустили альбом The Voice Is Rich, где в полном соответствии с названием Рич предлагал слушателю оценить исключительно собственные вокальные способности.

Дон де Мишел, ответственный за компиляцию сделанных для Mercury записей Рича, вокальную пластинку естественно обошел стороной - внимание акцентировано на блестящей совместной работе Рича с другим ударником лейбла Максом Роучем (Rich Versus Roach) и удачно аранжированной оркестровой Richcraft.

Buddy Rich - Richcraft (Mercury MG 20451, 1959)
Buddy Rich - Richcraft (Mercury MG 20451, 1959)
Buddy Rich And Max Roach ‎– Rich Versus Roach (Mercury MG 20448, 1959)
Buddy Rich - Richcraft (Mercury MG 20451, 1959)
Buddy Rich ‎– The Driver (Emarcy MGE26006)
Buddy Rich - Richcraft (Mercury MG 20451, 1959)
Buddy Rich And His Orchestra ‎– The Rich Rebellion (Mercury Wing SRW 16407)
Buddy Rich - Richcraft (Mercury MG 20451, 1959)

Материал с этой пластинки ранее издавался на Emarcy MG36071 (1946), Mercury MG 20451 (1959), MG 20448 (1959), MGE26006 (1960, издали в 67-м), Mercury Wing SRW16407 (издали в 70-м)

Clifford Brown ‎– The Quintet Vol. 1 (Emarcy, EMS-2-403)

Clifford Brown ‎– The Quintet Vol. 1 (Emarcy, EMS-2-403)
Clifford Brown ‎– The Quintet Vol. 1 (Emarcy, EMS-2-403)
Clifford Brown ‎– The Quintet Vol. 1 (Emarcy, EMS-2-403)
Clifford Brown ‎– The Quintet Vol. 1 (Emarcy, EMS-2-403)

Неудивительно, что из случившихся 11 выпусков серии два посвящены возможно лучшему хард-боп составу из когда-либо существовавших - квинтету Клиффорда Брауна - Макса Роуча. Обложка первой части неспроста напоминает знаменитую фотографию со Study In Brown - не обошлось, ясное дело, и без нее.

Две двойных пластинки, отведенные под квинтет несколько отличаются от соседних изданий - соединенные вместе они составляют четыре альбома квинтета целиком, Incorporated, Clifford Brown & Max Roach, Study In Brown и At Basin Street. Материал, оказавшийся на Vol.1, был записан за два года - 1954 и 1955.

Clifford Brown - Max Roach ‎– Brown And Roach Incorporated (Emarcy, MG 36008)
Clifford Brown - Max Roach ‎– Brown And Roach Incorporated (Emarcy, MG 36008)
Clifford Brown And Max Roach ‎– Clifford Brown And Max Roach (Emarcy, MG 36036)
Clifford Brown - Max Roach ‎– Brown And Roach Incorporated (Emarcy, MG 36008)
Clifford Brown And Max Roach ‎– Study In Brown (Emarcy, MG 36037)
Clifford Brown - Max Roach ‎– Brown And Roach Incorporated (Emarcy, MG 36008)

Материал с этой пластинки ранее издавался на Mercury MG36008 (1955), MG 36036 (1954, также выходила десяти-дюймовка) и MG 36037 (1955).

Cannonball Adderley - Beginnings (Emarcy EMS-2-404)

Cannonball Adderley - Beginnings (Emarcy EMS-2-404)
Cannonball Adderley - Beginnings (Emarcy EMS-2-404)
Cannonball Adderley - Beginnings (Emarcy EMS-2-404)
Cannonball Adderley - Beginnings (Emarcy EMS-2-404)

Перед тем как выпустить свои первые хиты на Riverside, а затем и вовсе подписать контракт с мейджор-лейблом Capitol альт-саксофонист Кэннонболл Эддерли (а тогда еще Джулиан) провел несколько лет на Mercury. Здесь он имел возможность записываться в совершенно различных составах, в том числе даже со струнным оркестром - впрочем, в подборку Beginnings вошли его эксперименты в малых группах. Тут и привычный слушателю квинтет с его братом трубачом Нэтом Эддерли (за фортепиано Хорас Силвер, между прочим), и живое выступление с Колтрейном и ритм-секцией секстета Майлза Дэвиса.

Услышать на сборнике что-то кроме хард-бопа не получится - заигрывания Эддерли с соул-джазом начнутся позже.

Cannonball Adderley - Julian Cannonball Adderley (Emarcy MG 36043)
Cannonball Adderley - Julian Cannonball Adderley (Emarcy MG 36043)
Nat Adderley  - Introducing (Wing MGW 6000, Emarcy MG-36091, Limelight LM 82032)
Cannonball Adderley - Julian Cannonball Adderley (Emarcy MG 36043)
Cannonball Adderley ‎– Sophisticated Swing (Emarcy MG 36110)
Cannonball Adderley - Julian Cannonball Adderley (Emarcy MG 36043)
Cannonball Adderley‎– Enroute (Mercury MG 20616)
Cannonball Adderley - Julian Cannonball Adderley (Emarcy MG 36043)
Cannonball Adderley Quintet ‎– In Chicago (Mercury MG  20449, Limelight LM 82009)
Cannonball Adderley - Julian Cannonball Adderley (Emarcy MG 36043)

Материал с этой пластинки издавался ранее на Emarcy MG 36043, Wing MGW 60000 (она же Limelight LM82032), Emarcy MG36077, MG36110, Mercury MG20616 и MG20449 (записи 1955-1959 годов).

Oscar Peterson - Trio In Transition (Emarcy EMS-2-405)

Oscar Peterson - Trio In Transition (Emarcy EMS-2-405)
Oscar Peterson - Trio In Transition (Emarcy EMS-2-405)
Oscar Peterson - Trio In Transition (Emarcy EMS-2-405)
Oscar Peterson - Trio In Transition (Emarcy EMS-2-405)

Подтверждением особых отношений между Mercury и лейблами Нормана Гранца выступает не только вышеупомянутый барабанщик Бадди Рич, но и знаменитый пианист Оскар Питерсон. В 1962-м году Mercury основали новую джазовую серию с названием Limelight - подкупая пестрым, но изысканным оформлением серия казалась практически беспроигрышной, с палитрой успешных музыкантов от Джерри Маллигана до Милта Джексона.

Питерсон записал целых пять альбомов для лейбла - два из них целиком представлены на 'Trio In Transition'. Название сборника оправданно - на одном из альбомов барабанщика Эда Тигпена уже сменил Луис Хейс, место же контрабасиста Рэя Брауна в скором времени займет Сэм Джонс.

Пожалуй лучшими работами Питерсона той поры стоит считать альбом-посвящение Нэт Кинг Коулу 'With Respect To Nat', где Оскар вновь напоминает о том, как его голос похож на голос его кумира и 'Trio + One', устроенный на Mercury вместе с трубачом Кларком Терри. Тем не менее, что вошедший в сборник концерт 65-го в Копенгагене 'Eloquence', что устроенная годом позже студийная 'Blues Etude', блестящие примеры фирменного звучания его фортепианного трио.

Oscar Peterson - Eloquence (Limelight, LS 86023)
Oscar Peterson - Eloquence (Limelight, LS 86023)
Oscar Peterson - Blues Etude (Limelight, LS 86039)
Oscar Peterson - Eloquence (Limelight, LS 86023)

Материал с этой пластинки ранее издавался на Limelight LS 86023 и LS 86039

Maynard Ferguson - Stratospheric (Emarcy, EMS-2-406)

Maynard Ferguson - Stratospheric (Emarcy, EMS-2-406)
Maynard Ferguson - Stratospheric (Emarcy, EMS-2-406)
Maynard Ferguson - Stratospheric (Emarcy, EMS-2-406)
Maynard Ferguson - Stratospheric (Emarcy, EMS-2-406)

Отмеченный на сборнике период середины пятидесятых годов возможно самый джазовый и яркий в дискографии выдающегося музыканта - внимание приковано как к виртуозности трубача, так и авторскому материалу и нетривиальным аранжировкам. Пользуясь расширенным до семи-восьми человек составом Мейнард устраивает свои сильнейшие альбомы Octet и Dimensions.

Maynard Ferguson And His Octet (Emarcy MG 36021)
Maynard Ferguson And His Octet (Emarcy MG 36021)
Maynard Ferguson ‎– Dimensions (Emarcy MG 36044)
Maynard Ferguson And His Octet (Emarcy MG 36021)
Maynard Ferguson ‎– Around The Horn With Maynard Ferguson (Emarcy, MG 36076)
Maynard Ferguson And His Octet (Emarcy MG 36021)

Материал с этой пластинки ранее издавался на Emarcy MG-36021, MG-36044 и MG-36076, Mercury MG-20556 (1954-1956 года записи).

Clifford Brown - The Quintet Vol. 2 (Emarcy EMS-2-407)

Clifford Brown - The Quintet Vol. 2 (Emarcy EMS-2-407)
Clifford Brown - The Quintet Vol. 2 (Emarcy EMS-2-407)
Clifford Brown - The Quintet Vol. 2 (Emarcy EMS-2-407)
Clifford Brown - The Quintet Vol. 2 (Emarcy EMS-2-407)

На втором выпуске, посвященному важнейшему хард-боп квинтету расположили остатки с сессий Study In Brown и Clifford Brown & Max Roach, а также At Basin Street целиком. Последняя напомню вопреки названию является студийной записью, на которой место саксофониста Гарольда Ленда занимает куда более именитый Сонни Роллинз.

Clifford Brown And Max Roach ‎– Study In Brown (Emarcy, MG 36037)
Clifford Brown And Max Roach ‎– Study In Brown (Emarcy, MG 36037)
Clifford Brown And Max Roach ‎– Clifford Brown And Max Roach (Emarcy, MG 36036)
Clifford Brown And Max Roach ‎– Study In Brown (Emarcy, MG 36037)
Clifford Brown And Max Roach ‎– At Basin Street (Emarcy MG 36070)
Clifford Brown And Max Roach ‎– Study In Brown (Emarcy, MG 36037)

Материал с этой пластинки ранее издавался на Emarcy MG-36037, MG- 36036 и MG-36070, а также Limelight LM-82011 (записи 1955-1956 годов).

Dizzy Gillespie - Composer's Concepts (Emarcy EMS-2-410)

Dizzy Gillespie - Composer's Concepts (Emarcy EMS-2-410)
Dizzy Gillespie - Composer's Concepts (Emarcy EMS-2-410)
Dizzy Gillespie - Composer's Concepts (Emarcy EMS-2-410)
Dizzy Gillespie - Composer's Concepts (Emarcy EMS-2-410)

В середине шестидесятых Диззи записал для связанных с Mercury лейблов Philips и Limelight с десяток пластинок. Удивительно, но при том, что все они имели несомненную коммерческую подоплеку Диззи удалось не только учредить нечто сносное, но и более того, в очередной раз придать свежести своей музыке, отбросив материал, характерный для него времен Verve/Norgran.

Название Composer's Concepts объясняет выбор трех альбомов, отрывки с которых попали на сборник - речь идет про свежие на момент 1962-1964 годов работы композиторов Лало Шифрина (The New Continent), Мэла Уолдрона (The Cool World) и Тома Макинтоша (Something Old - Something New), на которых и можно услышать блестящие соло джазового трубача.

Dizzy Gillespie - The New Continent (Limelight LS 86022)
Dizzy Gillespie - The New Continent (Limelight LS 86022)
Dizzy Gillespie ‎– Something Old, Something New (Philips PHS 600-091)
Dizzy Gillespie - The New Continent (Limelight LS 86022)
Dizzy Gillespie - The Cool World (Philips, PHS 600-138)
Dizzy Gillespie - The New Continent (Limelight LS 86022)

Материал с этой пластинки ранее издавался на Limelight LS-86022 и Philips PHS 600-091 и PHS 600-138. Записан в 1962-1964 годах.

Roland Kirk - Kirk's Works (Emarcy EMS-2-411)

Roland Kirk - Kirk's Works (Emarcy EMS-2-411)
Roland Kirk - Kirk's Works (Emarcy EMS-2-411)

Первым лейблом по-настоящему готовым поверить в талант слепого мульти-инструменталиста стал Mercury - в общей сложности под именем Кёрка на Mercury и Limelight вышло 9 пластинок маэстро. Несмотря на то, что среди них были оказавшие большее музыкальное влияние, как к примеру, Rip, Rig And Panic (название альбома передалось британской пост-панк группе начала 80-х), все пластинки этого периода достойны любой джазовой коллекции.

Именно поэтому перечислять все вошедшие в сборник шедевры нет смысла - на нем представлены отдельные записи с альбомов, как сделанных для Mercury, так и Limelight.

Sarah Vaughan - Recorded Live (Emarcy EMS-2-412)

Sarah Vaughan - Recorded Live (Emarcy EMS-2-412)
Sarah Vaughan - Recorded Live (Emarcy EMS-2-412)

Нельзя было обойтись и без подборки исполнений от другой ключевой певицы лейбла - Сары Вон. Сара, как и ее коллеги Дайна Вашингтон и Хелен Меррилл имела счастье записаться с группой Клиффорда Брауна - очевидно именно этот альбом считается лучшей джазовой работой вокалистки за период сотрудничества с Mercury.

Для сборника были выбраны композиции с ее трех концертных пластинок - на одной из них ее сопровождает состав с именитыми солистами, вроде трубача Тэда Джонса и саксофониста Фрэнка Уэсса, на двух других певица довольствовалась услугами фортепианного трио. Как и в случае с другими пластинками серии можно пронаблюдать некую эволюцию артистки - первые две записи были сделаны в клубах США в 57 и 58 годах, третья же спустя еще пять лет, уже в Копенгагене. Отметить можно в том числе и то насколько изменились стандарты концертной звукозаписи.

Sarah Vaughan - At Mister Kelly's (Mercury MG 20326)
Sarah Vaughan - At Mister Kelly's (Mercury MG 20326)
Sarah Vaughan ‎– After Hours At The London House (Mercury MG 20383)
Sarah Vaughan - At Mister Kelly's (Mercury MG 20326)
Sarah Vaughan ‎– Sassy Swings The Tivoli (Mercury SR 60831)
Sarah Vaughan - At Mister Kelly's (Mercury MG 20326)

Материал с этой пластинки ранее издавался на Mercury MG-20326, MG-20383 и Mercury SR-60831

Переизданиями джаза в середине и конце семидесятых активно занимались различные лейблы и продюсеры - впереди емкие тексты про сборники на Prestige, Milestone, Verve, Blue Note и других.