Переиздания джаза / Emarcy Jazz Series
В 1976 году было принято решение обратить внимание на джазовое наследие Mercury, а также вспомнить про уже ставший легендарным логотип ударника, присутствовавший на оригинальных изданиях джазовой серии Emarcy. Во главе затеи встал Робин Макбрайд, с успехом работавший на Mercury на всем протяжении десятилетия.
За пару лет было выпущено 11 двойных пластинок, после чего идея несколько заглохла, пусть в Европе и Японии и продолжали под вывеской Emarcy Jazz Series выходить переиздания отдельных альбомов.
За единый стиль серии отвечали работавшие на Mercury в то время Джим Шуберт и Джо Котлеба, автором же иллюстраций стал Боб Зиеринг, известный как обложкой к альбому группы Bread - Guitar Man, так и работами на лейбле Nonesuch в конце шестидесятых.
Мастерингом занимался штатный специалист Mercury Гилберт Конг, текст же и собственно подбор материала лежал на людях прямо скажем разбирающихся в теме, прежде всего Дэне Моргенштерне, в начале шестидесятых являвшимся редактором профильных джазовых изданий Down Beat и Jazz.
Среди основных особенностей переизданий:
- отсутствие ранее неизданного материала
- почти на всех выпусках собраны записи с трех и более пластинок, что значит что альбомы не представлены целиком (исключение составляет пластинка Оскара Питерсона, и в каком-то смысле две части квинтета Клиффорда Брауна, где пластинки включены полностью, однако разбиты на два выпуска)
- на пластинках отсутствует искусственное стерео - в случае если оригинальная запись была сделана исключительно в моно на сборниках она представлена в таком же виде
Специфика изданий
Различать оригинальность переизданий занятие казалось бы нелогичное, однако в случае с Emarcy Jazz Series имеющее определенный смысл. Дело в том, что первоначально пластинки выходили в 1976-1977 годах, как в США, так и нескольких других странах - чаще всего встречаются голландские издания (Mercury еще с начала шестидесятых были завязаны с нидерландской корпорацией Philips), также можно встретить бразильские и австралийские пресса. Не обошли стороной серию и японцы, прилепив к ней характерное OBI.
Во второй половине восьмидесятых с несколько обновленным пятаком были переизданы наиболее популярные выпуски, прежде всего сборники с исполнениями Дайны Вашингтон и Сары Вон.
Нередко подобные издания дополнялись нововведением эпохи - штрих-кодом. Также больший акцент сделан на актуальном на тот момент PolyGram, нежели существовавшем в семидесятых Phonogram.
Некоторое продолжение серия имела в первой половины восьмидесятых - вновь обратили внимание на популярных джазовых артистов лейбла, вспомнив про Дайну Вашингтон, Сару Вон и Квинси Джонса.
Однако она имела куда более случайный характер и была лишена какого-либо концептуального единства.
Каталог Emarcy Jazz Series
Как было упомянуто выше, каталог серии включает в себя 11 выпусков.
Gene Ammons - "Jug" Sessions (Emarcy EMS-2-400)
Впервые тенор-саксофонист Джин Эммонс появился на лейбле Mercury в качестве сайдмена в группе своего отца Альберта Эммонса "Rhythm Kings" в 1946-м году. В следующие три года он сделал значительное количество записей, которые первоначально были выпущены на пластинках на 78 оборотов, позже же собраны в несколько десяти-дюймовок - часть материала попала на бюджетную серию Mercury Wing начала шестидесятых годов.
На двух пластинках сборника представлены почти все записи, сделанные Эммонсом на лейбле Mercury в этот период в качестве лидера.
Материал с пластинки до этого издавался на Mercury MG 25012, Emarcy MG 26031, Mercury Wing MGW 12156, Emarcy MG 36016, MG 36023.
Dinah Washington - The Jazz Sides (Emarcy EMS-2-401)
За исключением пары лет проведенных в конце жизни на лейбле Roulette Дайна Вашингтон связала свою карьеру с лейблом Mercury, и в том числе с его джазовым подразделением Emarcy. Ее безусловным шедевром в области джаза считается первый LP лейбла, получивший название Dinah Jams - на нем Дайне в аккомпаниаторы достались главные звезды Emarcy квинтет Клиффорда Брауна - Макса Роуча, и еще с пяток выдающихся музыкантов. Альбом неоднократно переиздавался, поэтому заслуженно не попал в подборку в рамках Emarcy Jazz Series.
Как известно Дайна имела наибольший успех в качестве ритм-энд-блюзовой и эстрадной исполнительницы, поэтому название сборника вполне оправданно и включает в себя выборку из трех альбомов периода 1954-1958 годов. На первых двух госпожу Вашингтон сопровождают первоклассные малые составы во главе с Кларком Терри, на третьем представлен кусок ее выступления на знаменитом фестивале в Ньюпорте 58-го (см. фильм 'Джаз в летний день'). То, к слову, была одна из последних ее истинно джазовых записей.
Материал с этой пластинки ранее издавался на Emarcy MG 36011 (1955), MG 36028 (1954) и MG 36141 (1958)
Buddy Rich - Both Sides (Emarcy, EMS-2-402)
В отличие от Дайны Вашингтон карьера барабанщика Бадди Рича связана в первую очередь с лейблами Нормана Гранца Norgran, Clef и Verve - на Mercury он провел всего пару, впрочем насыщенных, лет. Ребята с Mercury не скрывали намерения попытаться заработать на звездном имени и выпустили альбом The Voice Is Rich, где в полном соответствии с названием Рич предлагал слушателю оценить исключительно собственные вокальные способности.
Дон де Мишел, ответственный за компиляцию сделанных для Mercury записей Рича, вокальную пластинку естественно обошел стороной - внимание акцентировано на блестящей совместной работе Рича с другим ударником лейбла Максом Роучем (Rich Versus Roach) и удачно аранжированной оркестровой Richcraft.
Материал с этой пластинки ранее издавался на Emarcy MG36071 (1946), Mercury MG 20451 (1959), MG 20448 (1959), MGE26006 (1960, издали в 67-м), Mercury Wing SRW16407 (издали в 70-м)
Clifford Brown – The Quintet Vol. 1 (Emarcy, EMS-2-403)
Неудивительно, что из случившихся 11 выпусков серии два посвящены возможно лучшему хард-боп составу из когда-либо существовавших - квинтету Клиффорда Брауна - Макса Роуча. Обложка первой части неспроста напоминает знаменитую фотографию со Study In Brown - не обошлось, ясное дело, и без нее.
Две двойных пластинки, отведенные под квинтет несколько отличаются от соседних изданий - соединенные вместе они составляют четыре альбома квинтета целиком, Incorporated, Clifford Brown & Max Roach, Study In Brown и At Basin Street. Материал, оказавшийся на Vol.1, был записан за два года - 1954 и 1955.
Материал с этой пластинки ранее издавался на Mercury MG36008 (1955), MG 36036 (1954, также выходила десяти-дюймовка) и MG 36037 (1955).
Cannonball Adderley - Beginnings (Emarcy EMS-2-404)
Перед тем как выпустить свои первые хиты на Riverside, а затем и вовсе подписать контракт с мейджор-лейблом Capitol альт-саксофонист Кэннонболл Эддерли (а тогда еще Джулиан) провел несколько лет на Mercury. Здесь он имел возможность записываться в совершенно различных составах, в том числе даже со струнным оркестром - впрочем, в подборку Beginnings вошли его эксперименты в малых группах. Тут и привычный слушателю квинтет с его братом трубачом Нэтом Эддерли (за фортепиано Хорас Силвер, между прочим), и живое выступление с Колтрейном и ритм-секцией секстета Майлза Дэвиса.
Услышать на сборнике что-то кроме хард-бопа не получится - заигрывания Эддерли с соул-джазом начнутся позже.
Материал с этой пластинки издавался ранее на Emarcy MG 36043, Wing MGW 60000 (она же Limelight LM82032), Emarcy MG36077, MG36110, Mercury MG20616 и MG20449 (записи 1955-1959 годов).
Oscar Peterson - Trio In Transition (Emarcy EMS-2-405)
Подтверждением особых отношений между Mercury и лейблами Нормана Гранца выступает не только вышеупомянутый барабанщик Бадди Рич, но и знаменитый пианист Оскар Питерсон. В 1962-м году Mercury основали новую джазовую серию с названием Limelight - подкупая пестрым, но изысканным оформлением серия казалась практически беспроигрышной, с палитрой успешных музыкантов от Джерри Маллигана до Милта Джексона.
Питерсон записал целых пять альбомов для лейбла - два из них целиком представлены на 'Trio In Transition'. Название сборника оправданно - на одном из альбомов барабанщика Эда Тигпена уже сменил Луис Хейс, место же контрабасиста Рэя Брауна в скором времени займет Сэм Джонс.
Пожалуй лучшими работами Питерсона той поры стоит считать альбом-посвящение Нэт Кинг Коулу 'With Respect To Nat', где Оскар вновь напоминает о том, как его голос похож на голос его кумира и 'Trio + One', устроенный на Mercury вместе с трубачом Кларком Терри. Тем не менее, что вошедший в сборник концерт 65-го в Копенгагене 'Eloquence', что устроенная годом позже студийная 'Blues Etude', блестящие примеры фирменного звучания его фортепианного трио.
Материал с этой пластинки ранее издавался на Limelight LS 86023 и LS 86039
Maynard Ferguson - Stratospheric (Emarcy, EMS-2-406)
Отмеченный на сборнике период середины пятидесятых годов возможно самый джазовый и яркий в дискографии выдающегося музыканта - внимание приковано как к виртуозности трубача, так и авторскому материалу и нетривиальным аранжировкам. Пользуясь расширенным до семи-восьми человек составом Мейнард устраивает свои сильнейшие альбомы Octet и Dimensions.
Материал с этой пластинки ранее издавался на Emarcy MG-36021, MG-36044 и MG-36076, Mercury MG-20556 (1954-1956 года записи).
Clifford Brown - The Quintet Vol. 2 (Emarcy EMS-2-407)
На втором выпуске, посвященному важнейшему хард-боп квинтету расположили остатки с сессий Study In Brown и Clifford Brown & Max Roach, а также At Basin Street целиком. Последняя напомню вопреки названию является студийной записью, на которой место саксофониста Гарольда Ленда занимает куда более именитый Сонни Роллинз.
Материал с этой пластинки ранее издавался на Emarcy MG-36037, MG- 36036 и MG-36070, а также Limelight LM-82011 (записи 1955-1956 годов).
Dizzy Gillespie - Composer's Concepts (Emarcy EMS-2-410)
В середине шестидесятых Диззи записал для связанных с Mercury лейблов Philips и Limelight с десяток пластинок. Удивительно, но при том, что все они имели несомненную коммерческую подоплеку Диззи удалось не только учредить нечто сносное, но и более того, в очередной раз придать свежести своей музыке, отбросив материал, характерный для него времен Verve/Norgran.
Название Composer's Concepts объясняет выбор трех альбомов, отрывки с которых попали на сборник - речь идет про свежие на момент 1962-1964 годов работы композиторов Лало Шифрина (The New Continent), Мэла Уолдрона (The Cool World) и Тома Макинтоша (Something Old - Something New), на которых и можно услышать блестящие соло джазового трубача.
Материал с этой пластинки ранее издавался на Limelight LS-86022 и Philips PHS 600-091 и PHS 600-138. Записан в 1962-1964 годах.
Roland Kirk - Kirk's Works (Emarcy EMS-2-411)
Первым лейблом по-настоящему готовым поверить в талант слепого мульти-инструменталиста стал Mercury - в общей сложности под именем Кёрка на Mercury и Limelight вышло 9 пластинок маэстро. Несмотря на то, что среди них были оказавшие большее музыкальное влияние, как к примеру, Rip, Rig And Panic (название альбома передалось британской пост-панк группе начала 80-х), все пластинки этого периода достойны любой джазовой коллекции.
Именно поэтому перечислять все вошедшие в сборник шедевры нет смысла - на нем представлены отдельные записи с альбомов, как сделанных для Mercury, так и Limelight.
Sarah Vaughan - Recorded Live (Emarcy EMS-2-412)
Нельзя было обойтись и без подборки исполнений от другой ключевой певицы лейбла - Сары Вон. Сара, как и ее коллеги Дайна Вашингтон и Хелен Меррилл имела счастье записаться с группой Клиффорда Брауна - очевидно именно этот альбом считается лучшей джазовой работой вокалистки за период сотрудничества с Mercury.
Для сборника были выбраны композиции с ее трех концертных пластинок - на одной из них ее сопровождает состав с именитыми солистами, вроде трубача Тэда Джонса и саксофониста Фрэнка Уэсса, на двух других певица довольствовалась услугами фортепианного трио. Как и в случае с другими пластинками серии можно пронаблюдать некую эволюцию артистки - первые две записи были сделаны в клубах США в 57 и 58 годах, третья же спустя еще пять лет, уже в Копенгагене. Отметить можно в том числе и то насколько изменились стандарты концертной звукозаписи.
Материал с этой пластинки ранее издавался на Mercury MG-20326, MG-20383 и Mercury SR-60831
Переизданиями джаза в середине и конце семидесятых активно занимались различные лейблы и продюсеры - впереди емкие тексты про сборники на Prestige, Milestone, Verve, Blue Note и других.