Три музыканта: Пикассо и джаз

24 August

Летом 1921 года Пабло Пикассо вместе со своей первой женой балериной Ольгой Хохловой и новорожденным сыном Пауло снимает большой дом в Фонтенбло, коммуне к юго-востоку от Парижа. За три дня он уверенно подводит черту под казалось бы завершившимся за несколько лет до этого периодом кубизма - холст размером два на два метра, увлечение комедией дель арте и желание увековечить друзей в своей компании ложатся в основу одной из знаменитых картин мастера "Три музыканта". Утверждают, что за фигурой таинственного монаха скрывается Макс Жакоб, незадолго до написания картины поселившийся в бенедиктинском монастыре - с кларнетом же изображен поэт и критик Гийом Аполлинер, чью жизнь в ноябре 1918-го унесла бушевавшая в Европе 'испанка'. Себя же Пикассо разместил в центре, в образе арлекина, традиционно изображаемого со струнным инструментом.

"Три музыканта"  Пикассо, Музей современного искусства в Нью-Йорке, 1921
"Три музыканта" Пикассо, Музей современного искусства в Нью-Йорке, 1921
"Три музыканта" Пикассо, Художественный музей Филадельфии, 1921
"Три музыканта" Пикассо, Музей современного искусства в Нью-Йорке, 1921

Одной картины художнику показалось мало, поэтому сегодня полюбоваться на "Les trois musiciens" можно не только в Музее современного искусства в Нью-Йорке, но и в Художественном музее Филадельфии, где висит более детализированная и яркая версия 'музыкантов', канонической же считается темная, 'с собакой'. Приметить животное надо сказать получается не сразу - выдает в первую очередь хвост, в остальном же она удачно будто бы составляет тень стола и героев картины.

Как показало время лучший художник последней сотни лет (не верьте моим словам, опрос газеты The Times за 2009 год) с легкостью застолбил за собой простое и запоминающееся название, потеснив кьяроскуро Веласкеса и своего соседа по MOMA Фернана Леже.

"Три музыканта" Диего Веласкес, Берлинская картинная галерея, 1618
"Три музыканта" Диего Веласкес, Берлинская картинная галерея, 1618
"Три музыканта" Фернан Леже, Музей современного искусства в Нью-Йорке, 1944
"Три музыканта" Диего Веласкес, Берлинская картинная галерея, 1618

Узнаваемость работ Пикассо такова, что интернет прямо-таки пестрит разного рода ссылками на мем из мира живописи - музыкантов собирают из Лего, вырезают из цветной бумаги, а с экранов телевизоров картины вспоминают герои маппет-шоу "Улица Сезам" и Лиза из "Симпсонов".

Кубизм-тубизм или 'музыканты' на пластинках

Несмотря на то, что картина Леже куда очевиднее ассоциируется с джазом (пусть на ней и изображен прямо скажем авангардный по джазовым меркам формат трио с контрабасом, тубой и аккордеоном) именно к полотнам Пикассо прикованы взгляды оформителей пластинок.

The Heath Brothers ‎– Brothers And Others (Antilles, 1984)

Первым встретившимся на моем пути джазовым альбомом с 'музыкантами' на обложке оказалась запись братьев Хит, которых как того требует картина Пикассо оказалось как раз трое - Джимми на тенор-саксофоне, Перси с контрабасом и Альберт за ударными.

The Heath Brothers ‎– Brothers And Others (Antilles, 1984)
The Heath Brothers ‎– Brothers And Others (Antilles, 1984)

Если в середине семидесятых они были ответственны за альбом "Marchin' On!" для культового лейбла Strata-East и соответствующим образом вытворяли, то спустя десятилетие их музыка смогла обзавестись лишь коммерческим флером, растеряв же при этом все братские откровения, характерные для пожалуй главного независимого лейбла 70-х, продюсируемого черными джазменами. В попытке найти что-нибудь прелестное в пластинке помимо неизменно впечатляющего Пабло П. остановился на номере с названием "Islandized" - атмосфера и правда соответствует заявленному, и в свою очередь отлично пересекается с характерной для лейбла Antilles пальмой.


Juan Martín ‎– Picasso Portraits (Polydor, 1981)

Большой энтузиаст музыки фламенко гитарист Хуан Мартин к началу восьмидесятых также перестал довольствоваться чистым жанром и на своей пластинке-посвящении великому художнику соединил бесподобную технику с прямо скажем уморительными по сегодняшним меркам модными звуками синтезаторов эпохи.

Juan Martín ‎– Picasso Portraits (Polydor, 1981)
Juan Martín ‎– Picasso Portraits (Polydor, 1981)

Говоря откровенно ни один из девяти авторских номеров, в названии отсылающих к картинам Пикассо различных периодов при прослушивании не вызывает никаких ассоциаций с творчеством художника. Задача, ясное дело, непростая, однако Хуан словно прикладывает все усилия, чтобы усложнить ее дополнительно - слияние слов fusion, new-age и flamenco способно поместить слушателя лишь в комнату большого поклонника невыносимо одинаковых конвертов лейбла Windham Hill или сторонника безвозвратно ушедшего звука начала 80-х и по совместительству обладателя дурного вкуса. Впрочем, сам Хуан традиционно на высоте - его сверкающая техника единственное, ради чего стоит добавить этот вариант 'музыкантов' себе на полку.

Milton Babbitt - Robert Taub ‎– Piano Works (Harmonia Mundi, 1986)

В середине пятидесятых по счастливой случайности в поезде встретились француз Бернар Кутас и немец Рудольф Руби. Оба они могли похвастаться большой любовью к классической музыке и судя по всему качествами успешных бизнесменов - знакомство решено было подкрепить созданием сразу двух лейблов названных Harmonia Mundi (большие поклонники античности поди) во Франции и Германии соответственно. Формально компании были независимы друг от друга, однако на партнерских условиях обменивались артистами, репертуаром и использовали одного дистрибьютора.

Milton Babbitt - Robert Taub ‎– Piano Works (Harmonia Mundi, 1986)
Milton Babbitt - Robert Taub ‎– Piano Works (Harmonia Mundi, 1986)

Спустя тридцать лет после основания на французском Harmonia Mundi вышли темы американского композитора Милтона Бэббита в интерпретациях пианиста Роберта Тауба. Бэббит известен как пионер электронной музыки, а любители джаза могли встретить его фамилию на пластинке Modern Jazz Concept 1958 года наряду с хорошими знакомыми Мингусом, Шуллером, Расселом и Джуффри. Piano Works устроена в лучших традициях современной академической музыки - электронным экспериментам тут отведен кажется всего один номер.

Jim Hall - Jim Hall's Three (Concord Jazz, 1986)

На одной из немногочисленных пластинок Concord Jazz, что может обойтись вам в сумму, превышающую поход в ближайший гастроном, гитарист Джим Холл бесстрашно упражняется на двенадцатиструнной гитаре, четырех авторских номерах и в очередной раз вспоминает про бессмертный стандарт All The Things You Are. Удается ему практически все - по крайне мере фирменный лаконичный, оставляющий предостаточно пространства, стиль гитариста на сессии января 86-го запечатлен превосходно.

Jim Hall - Jim Hall's Three (Concord Jazz, 1986)
Jim Hall - Jim Hall's Three (Concord Jazz, 1986)

По всей видимости ответственный за актуализацию картины Пикассо иллюстратор Том Берджесс не смог сохранить всех ключевых элементов оригинала - от собаки, к примеру, остался лишь хвост. В остальном же штатного оформителя лейбла Concord середины восьмидесятых можно только похвалить - выданный им рисунок дает наглядно понять, почему работы лучшего художника 20-го века все же предпочтительней.

Познакомиться поближе с Jim Hall's Three можно тут
https://www.allmusic.com/album/mw0000191927

Joan Stiles - Three Musicians (Oo-Bla-Dee, 2011)

Для того, чтобы поговорить о любимых художниках пианистки Джоан Стайлз придется сделать в другое время недопустимое исключение - ее 'Три музыканта' не выходили в единственно близком душе настоящего ценителя музыки формате LP.

Joan Stiles - Three Musicians (Oo-Bla-Dee, 2011)
Joan Stiles - Three Musicians (Oo-Bla-Dee, 2011)
Джоан Стайлс за фортепиано
Joan Stiles - Three Musicians (Oo-Bla-Dee, 2011)

Собрав непривычное джазовое трио (фортепиано-саксофон-барабаны) из ярких современных музыкантов она украсила его не только своими композициями, но и прямо скажем спорным коллажем из негативов фотографий артистов, фрагментов нот и сразу двух вариаций 'Трех музыкантов'. Все это в согласно моим скромным познаниям в живописи и откровениям самой Джоан попытке признаться в любви другому главному кубисту Жоржу Браку.

Музыкально пластинка оставляет в чем-то схожее впечатление - тысячи раз исполненные стандарты соседствуют с 'навеянными' авторскими номерами.
https://music.apple.com/ru/album/three-musicians/id462997319

Daddy Longlegs - The Three Musicians (Polydor, 1972)

Вне всяких сомнений лучшей пластинкой с висящей в Филадельфии версией 'Трех музыкантов' вместо обложки оказывается одноименный альбом от прямо скажем прогрессивного кантри-рок квартета Daddy Longlegs.

Daddy Longlegs - The Three Musicians (Polydor, 1972)
Daddy Longlegs - The Three Musicians (Polydor, 1972)

Группа хорошо знакома среде коллекционеров пластинок благодаря выпущенному на культовом Vertigo альбоме Oakdown Farm. Нетривиальное сочетание приземленного гитарного рока с вкусными вкраплениями саксофона (да и фортепиано с маримбой) Курта Паломаки вполне соответствует насыщенной деталями второй версии полотна Пикассо.

Нельзя не упомянуть про мягко говоря сомнительный подарок гармошечнику Ларри Эдлеру на его восьмидесятилетие. Сделал его продюсер Джордж Мартин - пользуясь своим непререкаемым авторитетом для исполнения мелодий Гершвина ему удалось собрать целую плеяду звезд первой величины и казалось бы результат был заказан. Однако тривиальные аранжировки и несоответствие имен репертуару сделали с бессмертными мелодиями нечто похожее, что сотворил оформитель альбома с картиной Пикассо.

Various Artists - The Glory Of Gershwin (Mercury, 1994)
Various Artists - The Glory Of Gershwin (Mercury, 1994)
Various Artists - The Glory Of Gershwin (Mercury, 1994)
Various Artists - The Glory Of Gershwin (Mercury, 1994)
Various Artists - The Glory Of Gershwin (Mercury, 1994)
Various Artists - The Glory Of Gershwin (Mercury, 1994)
Various Artists - The Glory Of Gershwin (Mercury, 1994)
Various Artists - The Glory Of Gershwin (Mercury, 1994)

Норман Гранц: джаз и рваные чулки

Знакомство Пикассо со, скажем, Стравинским, случившееся благодаря балетам Дягилева в марте 17-го года в Риме и будущее совместное творчество заслуживает и уже удостаивалось подробного изучения - чуть менее очевидны отношения художника с джазом, пластинками и пожалуй главным джазовым продюсером всех времен Норманом Гранцем.

Пабло Пикассо и Норман Гранц за партией в теннис
Пабло Пикассо и Норман Гранц за партией в теннис

Гранц известен не только своими выдающимися достижениями в области создания из джаза продукта массового потребления, но и значительной коллекцией живописи. В конце 1960 года он продал свой лейбл Verve за два с половиной миллиона долларов, обзавелся домом в Швейцарии и стал проводить время в компании представителей европейского авангарда. Его коллекция стала пополняться картинами французских модернистов, включая работы уже упомянутых выше Жоржа Брака и Фернана Леже. Тогда же случилось знакомство и с Пикассо.

Известен анекдот - в попытке разделить со своими друзьями интерес к живописи Гранц предложил Элле Фитцджеральд познакомить ее со своими приятелями-художниками, на что та ответила: "Сейчас я очень занята, штопаю чулки". Очевидно Гранц поделился забавной историей с Пикассо и фраза Эллы пришлась художнику по душе - не имея представления о внешности певицы Пикассо нарисовал ее портрет.

Норман Гранц на фоне портрета Эллы авторства Пикассо
Норман Гранц на фоне портрета Эллы авторства Пикассо

В апреле 73-го Пикассо не стало. Сомневаться в расположении художника к Гранцу не приходится - подтверждением симпатий служат как несколько портретов джазового продюсера, сделанных в конце шестидесятых, так и несколько подписанных ему работ. Что же до Гранца, то своему пятому по счету и оказавшемуся последним лейблу он дал имя своего дорогого приятеля.

Портрет Нормана Гранца, февраль 1969
Портрет Нормана Гранца, февраль 1969
Портрет Нормана Гранца, февраль 1969
Портрет Нормана Гранца, февраль 1969

Узнаваемый логотип лейбла, как легко догадаться тоже принадлежит кисти Пикассо, однако вопреки распространенному заблуждению, не был создан специально для новой компании Гранца. Еще в 48-м году в Париже на свет появился сборник стихов французского поэта Пьера Реверди с литографиями Пикассо - хорошо знакомый любому коллекционеру джаза символ можно встретить как на страницах книги, так и на афише выставки, на которой книга была представлена публике.

Пьер Реверди / Пабло Пикассо "Песнь мертвых", афиша 1948
Пьер Реверди / Пабло Пикассо "Песнь мертвых", афиша 1948
Пьер Реверди / Пабло Пикассо "Песнь мертвых", 1948
Пьер Реверди / Пабло Пикассо "Песнь мертвых", афиша 1948
Пятак Pablo
Пьер Реверди / Пабло Пикассо "Песнь мертвых", афиша 1948

Во втором и завершающем тексте поговорим про то, как картины лучшего художника оказались на пластинках 'Мелодии', украсили остро-политический альбом Фредди Хаббарда и о том, какие музыканты вдохновлялись полотнами Пикассо при создании своих работ.