Ушел Чик Кориа. 5 пластинок, на которых сыграл маэстро до Bitches Brew

12 February
<100 full reads
103 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 63% of the total page views
2 minutes — average reading time

Слегка не добравшись до отметки в 80 лет ушел Чик Кориа. Яркий, самобытный, основатель Return To Forever, лауреат 23 Грэмми, настоящий ориентир для молодых пианистов в 70-х. Случилось это 9 февраля.

Вспомнить Чика хотелось бы несколькими записями, сделанными им в качестве сайдмена - очевидно ключевыми из них являются альбомы Майлза Bitches Brew и In A Silent Way, однако и до своих успехов на фьюжн-просторах он успел отметиться на десятке-другом неслабых пластинок.

Первая из / Mongo Santamaria - Go, Mongo!

Mongo Santamaria - Go, Mongo! (Riverside, 1962)
Mongo Santamaria - Go, Mongo! (Riverside, 1962)
Mongo Santamaria - Go, Mongo! (Riverside, 1962)

Судя по всему первым упоминанием фамилии пианиста на конверте пластинки стала запись Монго Сантамарии на лейбле Riverside - Кориа, впрочем, здесь появляется под своим настоящим именем, Армандо. Времени ему уделяют немного - очевидно, что акцент альбома сделан барабанах разного вида и размеров.

В дискографии Армандо в глаза бросается внушительное количество альбомов с тем или иным преобладанием латинской тематики, из чего можно сделать вывод, что пианист имеет соответствующие корни - смешались же в нем южно-итальянская и испанская кровь. Испания, как можно судить по его самой знаменитой композиции, одержала победу.

Blue Note и Blue Mitchell - The Thing To Do

Начинающим музыкантом Чик имел трио, исполнявшее преимущественно материал пианиста Хораса Силвера. Неудивительно, что когда настал момент он был взят в квинтет трубача Блю Митчелла - саксофониста Джуниора Кука, за несколько лет до того составлявших духовую секцию одного из квинтетов Хораса.

Blue Mitchell - The Thing To Do (Blue Note, 1965)
Blue Mitchell - The Thing To Do (Blue Note, 1965)
Blue Mitchell - The Thing To Do (Blue Note, 1965)

Два альбома, Down With It и The Thing To Do, Чик отыграл от начала до конца, а на третьем, Boss Horn, сменил Сидара Уолтона на двух темах собственного сочинения.

Спустя пару лет другая его тема Matrix прозвучала на пластинке вибрафониста Бобби Хатчерсона Total Eclipse, сам он сыграл важную роль на сессиях 69-70 годов, ставших впоследствии альбомами Уэйна Шортера Super Nova и Moto Grosso Feio, причем исполняя на перкуссии и маримбе/вибрафоне, а в начале семидесятых лейбл и вовсе выпустил хорошо известный интересующимся пластинками в нашей стране по своему индийскому изданию сольник The Song Of Singing.

Chick Corea - The Song Of Singing (Blue Note, 1972)
Chick Corea - The Song Of Singing (Blue Note, 1972)
Chick Corea - The Song Of Singing (Blue Note, 1972)

Флейтисты Кории - Хьюберт Лос и Херби Манн / Hubert Laws - Law's Cause

Вторую половину шестидесятых Кориа проводит на Atlantic, появляясь на пластинках двух флейтистов лейбла - Херби Манна и Хьюберта Лоса. Оба прибегают к услугам пианиста исходя в первую очередь из его свободного владения инструментом в темах, устроенных в латинских ритмах. Впрочем, местами записи Лоса оказываются то более джаз-мейнстримовыми, то согласно течению времени, погруженными в свежий тренд смешения джаза с другими музыкальными направлениями.

На альбомах Лоса на Atlantic пианист появляется четырежды - одну из пластинок все же стоит выделить, поскольку на ней квартетом исполнена одна из ключевых авторских мелодий Кории - Windows.

Постоянное сотрудничество с лейблом выльется в итоге в почти что дебютный сольник маэстро, который, увы, был выпущен лишь спустя два года после его записи, в 1968 году, да еще и на экспериментальном подразделении Atlantic под названием Vortex. К тому времени на пианиста уже вовсю положил глаз продюсер лейбла Solid State Сонни Лестер, устроивший Кории в конце десятилетия еще пару ярких альбомов Now He Sings, Now He Sobs и Is.

Chick Corea - Tones For Joan's Bones (Vortex, 1968)
Chick Corea - Tones For Joan's Bones (Vortex, 1968)
Chick Corea - Tones For Joan's Bones (Vortex, 1968)

С пластинок другого флейтиста Херби Манна звук фортепиано Чика доносится также четыре раза, наиболее интересными среди них стоит считать две концертных записи, сделанных в 1965 году во время джазового фестиваля в Ньюпорте и в знаменитом Village Vanguard в Нью-Йорке. Выступление ансамбля Манна в Ньюпорте без сомнения стало одним из самых ярких, однако у пианиста было мало возможностей проявить себя - блистал не только лидер, но и второе лицо коллектива вибрафонист Дейв Пайк, устраивавший одно мощнейшее соло за другим.

Избранные пластинки с участием Чика, выпущенные на Atlantic во второй половине шестидесятых

Pete La Roca - Turkish Women At The Bath

Мое же знакомство с пластинками пианиста началось с Bliss!, распространявшейся по штатам и за их пределами заметными тиражами лейблом Muse. Альбом захватывал с первых нот, а заглавная тема, заданная повторяющейся последовательностью на фортепиано будто бы не оставляла сомнений в ее авторстве.

Chick Corea - Bliss! (Muse, 1973)

Лишь спустя пару лет, вновь столкнувшись с картиной Энгра на обложке пластинки (привет Дон Эллис, но сейчас не об этом) стало очевидно, что Bliss! лишь переиздание майской сессии 67-го, а автором всех семи тем альбома выступил малоизвестный барабанщик Пит Ла Рока. Музыка от того очевидно хуже не стала, скорее наоборот.

Из редкого / Mark Weinstein - Cuban Roots

Среди наиболее редко обсуждаемых записей Чика альбом Монтего Джо Arriba, выпущенный Prestige в середине шестидесятых - там пианист запоминающимся образом исполняет тему Хораса Силвера с забавным названием Too Much Saki, а также аккомпаниаторская работа певцу Остину Крумеру, устроенная в середине шестидесятых вместе с квартетом упомянутого выше Хьюберта Лоса.

Mark Weinstein - Cuban Roots (Musicor, 1967)
Mark Weinstein - Cuban Roots (Musicor, 1967)
Mark Weinstein - Cuban Roots (Musicor, 1967)

Настоящим же holy grail с его участием оказывается альбом тромбониста Марка Вайнштейна (его фамилию также можно встретить на пластинках лейбла Atlantic той поры), выпущенный на Musicor. Предприятие плохо знакомо поклонникам джаза, поскольку занималось изданием южноамериканской музыки разного рода и далеко не каждая пластинка могла похвастаться наличием будущей джазовой суперзвезды.

Кроме своей редкости альбом удивляет действительно захватывающей музыкой - разве что, думается мне, можно было обойтись без латино-версии битловской Something.

Какой у вас любимый альбом Чика в качестве сайдмена? Гетц Sweet Rain или Ватанабе Round Trip? Пишите в комментариях.