Винил в кино. 5 появлений ч. 9

29 January

Брат с другой планеты, 1984. Джон Сейлз

В наивной, наполненной обаятельными эпизодами сатирической комедии малоизвестного у нас режиссера можно разглядеть не только актера из второго терминатора, но и джазовую певицу Ди Ди Бриджуотер. Она, к слову, в фильме имеет куда больше реплик, чем главный герой - все потому, что он инопланетянин, да еще и немой.

Brother From Another Planet, 1984. Режиссер John Sayles
Brother From Another Planet, 1984. Режиссер John Sayles
Brother From Another Planet, 1984. Режиссер John Sayles
Brother From Another Planet, 1984. Режиссер John Sayles

Есть у нее и собственная пластинка, выпущенная под ее кинопсевдонимом Malverne Davis, которую несмотря на все свои необычные по земным меркам способности пришелец прослушать не способен и выкидывает ее в ближайшую урну. А ведь говорят, винил тем и хорош, что любая иноземная цивилизация сможет получить с него информацию.

Груз 200, 2007. Алексей Балабанов

В попытке подтвердить отсутствие англоязычной странички на википедии у понятия 'чернуха' (хотя оно и забавно именуется 'noir') обратился к одному из беспросветных фильмов знакового российского режиссера. Вряд ли кто его не смотрел, да все же предупрежу - все элементы жанра на месте.

Груз 200, 2007. Режиссер Алексей Балабанов
Груз 200, 2007. Режиссер Алексей Балабанов
Винил в кино. 5 появлений ч. 9
Груз 200, 2007. Режиссер Алексей Балабанов

Музыка же в фильме, как и в других работах Балабанова играет роль ключевую - все въедающиеся в память кадры сопровождаются 'Плотом' Лозы. Не обошлось и без пластинок - на видном месте Толкунова, 'Забытое танго' Козина. Выбор их, полагаю, неслучаен - советская певица наблюдает за происходящим в комнате с большим любопытством.

Видеодром, 1982. Дэвид Кроненберг

Скромно наклонившиеся пластинки в пожалуй первом по-настоящему культовом фильме маэстро боди-хоррора очевидно не играют никакой роли - на дворе, в полном соответствии с названием, эпоха видеокассет. Тем занятней представлять вместо VHS (на момент съемок фильма этот формат еще не победил Betamax, но в наполненных галлюцинациями кадрах появляется именно он) привычные пластмассовые круги - в героя Джеймса Вудса, полагаю, влезла бы семидюймовка-другая. Long Live The New Vinyl, что называется.

Videodrome, 1982. Режиссер David Cronenberg
Videodrome, 1982. Режиссер David Cronenberg
Винил в кино. 5 появлений ч. 9
Videodrome, 1982. Режиссер David Cronenberg

Музыкой к фильму традиционно занимался Говард Шор - в этот раз она исключительно в духе начала восьмидесятых, уместна исключительно в сопровождении соответствующей картинки. Вокалистка же Blondie Дебора Харри исполняет здесь одну из своих наиболее запоминающихся ролей в кино.

Море внутри, 2004. Алехандро Аменабар

Ненадолго отказавшись от головоломок, к тому моменту уже ставших фирменным элементом фильмов режиссера, Аменабар снял доступную, трогательную драму о паралитике в блестящем исполнении Хавьера Бардема. Последний уверенно манипулирует зрительскими эмоциями - его душещипательная улыбка передает состояние героя лучше, чем любые сценарные находки.

Тема парализованных людей оказалась удивительно востребована в начала нового тысячелетия - достаточно вспомнить 'Скафандр и бабочку' Шнабеля и более легкомысленные 'А в душе я танцую' и '1+1'. Фильм, к слову, получил свой заслуженный Оскар за лучший фильм на иностранном языке

Mar adentro, 2004.
Mar adentro, 2004.
Винил в кино. 5 появлений ч. 9
Mar adentro, 2004.

Пластинки фигурируют в кино неоднократно, обращают же внимание зрителя на одну из - звучит, называют, да и можно рассмотреть Рихарда Вагнера. Впрочем для ставшей основой трейлера фильма яркой сцены полета была выбрана другая мелодия - знаменитая ария 'Nessun dorma' из оперы Пуччини 'Турандот'.

Мой друг Иван Лапшин, 1984. Алексей Герман

Многоплановость фильмов Германа позволяет зрителю неосознанно выбрать плоскость по душе. Одному просятся внутрь размышления о советском проекте, устроенные как театрально-пионерскими аллегориями, так и вполне прямолинейными высказываниями заглавного героя - 'очистим землю, посадим сад, да еще и сами погуляем в этом саду'. Другому (мне) ближе мелодраматическая линия, со сценами Миронова - 'статейку поймал в супе'. Его роль, как известно, могла достаться Филиппенко, а то и Анатолию Васильеву

Мой друг Иван Лапшин, 1984. Алексей Герман
Мой друг Иван Лапшин, 1984. Алексей Герман
Мой друг Иван Лапшин, 1984. Алексей Герман
Мой друг Иван Лапшин, 1984. Алексей Герман

Пластинки в фильме появляются пару раз, но без какой-либо к ним привязки. Музыки же хватает, цитируя Русланову 'в этом городе на каждого человека по оркестру, а у меня мигрень вторые сутки'.