дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Эсминцы. Суперэсминец в плену врага.S-113.

9 November 2019

По опыту первых лет мировой войны командование Кайзерлихмарине выяснило,что основная боевая нагрузка эсминцев Флота Открытого моря падала на артиллерию. Исходя из этого был выдан заказ на проектирование "больших эсминцев" с усиленным артиллерийским вооружением . Концепция собственно лидеров эсминцев в германском флоте так и не прижилась, а вот появление в Северном море британских лидеров со 120 мм пушками потребовало адекватного ответа.

Немцы,со своим традиционным пристрастием к "вундервафлям",решили не мелочиться- и сразу поставить на новые эсминцы 150 мм пушки,которых не было ни на одном эсминце в мире. Предполагалась ,что за счет этого дуэли с одноклассниками будут заканчиваться всегда в пользу немцев.

В соответствии с программой 1916 г., в апреле 1916 года четырем различным верфям "Шихау" "Вулкан", "Германия" и "Блом унд Фосс" - (отчего они в незначительной степени отличались друг от друга) для ВМС Германии, была заказана серия из 12 ед. больших эсминцев (2030 т., 36 уз., 4×150-мм, 6×ТА, 40 мин.) Официально они классифицировались как большие миноносцы (Große Toppedoboote), но больше известны как эскадренные миноносцы. Из двенадцати кораблей этого типа, заказанных и начатых постройкой в 1916-1917 годах,на воду сошли все "шихаусские" и большинство "вулкановских",а были достроены только два- «S-113», постройки судоверфи «Шихау» и «V-116», постройки судоверфи «Вулкан», Штеттин , да и то с большими недоделками.


Редактировать галерею

S-113 заложен 1916 ,спущен на воду 31 января 1918,вступил в строй 5 августа 1919

S-114 заложен 1917 ,спущен на воду 11 апреля 1918 .исключён из списков флота (в 95 % готовности)

S-115 заложен 1917 ,спущен на воду 20 июля 1918 .исключён из списков флота (в 60 % готовности)

Водоизмещение 2060 т (проектное) 2415 т (в полному грузу) Длина 106,0 м (наибольшая) .Ширина 10,2 м (наибольшая.)Осадка 4,84 м (в службе).Двигатели -2 паровых турбины «Шихау»,56 000 л. с. (максимальная) .Скорость хода 36,9 узлов (максимальная при пробеге 4—6 миль) .Дальность плавания 2500 миль на 20 узлах .Экипаж 176 человек (в том числе 8 офицеров) .Вооружение-4x1 150-мм АУ, Минно-торпедное вооружение- 4 600-мм ТА, 40 мин заграждения

На испытания из трех эсминцев фирмы "Шихау" вышел только S-113 . Испытания выявили многочисленные недостатки корабля. Чрезмерно сильное для проекта вооружение вызвало перегрузку проекта,несмотря на высокий борт мореходность получилась крайне низкой-корабль зарывался носом и плохо всходил на волну.

Силовая установка из 2 турбин фирмы «Шихау» и 4 военно-морских нефтяных двухсторонних котлов мощностью 56 000 л.с. была спроектирована с ошибками- расход топлива был больше расчетного, при этом проектный запас топлива и так был невелик.В итоге реальная дальность плавания оказалась на уровне половины проектной.

Мощное вооружение имело и еще одну негативную сторону-ручное заряжание 150 мм пушек в неспокойную погоду на такой неустойчивой артиллерийской платформе как эсминец требовало от расчета серьезного физического напряжения и кардинально снижало табличные значения по скорострельности.

При имеющихся приборах управления огнем в свежую погоду на ходу и на больших дистанциях точность стрельбы было обеспечить нереально.

Оценка офицерским составом опыта эксплуатации эсминца была скорее отрицательной.

S-113 5 августа 1919 года вошел в состав Reichsmarine Веймарской республики, но в связи с условиями мирного договора он подлежал передаче флотам стран-победительниц. 5 ноября 1919 года он был исключен из списков, и после перехода в Шербур, 23 мая 1920 года был передан французскому флоту. Там он был переименован в "Amiral Sénès" - в честь командира крейсера "Leon Gambetta", погибшего в 1915 году вместе со своим кораблем. До 1936 года эсминец находился в боевом составе флота, а затем использовался как корабль-цель и был потоплен 19 июля 1938 года французскими крейсерами во время учебных стрельб.

В 1920 году трофейный германский «суперэсминец» — «S-113» («Амираль Сенэ»), был тщательно обследован специальной комиссией, под руководством корабельного инженера Паоли. Этот нестандартный эсминец поразил французских специалистов величиной водоизмещения и мощностью артиллерийского вооружения. Результаты работы комиссии, в значительной степени повлияли на преодоление психологического барьера, при разработке тактико-технического задания для проектирования первого французского большого контр-миноносца типа «Ягуар».

"Амираль Сене" на службе Французской республики
"Амираль Сене" на службе Французской республики
"Амираль Сене" на службе Французской республики
"Амираль Сене" на службе Французской республики
"Амираль Сене" на службе Французской республики
"Амираль Сене" на службе Французской республики
"Амираль Сене" на службе Французской республики
"Амираль Сене" на службе Французской республики
"Амираль Сене" на службе Французской республики

S-113 стал слишком резким скачком вперед ,яркой иллюстрацией о последствиях при забегании впереди паровоза на колее научно-технического прогресса. Даже построенная суперсерия суперэсминцев явно не добавила бы мощи кайзеровскому флоту. Благо ,достроили не всех.Но с другой стороны трофейный германский суперэсминец стал толчком для знаменитых французских лидеров.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам