Легкие крейсера.Лишние корабли."Луиджи Кадорна".

13 December 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Недостатки первой серии итальянских легких крейсеров,вошедших в истории под брендом "кондотьери" ,были очевидны и самим итальянцам. Когда встал вопрос о постройке новой серии, исходный проект был подвергнут доработке.

Была увеличена прочность корпуса, а для снижения верхнего веса и повышения остойчивости отказались от ангара для гидросамолетов,что позволило уменьшить высоту носовой надстройки. Катапульту с полубака перенесли на корму,а корабли получили новые 152 мм /53 пушки модели 1929 г. в более просторных башнях.

По программе 1929 — 1930 гг. было построено два крейсера «Condottieri» 2-й серии или серии «Condottieri - В » . Крейсера получили названия в честь прославленных(ага!) итальянских маршалов периода первой мировой войны-"Луиджи Кадорна" и "Армандо Диас".

Луи́джи Кадо́рна (итал. Luigi Cadorna; 4 сентября 1850, Палланца — 23 декабря 1928, Бордигера) — итальянский маршал(1924), граф. Сын Рафаэле Кадорна.
Арма́ндо Ди́ас (итал. Armando Diaz; 5 декабря 1861, Неаполь — 29 февраля 1928, Рим) — военный деятель Италии. По окончании Первой мировой войны получил почётное звание герцога Победы (итал. Duca della Vittoria, 1918). Маршал Италии (4 ноября 1924).

26 октября 1929 года верфь "Кантиери Риунти делл Адриатике" в Триесте получила заказ на строительство легкого крейсера. Проектными работами руководил генерал-лейтенант Дж. Вьян. Ставились следующие задачи по улучшению проекта - улучшить остойчивость, усилить бронирование, увеличить прочность корпуса, увеличить секторы обстрела универсальной артиллерии, улучшить размещение авиационного компонента, снизить высоту надстроек. В итоге проект стал более удачным чем 1-я серия,но боевой потенциал все еще был ниже современных легких крейсеров других стран. Стоимость корабля составила около 61,5 млн. лир.

Итальянцы все еще надеялись,что скромное бронирование поможет защитится от вражеских лидеров и эсминцев с орудиями 120-138 мм,а от более серьезных противников поможет уйти скорость. Оба крейсера типа «Luigi Cadorna» на испытаниях превысили кон­трактную скорость, однако, как и у «Condottieri» 1-й серии, к началу войны их скорость не превышала 31 — 32 узл. В дальнейшем развитие класса "кондотьери" шло в направлении усиления защиты и увеличения размеров.

19 сентября 1930 года головной корабль был заложен на стапеле, освободившемся после спуска тяжелого крейсера Fiume. Строительство корпуса было завершено 30 сентября 1931 года и в тот же день он был спущен на воду.

22 апреля 1934 г. на рейде Венеции про­шла церемония вручения головному кораблю так называемого "Боевого
красного знамени". Кроме Luigi Cadorna в это же время аналогичные церемонии прошли на крейсе­рах Giovanni delle Bande Nere, Bartolomeo Colleoni, Alberto di Guissano и Alberico da Barbiano.

«Луиджи Кадорна» RN «Luigi Cadorna»  Cantieri Riuniti dell'Adriatico - Trieste     Заложен 19.9.1930,спущен на воду     30.9.1931,вступил в строй     8.1933 . Учебный корабль в 1947-1951.  Исключен в 1951. разрезан на металл в 1951 году

«Армандо Диаса» RN «Armando Diaz»  Одеро Тени Орландо, Специя    Заложен 28.7.1930 ,спущен на воду     10.7.1932  ,вступил в строй   4.1933   . Погиб 25.2.1941 торпедирован британской подлодкой «Апрайт» "Upright"

Водоизмещение 5323 т (стандартное),7113 т (полное) . Длина 169,3 м. Ширина 15,5 м . Осадка 5,2 м .
Бронирование-Пояс: 24 мм,
палуба и траверсы 20 мм
рубка 70 мм
Двигатели-6 котлов Yarrow-Ansaldo, 2 турбины Parsons, 95 тысяч л.с. . Движитель- 2 винта .Скорость хода 37 узлов . Дальность плавания 2930 морских миль на 18 узлах . Экипаж 507 -544 человек .
Вооружение- 4 × 2 — 152-мм/53 орудий, Зенитная артиллерия 3 × 2 — 100-мм/47,4 × 2 — 37-мм/53,4 × 2 — 13,2-мм пулемёта . Минно-торпедное вооружение - 2x2 торпедных аппарата калибром 533 мм. Авиационная группа - 2 x CANT 25 или IMAM Ro.43 ,1 катапульта

Единственной предвоенной модерниза­цией стала замена в 1938 г. двух 40-мм/39 автоматов «виккерс» на 4 х 2 20-мм/65 «бреда».

В 1943 г. на «Luigi Cadorna» демонтировали катапульту, а 13,2-мм пулеметы заменили на 4 х 1 20-мм/70 автомата. В 1944 г. с корабля сняли торпедные аппараты.

Крейсер имел развитый полубак, доходивший до над­стройки. На палубе бака находились две башни главного калибра. При этом башня № 2 была ли­нейно-возвышенной. Далее в корму располагалась надстройка с командно-дальномерным постом № 2, затем шла треногая мачта с компасной площадкой, на кото­рой помимо компаса, находилась и антенна ра­диопеленгатора. На топе мачты находился командно-дальномерный пост № 1 (высота от уровня моря 25 метров). По бортам у мачты рас­полагались командно-дальномерные посты уни­версального калибра. За ними стояла первая дымовая труба, в нее входили дымоходы из двух ко­тельных отделений. Первая труба была массивной ,с характерным выступом в сторону фок-мачты.На площадке за трубой находилась спарен­ная 100-мм установка универсального калибра, а по бортам на палубе два торпедных аппарата. За аппаратами на верхней палубе по бортам стояли две 100-мм установки, шлюпочная площадка и за­тем треногая грот-мачта, с краном для подъема шлюпок и гидросамолетов. Около нее по бортам стояли еще две установки универсального калиб­ра, за ними шла вторая дымовая труба меньших размеров, далее в корму стояла катапульта, и за ней, две линейно-возвышенных башни главного калибра (№ 3 и 4). Корпус был разделен на 17 водо­непроницаемых отсеков.

В надстройке находились: ходовая, штур­манская и боевая рубки, походная каюта коман­дира, радиорубка, шифровальная рубка, команд­ная библиотека, три камбуза (офицерский, старшинский и для нижних чинов) Защита у крейсера, так же как и у предшественников была очень слабой. Вес бронирования составлял всего 8% от водоизмещения. Основу составил пояс из хром-никелевой стали. Толщина пояса варьировалась от 18 до 24 мм. Конструкторы, понимая слабость бронирования, разместили на расстоянии 1,8-3,5 м. от борта продольную противоосколочную переборку. Сверху на поясе разместили 20-мм. палубу. Боевая рубка имела 25-мм броню борта и 20-мм броню крыши и палубы. Коммуникационную трубу и боевые рубки в центральном посту защищали 30-мм листы. Башни главного калибра имели лобовую броню - 20 мм, бортовую, крыши и барбетов - 22 мм. 

Главный калибр крейсера Luigi Cadorna состоял из 8 152-мм орудий с длиной ствола в 53 калибра, образца 1929 г. Универсальная артиллерия состояла, из 6 100-мм орудий, зенитная артиллерия включала в себя 40-мм/39 автоматы Vickers-Terni, которые в 1938 году были заменены на 4 × 2 — 20-мм/65, а также 4 × 2 — 13,2-мм пулемёта (с 1943 года 4 х 1 20-мм/70).Торпедное вооружение состояло из двух двухтрубных 533-мм ТА, которые в 1944 году были демонтированы.Корабль мог принять на борт 96 мин (по другим данным от 84 до 138 мин в зависимости от типа).Кроме этого на Luigi Cadorna размещались одна катапульта и два гидросамолёта CANT 25 или IMAM Ro.43.

«Армандо Диас» с 1 сентября 1934 по февраль 1935 совершил путешествие в Австралию и Новую Зеландию. Во время испанской гражданской войны участвовал в блокаде и конвоях с базированием на Мелилью и Палину. В июле 1940 прошел боевое крещение в бою у Пунта- Стило ,получив повреждения,в октябре поддерживал вторжение в Грецию ,потом занимался охраной конвоев по переброске войск и снабжения. На рассвете 25 февраля 1941 близ острова Керкенна был торпедирован британской подлодкой «Апрайт» и затонул.

«Луиджи Кадорна» возил войска и снабжение испанским фалангистам во время гражданской войны,в апреле 1939 поддерживал захват Албании.

После вступления Италии во вторую мировую войну ставил мины у о. Лампедуза,участвовал в бою у Пунта- Стило ,благополучно избежав повреждений.12 февраля 1941 выведен в резерв ,но после крупных потерь итальянского флота ,через несколько месяцев возвращен в строй.Сопровождал итальянские конвои в Ливию и пытался перехватывать английские мальтийские конвои.В январе 1042 его опять попытались вывести в резерв,переоборудовав в учебное судно,но 14 июня 1943 снова вернули в строй.Возил войска и припасы,ставил мины.

После капитуляции Италии перешел на Мальту вместе с остатками флота и сдался союзникам. С 14 сентября встал в Александрии на интернирование.С октября 1943 использовался как транспорт для вывоза итальянских подразделений из дальних гарнизонов.

По Парижскому мирному договору 10 февраля 1947 остался в составе Итальянского флота,но использовался в качестве учебного корабля. 1 мая (по др. данным 1 июня) 1951 отправлен на слом.

Красивые корабли с минимальной боевой ценностью. Уже через 10 лет после вступления в строй итальянское командование при первом удобном случае стремилось сдать их в резерв. Основные недостатки 1-й серии "кондотьери" и во 2-й преодолеть так и не удалось,картонные и не очень скоростные "переростки" просто не нашли себе места в концепции морской войны 40-х годов. Незащищенных конвоев в средиземноморской акватории было мало,да и те обнаружить с итальянскими то средствами наблюдения и связи -очень проблематично,а уйти от вражеских самолетов,да и крейсеров у этих кораблей возможности не было.Как эскадренные разведчики они также не могли состязаться даже с британскими летающими лодками "Сандерленд".

В общем,лишние корабли,идеальные скоростные транспорты.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам