Линейные корабли. Дредноут по французски. "Курбэ".

Начало дредноутной эры Третья республика встретила в состоянии крайнего отставания от остальных морских держав.

Если британский «Дредноут» был заложен уже в конце 1905 года , США свой первый дредноут заложили в конце 1906 года, Германия – летом 1907 года, Италия, Россия и Япония – в 1909 году, Австро-Венгрия(!!!!)- июль 1910 года , то Франция заложила свой первый дредноут только осенью 1910 года. Даже бразильский "Минас Жераис " был заложен уже в 1907.

При этом на флот тратились огромные деньги-к 1911 за 15 лет- 152 млн фн. ст .И в итоге Франция стала из второй морской державы мира -четвертой. За это же время,потратив всего 100 млн фн. ст. на второе место в мировой табели о рангах вырвалась Германия. Франция стала рекордсменом по постройке заведомо устаревших кораблей. Достаточно отметить что постройка первой серии из 4-х французских дредноутов шла параллельно с достройкой эскадренных броненосцев "Дантон"(6 штук),морально устаревших еще на стапеле.

Ситуацию взялся изменить инженер Льясс ,который не только разработал проект первых французских дредноутов по программе 1910г.-но и организовал постройку 4-х линкоров- в среднем каждый строился 30 месяцев-довольно приличный результат для страны-в которой 5-6 лет на постройку броненосца-вполне рядовой случай.

Главное ограничение кораблестроительной мысли Франции-размер сухих доков в стране. Ограниченные размеры заставляли искать компромиссы и жертвовать некоторыми характеристиками ради того чтобы вписаться в ограничения.

Проект уместился в водоизмещение 23475 т. Орудия главного калибра располагались в шести двухорудийных башнях. Две башни были расположены линейно-возвышенно в носу, на полубаке. Еще две башни аналогично располагались в корме, на верхней палубе. И еще две башни располагались в центре корпуса, побортно. Такое расположение теоретически давало возможность вести погонный и ретирадный огонь из восьми орудий главного калибра (обе носовые или обе кормовые башни соответственно, и обе центральные башни), и давать бортовые залпы из десяти орудий главного калибра (все носовые и кормовые башни, и одна башня с соответствующего борта). Главным калибром остались 305-мм 45-калиберные орудия образца 1910 года. Они были разработаны еще для "Дантонов",имели 432-килограммовый бронебойный снаряд с начальной скоростью в 783 метра в секунду; скорострельность составляла 1,5-2 выстрела в минуту . Но орудия главного калибра имели предельный угол возвышения всего 12 градусов, что ограничивало их дальнобойность не более чем 13500 метрами (противоминная артиллерия "Курбэ" стреляла на 16 км!). Это было совершенно недостаточно-немецкие и английские орудия того времени стреляли более чем на 15000 метров, Система управления огнем была централизованной-но отсталой-рассчитанной на опять же бой на ближних дистанциях с автономным управлением каждой башни . Впервые на линкорах у "Курбэ" появились легкие сигнальные мачты. Бронирование закрывало достаточно большую площадь корабля( причем более чем 2-х метровым поясом была прикрыта подводная часть)-но по толщине было явно недостаточным . При толщине главного броневого пояса в 270 мм он уступал почти всем иностранным «одноклассникам» (кроме нашего «Севастополя») . Зато по скорости все корабли типа "Курбэ" уверенно преодолели проектные 21 узлов. «Жан Бар» смог развить скорость 22,6 узла на испытаниях, но конструктивный дифферент на нос из-за веса двух линейно-возвышенных башен приводил к заливанию носовой палубы на высокой скорости и при волнении. Мореходность кораблей считалась весьма невысокой.

Всего построено 4 линкора типа "Курбэ".Имена корабли получили в честь самой Франции,Парижа,французского пирата Жан Бара и французского художника Курбэ.

Жан Бар (фр. Jean Bart), иногда Жан Барт (21 октября 1651, Дюнкерк — 27 апреля 1702, Дюнкерк) — французский военный моряк и капер, национальный герой Франции, самый знаменитый из дюнкеркских корсаров.
Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Jean Désiré Gustave Courbet; 10 июня1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Во, Швейцария) — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Французы после войны провели инспекцию своих линкоров на предмет пригодности к современным боевым действиям и дали им неудовлетворительную оценку- список выявленных недостатков:

  • Отсутствие директоров для наведения орудий главного калибра
  • Совершенно недостаточный угол возвышения — и, следовательно, дальность действия орудий главного калибра
  • Слабая противоторпедная защита
  • Неудовлетворительная защита от попаданий снарядов в палубу под большим углом, во время боя на дальних дистанциях
  • Практически полное отсутствие адекватной противовоздушной обороны
  • Угольное питание машин
  • Устаревшая организация действий экипажа, систем передачи сигналов, освещения и т. д

Проведя многочисленные и дорогостоящие модернизации своих линкоров в 20-30хх годах,французы попытались часть из них устранить.

Строительство линкора «Франс»
Строительство линкора «Франс»

« Курбэ» Courbet заложен 1 сентября 1910. спущен на воду 23 сентября 1911.вступил в строй 19 ноября 1913.затоплен 9 июня 1944

« Франс» France заложен 30 ноября 1911 . спущен на воду 7 ноября 1912 .вступил в строй 10 октября 1914.погиб в кораблекрушении 26 августа 1922

« Жан Бар» Jean Bart заложен 15 ноября 1910 . спущен на воду 22 сентября 1911 .вступил в строй 15 июня 1913.С 1936-"Океан",с 1938 учебный корабль.потоплен союзной авиацией в 1944.продан на слом 14 декабря 1945

« Пари» Paris заложен 10 ноября 1911 . спущен на воду 28 сентября 1912 .вступил в строй 1 августа 1914.продан на слом 21 декабря 1955

Водоизмещение-23 475 т нормальное ,25 579 т полное. Длина 165,9 м максимальная. Ширина 27,9 м. осадка 9,0 м.

Бронирование-главный пояс: 180—270 мм
верхний пояс: 180 мм
палуба: 12+45+40(скосы—70) мм
башни ГК: 100—290 мм
барбеты ГК: 270 мм
казематы ПМК: 180 мм
боевая рубка: 270—300 ммДвигатели24 котла типа Никлосса у "Курбэ" ,с
1927-1931 -Бельвиля(у остальных сразу -Бельвиля); 4 турбины типа Парсонса-28 000л.с. Скорость 21 узел. максимальная.14 узлов крейсерская,дальность 4200 миль( на 10 узлах),1140 миль на 20 узлах.Экипаж1115 человек.

Вооружение-6 × 2 — 305-мм/45 Mle.1906/10
22 × 1 —
138-мм/55 Mle.1910,4 × 1 — 47-мм Mle.1902

4 × 450-мм подводных торпедных аппарата

французы несколько раз модернизировали три уцелевших корабля типа «Курбэ» в межвоенный период. В 1922—1925, в ходе первой модернизации, котлы дредноутов перевели на чисто нефтяное питание (при этом две носовые трубы свели в одну), угол возвышения орудий главного калибра увеличили, установили директоры управления огнём. Часть малополезной носовой брони сняли, чтобы удержать водоизмещение в допустимых рамках. Старые зенитные орудия заменили новыми, модели 1918 года; также добавили батареи зенитных пулеметов.

В 1929—1931 дредноуты типа «Курбэ» прошли вторую серию модернизаций. В ходе неё старые турбины, напрямую работавшие на винты, заменили новыми, с зубчатой передачей. Система управления огнём получила новый дальномерный пост на вершине носовой мачты, с 4,57-метровым коаксиальным и 3-метровым стереоскопическим дальномерами. Вспомогательная артиллерия также получила директоры управления огнём, с 2-метровыми дальномерами по бокам рубки. Дополнительный 8-метровый дальномер установили на крыше возвышенной кормовой башни. Зенитки образца 1918 года заменили новыми, модели 1922 года, также оснащенными дальномерами. "Жан Бар" в 1936 переименовали в "Океан"( имя понадобилось второму линкору типа "Ришелье"),а в 1938 перевели в учебные корабли.Оставшиеся два дредноута прошли очередной ремонт в конце 1930-х, во время которого на кораблях заменили котлы и демонтировали бесполезные торпедные аппараты. Тем не менее, их непригодность к современным военным действиям была уже очевидной, и в 1938 году оба они были переведены в класс учебных кораблей.

!Франс" 1915
!Франс" 1915

В целом дредноуты типа "Курбэ"-такие крепкие середнячки в предвоенном дредноутостроении. Никаких прорывных идей французская военно-морская мысль родить не смогла, кризис французского флота этому не способствовал,а количеством брать-экономика не позволяла.Так что "Курбэ"-последствия застоя французского судостроения,закончившегося лишь с постройкой "Дюнкерков" и "Ришелье",когда французы наконец нашли "новое лицо" своим линейным кораблям.

Боевые подвиги линкоров типа "Курбэ"-в следующей статье.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам