Линейные корабли. Несбывшаяся мечта Супермарины."Франческо Караччоло".

С появлением английских супердредноутов все 6 итальянских линкоров устарели мгновенно. А тут еще слухи про ожидаемую закладку десятка австрийских линкоров с 350 мм орудиями,даже Греция заказала себе в Германии дредноут. Растущие амбиции молодой державы требовали больших кораблей.Если перед первой мировой войной итальянцы подумывали о строительстве следующей серии линкоров в виде супермонстров с 12-381мм пушками, то жестокая реальность заставила разрабатывать более реалистичный проект- под вдохновением от "Куин Элизабет". Но с итальянской изюминкой- широко разнесенные дымовые трубы, гладкопалубный силуэт и необычно далеко отстоящие друг от друга башни ГК. . Спроектированные инженером Феррати, они стали бы одними из лучших линкоров в мире и, безусловно, превосходили бы сильнейшие корабли австро-венгерского флота.

Уже в ходе войны итальянцы намеревались построить четыре"супердредноута" ("Франческо Коррачиоло", "Кристофоро Коломбо", "Маркантонио Колонна"," Франческо Моросини "), 3 мая 1914 года они были включены в списки итальянского флота .Названия- традиционно в честь знаменитых итальянцев. Головной получил имя адмирала принца Франческо Караккьело, остальные - великого генуэзца, открывателя Америки Христофора Колумба, а также генерал-адмиралов Франческо Моросини и Меркантонио Колонны. Первые три корабля планировалось ввести в строй в 1917 году, а четвертый в 1918-м.

Здесь немного о именах итальянских линкоров-

https://zen.yandex.ru/media/id/5cf01f060d8ac524e68e4579/velikie-italiancy-cheloveki-i-linkory-5d3bf44c3f548700b23e27ec

Стандартное водоизмещение линкоров типа "Каррачиола" проектировалось 34000 т. Вооружение: 8 орудий по 381 мм, расположенных по два в четырех башнях, двенадцать — 152 мм и, сообразно требованиям времени, 12 зенитных орудий "пом- пом", размещенных на надстройке.

Орудия главного калибра были подобны английским, но несколько легче. Их конструировала фирма "Армстронг Уитворт" в Эльсвике,а изготовление планировалось на заводах итальянского филиала. Несколько стволов даже было изготовлено, но позже их установили на мониторах, предназначенных для обстрела побережий. Орудия вспомогательного калибра размещались удачно, ими легко было управлять,а расположение на палубу выше давало заметное преимущество над линкорами типов "Кавур" и "Дуилио".

Главные двигатели, турбины Парсонса, работавшие на 4 вала, должны были развивать мощность 105 тыс. л. с., что обеспечивало бы скорость 28 узлов. Дальность плавания линкоров типа "Каррачиоло" должна была составлять 8 тыс. миль при 10-узловом ходе.

Даже по внешнему виду новые линкоры отличались от кораблей предшествовавших типов, особенно ложкообразной носовой частью, ровной палубой, отсутствием массивных надстроек.

Первый же военный опыт показал-что линкорам итальянского флота кроме простаивания на базах особенно заняться и нечем,зато в легких силах ощущался острый недостаток.

В результате строительство этих супердредноутов решили прекратить. В марте 1916 года, когда на стапеле уже было выставлено 9000 тонн металла, работы на "Caracciolo" остановились. Тогда же прекратили строить и "Cristoforo Colombo". Готовность его по корпусу составляла 12.5 %, энергетической установке - 5 %, прочим конструкциям - не более 5.5 %. На "Morosini" и "Colonna" работы были приостановлены вскоре после начала постройки.

После окончания мировой войны итальянцы вновь вернулись к сверхдредноутам, но достраивать решили только головной. В октябре 1919 года постройка "Francesco Caracciolo" была продолжена. За семь месяцев корпус корабля был окончательно сформирован и 12.05.1920 г. при огромном стечении зрителей гигант сошел на воду. Однако дальнейшую судьбу линкора определили финансовые трудности и послевоенные проблемы. Сначала от "Caracciolo" отказались как от дредноута: возникла идея достроить его как авианесущий корабль (как это делалось в Великобритании), но на ее реализацию в обозримом будущем рассчитывать не приходилось. Поэтому 25 октября 1920 года корпус был продан компании "Навигационе Дженерале Италиана", которая намеревалась перестроить его в грузо-пассажирский лайнер водоизмещением 31.000 т. (вместимость 25.300 брт), мощностью ЭУ 17.000 л.с. и скоростью 16.5 уз. Но и с этим не срослось,корпус был разобран на металл в 1926. 2 января 1921 года все четыре итальянских сверхлинкора исключили из списков флота.

"Франческо Каррачиоло" "Francesco Caracciolo" ,заложен 12.10.1914 , спущен на воду 12.05.1920

"Маркантонио Колонна" "Mercantonio Colonna" заложен 3.03.1915

"Кристофоро Коломбо" "Cristoforo Colombo" заложен 14.03.1915

" Франческо Моросини " "Francesco Morosini" заложен 27.06.1915

Водоизмещение: 31.400 т (нормальное), 34.000 т (полное)
Размерения: 201.6/212.0 х 29.6 х 9.5 м.
Энергетическая установка: 20 котлов Ярроу нефтяного отопления; 4 турбины Парсонса, работающие на четыре гребных вала.
Мощность: 70.000 л.с. = 25 уз (при нормальной тяге) ,105.000 л.с. = 28 уз (при форсировании)
Запас топлива: 3500 тонн (мах)
Дальность плавания: 8000 миль / 10 уз
Бронирование: пояс - 300 мм; палуба - 50 мм; башни ГК и боевая рубка - 280 мм; казематы - 220 мм.
Вооружение: 8 х 381/40; 12 х 152/45
mod. 1913 ; 8 х 102/45 Schneider-Armstrong Models 1917 ; 12 х 40/39 Vickers-Terni 1915/1917 ; 8 х 457 или 533 торпедных аппаратов.

Вес бронебойного снаряда составлял 884 кг., заряда - 148 кг, начальная скорость - 700 м/с. Дальность стрельбы (при возвышении ствола 20о) составляла 19 800 м.

Двухорудийная установка ГК весила около 550 т., углы вертикальной наводки составляли от -5о до +20о, а горизонтальное - в пределах 162о от диаметральной плоскости. Примерная скорострельность должна была составлять 1,5-2 выстрела в минуту.

Изготовленные для линкоров 381-мм орудия итальянцы в итоге установили на мониторах, которые использовались под Карсо и Хермадой. Так, монитор "Alfredo Cappellini" получил два орудия "Francesco Morosini"; "Faa di Bruno" - пару с "Cristoforo Colombo", а мониторы типов "Monte Santo" и "Monte Grappa" по одному орудию. Причем "Faa di Bruno" дожил до второй Мировой войны и служил как плавучая батарея в обороне Генуи.

Если бы линкоры класса «Караччоло» были бы построены, то имели бы на тот момент преимущество в скорости среди одноклассников, были  лучше бронированы( кроме разве немецких  «Bayern»ов и американских  «New Mexico»), и имели мощный бортовой залп.  Опять же скорость строительства у итальянцев явно не была сильной стороной. А ситуация менялась быстро.С учетом продолжающейся гонки морских вооружений, «Караччоло» был бы превзойден в 1920-22 японскими линкорами «Nagato» и американскими «Maryland». Но в строй они так и не вступили,хотя любовь итальянцев к большим кораблям проявилась позже в линкорах типа "Литторио".

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам