Юбилей фильма

Сегодня, 2-го июня, исполняется ровно 30 лет с того дня, как в Торонто (Канада) состоялась премьера фильма «Общество мёртвых поэтов» режиссёра Питера Уира.

В 1989 году, слава Богу, познакомиться с тем или иным иностранным фильмом в СССР можно было, иной раз, даже раньше, чем он начинал демонстрироваться в кинотеатрах своей страны происхождения. Благодаря перестройке в страну хлынул поток видеопродукции на VHS, видеосалоны открывались чуть не на каждом углу. Естественно, я не мог пройти мимо фильма со столь странным названием.

Фильм меня поразил. Прежде всего, он вызвал у меня ассоциации с моим любимейшим фильмом детства – «Благослови зверей и детей» Стэнли Крамера. И в том, и в другом фильме так называемое «общество» гнобило свою молодежь. Только в одном фильме за необычность, нестандартность и милосердие к «братьям нашим меньшим». В другом – за свободомыслие и страсть к искусству.

Впрочем, об этом фильме – нынешнем юбиляре – написано огромное множество статей, рецензий, эссе и т.п. Что и не удивительно. Ведь фильм этот был удостоен 20 кинонаград в различных странах и, кроме того, 18 раз был номинирован на различные кинопризы. Но я не собираюсь писать очередную рецензию. Я этого делать просто не умею, поскольку в отношении кино я просто любитель и дилетант. Как и сотни миллионов других кинозрителей. Я – о другом.

Среди прочих номинаций фильм в 1990 году был номинирован на Оскара как Лучшая Картина. Я очень «болел» за этот фильм. Но решением Американской академии кинематографических искусств и наук фильму был присужден Оскар только за Лучший сценарий. А главный приз достался фильму «Шофёр мисс Дэйзи». Видимо, история об отношениях пожилой еврейки и её афро-американского водителя показалась американским киноакадемикам более интересной и важной, чем картина о воспитании свободомыслия у подрастающего поколения.

Впрочем, мнение кинозрителей по всему миру разошлось с мнением американских «киноакадемиков». Зритель оценил соотношение этих двух фильмов иначе. Количество наивысших оценок («десяток» по десятибалльной шкале), поданных за «Общество мёртвых поэтов», в 12 (!) раз превышает количество «десяток», поданных за «Шофёра мисс Дэйзи». Да и мнение профессионального кинематографического сообщества за пределами США совпало с мнением кинозрителей: в европейских странах – Великобритании, Франции, Италии - фильм получил высшие престижнейшие премии: БАФТА, Сезар, Давид ди Донателло.

Благодаря этим показателям рейтинг картины Питера Уира, рассчитанный в соответствии с Методологией ФильмГурмана, составил 10,643, что позволяет этому фильму занимать 17-е место в Золотой Тысяче лучших фильмов всех времён и всех стран.

А мы сегодня хотим от всего сердца поздравить с юбилеем картины её создателей!

И как же жалко, что так рано покинул этот мир исполнитель главной роли – Робин Уильямс! Но, зная на примере моего сокурсника, страдающего болезнью Паркинсона 4-й степени, какие мучения приносит эта болезнь, и каким тяжёлым бременем становится больной для своих окружающих, можно понять решение, принятое этим замечательным актёром.

И ещё. Известно, что буквально накануне премьеры из фильма были вырезаны все кадры с участием Лары Флинн Бойл. Почему? Что было в этих кадрах? Кто-нибудь знает?