Юбилей фильма

22 June 2019

Ровно 65 лет назад, 22 июня 1954 года в Японии (почему-то? Может, кто-то объяснит, почему?) состоялась премьера фильма "В порту". И только спустя месяц с лишним премьера фильма состоялась и в США.

Режиссёр Элиа Казан.

Сюжет фильма основан на серии статей лауреата Пулитцеровской премии Малкольма Джонсона, посвященных разоблачению коррумпированных профсоюзных чиновников. Однако, в действительности герой этих статей проиграл борьбу против профсоюзной мафии. В фильме же наоборот - герой побеждает.

Видимо, иначе американский зритель не понял бы и не принял бы фильм. А так - с традиционным для американского кино хэппи-эндом - фильм получил 11 номинаций на Оскар, из которых в 8 победил. Впрочем, фильм добился успеха не только в Америке, но и в Европе - на Венецианском кинофестивале он получил "Серебряного льва". Благодаря этим наградам, по версии FilmGourmand'а фильм имеет рейтинг 9,262 и занимает 106-е место в FilmGourmand's Золотой Тысяче.

Любопытна предыстория создания фильма. Режиссёр Элиа Казан видел в главной роли Фрэнка Синатру, и с этим актером-певцом был даже заключен контракт. Однако продюсер картины, Сэм Шпигель, по коммерческим соображениям очень хотел, чтобы главную роль играл Марлон Брандо. Брандо был на пике бешеной популярности в тот момент, и одно его имя на афише привлекло бы миллионы зрителей и, особенно, зрительниц.

Втайне от Казана и Синатры Шпигель направил Марлону Брандо сценарий фильма с предложением главной роли. Но изначально Брандо даже не стал его читать. Дело в том, что незадолго до этого Элиа Казан выступил перед Комиссией Палаты Представителей по расследованию антиамериканской деятельности, создание которой было инициировано сенатором Джозефом Маккарти (по слухам, страдавшим от алкоголизма). И в своем выступлении Казан "заложил" многих своих коллег, т.е., выдал, кто из них состоит в коммунистической партии. Из-за этого многие представители творческой интеллигенции, придерживающиеся левых взглядов, в том числе и Марлон Брандо, отказались от сотрудничества с Казаном.

Каким-то образом Шпигелю удалось уговорить Брандо сняться в этом фильме. А Синатра судился со Шпигелем. Но в итоге и Шпигель, и Казан, и Брандо получили по Оскару.

По мнению Роджера Эберта в этом фильме как бы между строк Казан пытался доказать, что коммунизм есть зло, что этому злу надо противостоять повсюду. И таким образом Казан пытался оправдаться за свое выступление в Конгрессе. Честно говоря, я, в отличие от Эберта, никаких нападок на коммунизм в этом фильме не обнаружил. Возможно, всё дело в переводе.

В СССР фильм не демонстрировался.