ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО

27 August 2019
Автор фото Наталья Казарина
Автор фото Наталья Казарина

Об особенностях менталитета, передачи традиций и борьбы с социальным напряжением поговорили с главным редактором МБУ «Веденская районная газета «Керла дахар» ВАХОЙ-АЛИ ЧАГАЕВЫМ

Ваха, расcкажите, пожалуйста чуть подробней про Единую концепцию духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики

Концепция реализуется среди молодежи и подрастающего поколения. Она основывается на семи аспектах – по линии спорта, образования, культуры и других направлений. В основном в ней придерживаются семейных ценностей, традиций и культуры нашего народа - вайнахов.

Как рано в Чечне дети начинают делать намаз?

У нас даже в детских садах, ввели должность – педагог-организатор, он выступает также и как детский психолог. Он с малых лет учит детей маленьким сурам из Корана, мольбам, тому как читать намаз. Вот такие знания входят у нас в дошкольное образование. Конечно учат просто, исходя из возраста ребенка. Кроме того рассказывают про все религии в сказочной форме (на основе мифов и легенд), для более легкого восприятия и закладывания знаний.

Со школьной скамьи дети у нас получают уже более глубокие знания. В школах также существует должность педагога-организатора. И он уже дальше дает детям более комплексные знания – они учат все религии мира (не обязательно ислам). Я хочу заострить на этом внимание и подчеркнуть это. Все думают, что у нас в Чечне дети учат только исключительно ислам. Отвечу – нет, мы даем детям общее познание всех мировых религий. В мире существует множество религий, но основных можно выделить четыре. Вот, мы даем основной акцент на эти четыре – христианство, буддизм, иудейскую веру и ислам.

Конечно, в силу менталитета и культурных традиций ислам объясняется более подробно. Детям рассказывают о том как молиться, как быть старшими, сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то как должны посещать мечеть, кладбища, как ученик должен вести себя в школе. Кроме того рассказывают о толерантности – вот ребенок окончил школу и поехал учиться в другой регион, в другой город или за рубеж – но, он должен вести себя по исламским канонам, по исламским принципам. Вот так и учат у нас детей с малых лет.

И буквально, с того момента как это у нас ввели (с 2013г. у нас утверждена Концепция Главой) – это дало большой результат. Сейчас к нам приезжают с других регионов, интересуются именно этим направлением и начинают у себя что-то похожее внедрять. Если у них там в регионах другая религия превалирует, то они просто перекладывают наш опыт на свою культурную составляющую.

Между прочим до революции, во всех Вузах царской России были подобные педагоги-организаторы, которые помогали студентам изучать три основные религии –ислам, христианство и иудейскую веру. Вот даже на старых снимках до революционного периода, в различных исторических хрониках видно, там стоят: мулла, равин и поп.

Главная наша цель – это создать здоровое общество. Здоровое морально и нравственно.

И ещё – сейчас у нас идет возрождение старых традиций нашего народа, адатов наших. Например сегодня вызывали Совет старейшин именно по этому направлению. То есть в каждом селе у нас такая иерархия - председатель Совета старейшин, его заместитель, потом руководитель-организатор и они должны в каждом селе проводить сход граждан. Это проводится в основном по пятницам в мечетях, так как обязанностью каждого мусульманина является присутствие на пятничной рузбе. Людей не нужно вызывать или звонить им – они все приходят самостоятельно.

Как правило, выделяется два часа один раз в месяц, после такого сбора оставляют молодежь и ещё с ними отдельно работают. На таких собраниях присутствуют: имам села, глава сельского поселения и участковая служба (КДН, ПДН).

В общем, кто хочет участвовать в этом мероприятии – все участвуют. Кроме того, у сельчан на таких собраниях бывают и свои вопросы. Это делают, чтобы не было разделения, социального напряжения.

Беседовала Наталья Казарина