Легкие танки СССР. МС-1 (Т-18).

После выпуска 15-ти танков «Русский Рено» («КС», тип «М») в 1920-1921 годах, в Советской России вследствие экономических и политических затруднений производство танков было приостановлено. К вопросу производства танков вернулись в 1926 году, когда была принята трёхлетняя программа танкостроения, по которой стоимость танка не должна превышать 18 тыс. рублей (стоимость «Русского Рено» составляла на тот момент 36 тыс. рублей).

Прототипом нового советского легкого танка послужил итальянский лёгкий танк «Fiat 3000», сам являвшийся усовершенствованным вариантом «Renault FT-17».

В марте 1927 года на заводе «Большевик» был закончен прототип, получивший индекс Т-16. По сравнению с «Рено», Т-16 имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. После проведения испытаний на Т-16 выявили множество недостатков в ходовой части и силовой установке. В мае 1927 года был закончен второй прототип, при постройке которого учли все замечания, получивший индекс Т-18. После успешного прохождения государственных испытаний в июне того же года, Т-18 принят на вооружение под обозначением МС-1 («Малый танк сопровождения обр. 1927 г.»).

Серийное производство МС-1 (Т-18) началось на заводе «Большевик» 1 февраля 1928 года. Стартовая серия состояла из 108 машин, 30 из которых были построены уже к осени этого года. С апреля 1929 года к производству танка был подключён Мотовилихинский машиностроительный завод, после чего план выпуска был увеличен уже до 300 единиц.

В 1929 году танк прошел модернизацию (замена спаренного пулемёта системы Фёдорова на одиночный ДТ-29, увеличение боекомплекта к пушке, изменения в конструкции лобовой части корпуса) и получил обозначение МС-1 обр. 1929 г. Впоследствии танк еще раз подвергался модернизации с принятием на вооружение под обозначением МС-1 (Т-18) обр. 1930 г.

Производство МС-1 (Т-18) продолжалось до конца 1931 года. За четыре года выпуска было изготовлено 959 танков всех модификаций.

Дальнейшего развития «генеалогическая» ветвь танков, происходящих от «Рено», в СССР не получила. Появились лишь две опытные модификации МС-1 – Т-19 с несколько измененной ходовой частью и Т-20 с двигателем в 60 л. с.

Т-18 участвовали в боях в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года, служили в качестве неподвижных огневых точек, входящих в укрепрайоны. Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки обр. 1932 г. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точек) у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах. В Великую Отечественную войну танки Т-18 обороняли Москву.

Тактико-технические характеристики

Экипаж: 2 человека;

Длина: 3,50 м (с «хвостом» 4,38 м);

Ширина: 1,8 м;

Высота: 2,12 м;

Боевой вес: 5,9 т;

Двигатель: четырехцилиндровый воздушного охлаждения, 35 л. с.;

Броня: лобовая, бортовая, кормовая — 16 мм; дно, крыша — 8 мм;

Вооружение: 37-мм пушка системы Гочкиса, 1 пулемет (1 запасной пулемет);

Боекомплект: 104 снаряда, 2016 патронов;

Запас хода: 100—120 км;

Скорость максимальная: 16,4 км/час.