Налог на сладкие газированные напитки – польза или вред?

Большинство экономистов склоняются к выводу, что налог на сладкие газированные напитки приносит больше плюсов для общества, чем минусов. В последние годы эта точка зрения находит поддержку на практике среди правительств многих стран, во многом благодаря отчету ВОЗ от 2015 года, подробно осветившему вредное влияние сахара на здоровье.

Опасность сладких напитков с медицинской точки зрения сегодня очевидна. Однако экономическая целесообразность налога на газировку пока еще многими оспаривается. Немногочисленные полномасштабные научные исследования, учитывающие влияния на здоровье, воздействие на бизнес-среду, бюджетные и другие факторы, склоняются в пользу этой меры. В одной из недавних работ американских ученых положительный эффект от такого налога для США оценен в сумме 7 млрд. долл. в год (около 0,18% от бюджета 2018 года).

Экономистами отмечаются следующие выгоды общества от введения налога на сладко-газированные напитки:

- Связанные с их высоким потреблением ожирение, высокий уровень заболеваемости диабетом и сердечно-сосудистые нарушения ведут к большим расходам на здравоохранение, перераспределяемым на всех налогоплательщиков. По оценкам ученых, в среднем каждая выпитая баночка сладкой газировки объемом 0,33л ведет к дополнительным затратам бюджета США на медицину в размере 10 центов.

- Согласно другому исследованию, большинство американцев, потребляющих сладкие напитки, признают свое чрезмерное пристрастие. Налог стал бы тем шагом, который подтолкнул бы эту сознательную категорию к относительно быстрому изменению в той или иной степени своей вредной потребительской привычки.

- Некоторые исследования показали, что бедные слои населения потребляют больше сладко-газированных напитков, чем их более обеспеченные сограждане, а также в большей степени подвержены ожирению, диабету и сердечным заболеваниям. Введение налога, помимо снижения ценовой доступности, обратило бы внимание данной категории на вопрос правильного питания, в котором еще отмечается низкий уровень грамотности.

Несмотря на все более растущую общественную поддержку, вопрос налога на сладко-газированные напитки встречается также и с критикой и контраргументами:

- Отмечаются негативные последствия для индустрии, составляющей важную часть практически любой экономики, в виде сокращения производства, рабочих мест и налоговых выплат. Ощутимый удар могут испытать также и смежные отрасли, в первую очередь сфера торговли, в которую вовлечено большое количество малых предприятий.

- Противники также обращают внимание на двойные стандарты, когда другие сладкие напитки, например, соки и нектары, потенциально такие же вредные, исключаются из налогооблагаемой базы. Вопрос принимает совсем другой оборот, когда ради достижения изначальной цели звучат призывы обложить также акцизом всю кондитерскую отрасль.

- Что касается ожирения, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, внедрение налога на сладкую газировку может вовсе оказаться неэффективным в борьбе с ними, если не устранить не менее критичный фактор избыточного потребления жирной пищи.

Мировой опыт

Многие годы Дания была единственной страной, где действовал налог на сладкие напитки, введенный еще в середине 30-х годов. После долгих дебатов налог был признан неэффективным из-за прозрачности границ с близкими соседями Германией и Швецией, где такой налог отсутствует. В 2014 году он был отменен.

Однако в целом мировая ситуация в последние годы кардинально изменилась, и на сегодняшний день насчитывается более 30 стран, в той или иной форме облагающих налогом сладко-газированные напитки. Наиболее крупными среди них являются Франция, Великобритания, Филиппины, Южная Африка, Индия. А самым радикальным считается опыт Мексики и Венгрии, где налогом был обложен сразу целый ряд продуктов с высоким содержанием сахара, соли и других потенциально вредных ингредиентов (junk food). Экспертами, в том числе и ВОЗ, был отмечен положительный эффект в обеих странах.

Неоднозначная ситуация сложилась в США, где налог на сладкую газировку удалось принять лишь на уровне некоторых отдельных городов. Однако экономисты предупреждают о слабой эффективности такой географически ограниченной меры, когда загородный шоппинг позволяет легко уклониться от налога. Учитывая мощное лобби, США пока далеки от налога на сладкие газированные напитки не только на федеральном уровне, но и на уровне отдельных штатов.

В России этой теме пока уделяется недостаточно внимания. По мнению некоторых, проблема даже преувеличена: дескать, среднедушевой уровень потребления сладко-газированных напитков в РФ один из самых низких в Европе и составляет всего около 36л в год (для сравнения, в США – более 150л в год). Тем не менее, экспертный совет при правительстве сделал рекомендацию в конце 2018г о введении 20%-ного акциза. Однако Минэкономразвития не поддержал эту идею, опасаясь негативных последствий для бизнеса.