Электронные трудовые книжки

В последние годы нельзя не заметить повсеместную цифровизацию общественных отношений.

Сфера труда стала не исключением, поскольку требует оптимизации в процессе оформления трудовых отношений, а также «осовременивания» процедур ведения сведений о трудовой деятельности гражданина.

В этой связи в ближайшее время на смену уже привычным бумажным трудовым книжкам должны прийти электронные, о чем не так давно было поведано со стороны Минтруда, который произвел разработку законопроекта.

Предполагается, что законопроект вскоре станет законом и вступит в силу с 01.01.2020 года. При этом, согласно сайту Правительства законопроекты уже одобрены данным органом.

Инициатива была «закатана» в три законопроекта.

Первый.

Данный законопроект собственно и предусматривает установление возможности ведения сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Такие сведения о трудовой деятельности будут включать сведения о работнике, его работе, переводах на другую работу, об увольнениях, основаниях увольнения.

В каком же виде будет вестись данная информация? Нет, не в «эксельке». Данная информация должна будет предоставляться работодателями в информационную систему ПФР. Это конечно уже настораживает, но по уму, эти сведения как раз и нужны ПФР, соответственно сделать его адресатом данной информации весьма логично.

Законопроект предусматривает, что трудящийся будет иметь возможность получения сведений о своей трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронном виде у работодателя, в ПФР, МФЦ, через сайт «Госуслуги».

Само собой, для тех, кто против, государство предусмотрело вариант: таким сторонникам «традиционного» образа жизни при желании продолжения ведения трудовой книжки на бумажном носителе следует подать работодателю письменное заявление до 31.12.2020 года, чтобы с 01.01.2021 года работодатель исполнял свою обязанность по-прежнему на бумаге.

Всем остальным работникам трудовые книжки будут возвращены на руки, а дальнейшее ведение будет осуществляться в электронном виде. Для лиц, впервые трудоустроенных трудовая книжка будет вестись в электронном виде.

Второй.

Решает задачу работодателей и расписывает, как же им вести сведения о трудовой деятельности.

Для этого Индивидуальный лицевой счет будет дополнен разделом «Сведения о трудовой деятельности», которые будут подаваться работодателями с 01.01.2020 года ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

При этом, с 01.01.2021 года сведения о трудовой деятельности в случаях приема на работу и увольнения работника должны будут подаваться в ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема на работу или увольнения.

Разумеется, эта норма была бы не полной, если не было б санкций: за не предоставление сведений, либо несвоевременное предоставление сведений будет административка, к которой будет привлекать трудовая инспекция на основании сведений, которые будет передавать ПФР.

Третий.

Данный проект собственно и предусматривает введение в КоАП ответственности за непредставление сведений, несвоевременное их представление, не полное представление, либо представление недостоверных сведений.

Само собой, как будет проходить внедрение данных инициатив, покажет время, но уже на берегу ощущается новый груз ответственности работодателей и новые споры с ПФР, Рострудом по поводу качества ведения таких сведений и вопросов ответственности.

Для работников же, наоборот, данный порядок будет существенно упрощать вопросы восстановления сведений о трудовой деятельности, а также упрощение выхода на пенсию.