CultRa
217 subscribers

По обе стороны Бреды

128 full reads
По обе стороны Бреды

Выставка в Прадо позволяет сравнить картины испанских и голландских художников

Один из самых заметных художественных юбилеев осени 2019 года – 200-летие мадридского музея Прадо. И центральным событием обширной программы празднования стала выставка «Веласкес, Рембрандт, Вермеер. Параллельные видения».

По обе стороны Бреды

На выставке, открывшейся в июне и работающей до 29 сентября, представлены 72 картины, в основном, из коллекции Прадо и амстердамского Рейксмузеума. В Мадрид приехали также известные полотна из галереи Маурицхёйс в Гааге, Национальной галереи в Лондоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке и еще более десятка музеев.

По обе стороны Бреды

При организации выставки использован любимый нашей редакции формат сравнения двух и более картин разных стран, написанных примерно в одно время. Главная идея организаторов весьма политкорректна: они пытаются доказать, что пути испанского и голландского изобразительного искусства 450 лет назад, когда принц Вильгельм Оранский и другие голландские дворяне восстали против испанского короля, и война за независимость Голландии и соседних с ней земель растянулась в итоге на 80 лет, вовсе не разошлись, как принято считать. Искусствоведы, организовавшие выставку, пытаются найти черты сходства в работах испанцев Веласкеса, Субаррана и де Рибера с одной стороны, голландцев Рембрандта и Вермеера – с другой.

По обе стороны Бреды

Не случайно девизом выставки стали слова испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, считавшего, что «единство западной живописи – одна из великих реальностей, раскрывающая единство европейской культуры».

По обе стороны Бреды

Насколько убедительными являются выводы о единстве искусства, судить зрителю. Нам всё же представляется, что разделение художественной реки, и без того далеко не однородной, на два русла произошло, и если есть у великих испанцев и великих голландцев что-то общее, то разве что истоки их творчества. Знаком исторического раскола на две страны и живописи на две яркие и легко отличимые школы стало знаменитое полотно Веласкеса «Сдача Бреды», на котором придворный испанский живописец убедительно изобразил момент капитуляции важного со стратегической точки зрения голландского города перед испанской армией.

Ну а для сравнения посмотрите на две пары картин, представленных на этой выставке.

Иллюстрация 1. Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1635. Холст, масло. 307×367 см. Национальный Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Иллюстрация 2. Хенрик Янс Тербрюгген. Демокрит. 1628. Рейксмузеум, Амстердам, Голландия.

Иллюстрация 3. Хосе де Рибера. Демокрит. 1630. Холст, масло. 81×125 см. Национальный Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Иллюстрация 4. Хосе де Рибера. Воскрешение Лазаря. 1616. 171×289 см. Национальный Музей Прадо, Мадрид, Испания.

Иллюстрация 5. Рембрандт Хармес ван Рейн. Юдифь на пиру у Олоферна. 1634. 143×154,7 см. Национальный Музей Прадо, Мадрид, Испания.