CultRa
217 subscribers

Веймарское искусство

2,2K full reads

Георг Гросс. Уличная сцена. Курфюрстендамм. 1925. Масло, холст. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания. Источник иллюстрации: Новое арт-обозрение
Георг Гросс. Уличная сцена. Курфюрстендамм. 1925. Масло, холст. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания. Источник иллюстрации: Новое арт-обозрение

Веймарским искусством принято называть искусство Германии 20-х и начала 30-х годов ХХ века. В 1919 году после поражения в Первой мировой войне Германия попыталась встать на путь демократческого развития. В театре городка Веймар была принята Государственная Конституция, отсюда и название всего этого периода немецкой истории – Веймарский.

Отто Дикс. Женщина с норкой и вуалью. 1920. Масло, холст. Коллекция Джуди и Майкла Штенйхардтов, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Лемье
Отто Дикс. Женщина с норкой и вуалью. 1920. Масло, холст. Коллекция Джуди и Майкла Штенйхардтов, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Лемье

Однако у новой государственной власти не было ни четких представлений о том, как вести послевоенное восстановление экономики страны, ни политпческой воли, чтобы реализовать свои расплывчатые планы и защитить саму себя и молодую немецкую демократию. В результате в стране сохранялись товарный дефицит и безработица, а вскоре началась инфляция, переросшая в гиперинфляцию. В одном только 1923 году на деньгах появилось двеять дополнительных нулей – вначале была напечатана банкнота в 100 000 марок, затем с интервалом в несколько месяцев была напечатаны бумажные деньги номиналом в миллионы, миллиарды, а в ноябре уже и в триллионы марок. В итоге дошло до того, что деньги в магазинах принимали на вес.

Отто Дикс. Сутенер и девушка. 1923. Рисунок. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Парвенос
Отто Дикс. Сутенер и девушка. 1923. Рисунок. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Парвенос

Доверие, с которым уставшие от войны и переживие смертоносную эпидемию испанского гриппа немцы встретили принятие демократической конституции и основание республики, быстро исчезло. Люди стали требовать наведения порядка, сильной власти, рабочих мест и зарплаты, позволяющей прокормить семью, гарантий своих социально-экономических прав. Ответом на такой запрос стало появление политиков-популистов, среди которых оказался и Гитлер, попытавшийся 8-9 ноября 1923 года захватить власть в Мюнхене, устроив так называемый «пивной путч». Эта попытка провалилась, Гитлера судили и приговорили к пяти годам тюрьмы, впрочем, через девять месяцев он вышел на свободу и начал использовать в борьбе за власть более широкий спектр средств, в том числе, конституционных. В 1932 году возглавляемая им партия НСДАП одержит победу на выборах в Рейхстаг – нижнюю палату парламента Веймарской республики.


Общество Германии 20-х годов и нашло отражение в Веймарском искусстве. В 1929 году Александр Дёблин издает роман «Берлин, Александрплац», в котором ярко рисует состояние умов немцев той поры, причем делает это еще до прихода к власти нацистов, выступая таким образом с гениальным предсказанием судьбы Германии. Значительно позже, в 1956-м, Эрих Мария Ремарк выпустит роман «Черный обелиск», действие которого разворачивается в начале 20-х годов, в разгар гиперинфляции. В этом произведении взгляд на веймарский период истории Германии дается уже с позиций трагического опыта страны, пережившей фашизм.

Герог Шольц. Кафе. Рыцарь свастики. 1921. Рисунок. Коллекция Меррил С. Берман, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Альбом ХХ века
Герог Шольц. Кафе. Рыцарь свастики. 1921. Рисунок. Коллекция Меррил С. Берман, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Альбом ХХ века


Ну а на картинах того времени изображены персонажи, воспринимающиеся как художственное обобщение типажей веймарского общества и тех новых явлений, которые наблюдались в Германии той поры. О каждом из художников, работы которых представлены на иллюстрациях, мы расскажем в ближайшее время, а пока предлагаем посмотреть репродукции картин, собранных осенью 2017 года на выставке в Галерее Ширн (Schirn Kunsthalle) во Франкфурте-на-Майне.
После прихода нацистов к власти большинство подобных работ попадут в категорию «дегенеративного искусства», а многие художники уедут из Германии. Новой власти не понравится, какими изображены те люди, которые в 1932-м и поддержат нацистов на выборах. Но сегодня эти картины воспринимаются не только, как модернисткие творения, но и как своего рода сигналы из прошлого, предостерегающие от повторения того, что закончилось фашизмом.

Курт Гюнтер. Радиолюбитель. 1927. Масло, холст. Национальная галерея Берлина. Берлин, Германия. Источник иллюстрации: Ширн
Курт Гюнтер. Радиолюбитель. 1927. Масло, холст. Национальная галерея Берлина. Берлин, Германия. Источник иллюстрации: Ширн

Додо. Логика ложи. Рисунок для журнала Ulk. 1929. Гуашь, карандаш, картон. 40х30см. Частная коллекция, Гамбург. Источник иллюстрации: Ширн
Додо. Логика ложи. Рисунок для журнала Ulk. 1929. Гуашь, карандаш, картон. 40х30см. Частная коллекция, Гамбург. Источник иллюстрации: Ширн

Додо. Логика ложи. Рисунок для журнала Ulk. 1929. Гуашь, карандаш, картон. 40х30см. Частная коллекция, Гамбург. Источник иллюстрации: Ширн
Додо. Логика ложи. Рисунок для журнала Ulk. 1929. Гуашь, карандаш, картон. 40х30см. Частная коллекция, Гамбург. Источник иллюстрации: Ширн

Иллюстрации:

Георг Гросс. Уличная сцена. Курфюрстендамм. 1925. Масло, холст. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания. Источник иллюстрации: Новое арт-обозрение

Отто Дикс. Женщина с норкой и вуалью. 1920. Масло, холст. Коллекция Джуди и Майкла Штенйхардтов, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Лемье

Герог Шольц. Кафе. Рыцарь свастики. 1921. Рисунок. Коллекция Меррил С. Берман, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Альбом ХХ века

Отто Дикс. Сутенер и девушка. 1923. Рисунок. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, США. Источник иллюстрации: Парвенос

Жанна Маммен. Пепельная среда. 1926. Рисунок. Частная коллекция, Берлин, Германия. Источник иллюстрации: Тет Нуво

Курт Гюнтер. Радиолюбитель. 1927. Масло, холст. Национальная галерея Берлина. Берлин, Германия. Источник иллюстрации: Ширн

Додо. Логика ложи. Рисунок для журнала Ulk. 1929. Гуашь, карандаш, картон. 40х30см. Частная коллекция, Гамбург. Источник иллюстрации: Ширн

Курт Квернер. Агитатор. 1931. Национальная галерея Берлина. Берлин, Германия. Источник иллюстрации: Ширн