Alfa Wealth. Сможет ли Яндекс.Маркет повторить успех Amazon в России?
Максим Гришаков. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно охарактеризовать российский рынок e-commerce в целом. Вся розница в России оценивается в 31-32 трлн рублей. Электронная коммерция занимает порядка 5% этой суммы и растёт примерно на 20% в год. С одной стороны, это очень крутая динамика, но с другой — нам ещё далеко до уровней других стран, например, Китая или Кореи, где доля онлайн-торговли доходит до 25%. В США на e-commerce приходится около 15%. Россия к этим цифрам идёт достаточно активно, но есть определённые сдерживающие факторы. Главная сложность — это наши 11 часовых поясов. Люди заказывают товары онлайн, когда товар смогут привезти на следующий день, а лучше в тот же день, потому завтра я могу передумать или сходить в магазин. Именно поэтому в России есть топ-10 крупных игроков и нет ярко выраженного лидера, аналогичного Amazon в США. Тренд к консолидации на российском рынке, безусловно, присутствует, абсолютного лидера пока нет.
У нас активно развивается формат, в котором собственно и работает Amazon, — маркетплейс. Раньше все строили интернет-магазины, которые закупали товары у производителей, а потом продавали их с наценкой или без. Сегодня эта модель, хоть и доминирующая, теряет популярность — будущее за форматом маркетплейса.
A.W. Как устроена модель маркетплейса?
М.Г. Объясню на примере Беру.ру, нашего нового проекта, который запустился в октябре прошлого года. Большая доля продаж, больше 30%, у нас происходит именно в формате маркетплейса, а именно: проверенные продавцы завозят товары в наш логистический центр, сами ставят на них цену и продают. Этот принцип похож на обычный продуктовый рынок. Продавцы пользуются налаженной инфраструктурой и могут сразу приступить к продажам, но не забывают и про покупателей, которые заинтересованы в свежих и качественных продуктах. И, конечно, рынок следит, чтобы работало много продавцов, иначе цены будут слишком высокими. Маркетплейс — та же история.
Кроме того, формат маркетплейса отлично подходит малому бизнесу. Где сейчас производитель валенок может их продавать? В деревенской палатке по воскресеньям. Если он разместит свои товары на маркетплейсе, то он сможет сфокусироваться на производстве валенок, увеличить объёмы продаж и забыть о логистике, доставке, приёме платежей. Всё это мы берём на себя.
A.W. Как вы будете решать проблему логистики? В интернете есть видео из дистрибуционных центров Amazon, где роботы выполняют все операции на складах. Насколько вероятна такая автоматизация в России?
М.Г. Очень вероятна. Но автоматизация — это математика, которая работает с определенного объёма. Когда у тебя склад площадью 100 000 кв м, его совершенно необходимо автоматизировать, потому что это сэкономит много денег. Но если склад на 10 000 кв м, то роботы ничего не изменят.
Сейчас в России идёт чёткая тенденция на автоматизацию выдачи товаров, потому что курьерская доставка — это сложно. Курьеры опаздывают, выбиваются из графика, иногда просто теряют товар. У нас уже 5000 партнерских автоматизированных пунктов выдачи в России, из них 1000 в Москве. Мы видим, что больше 50% заказов выдаётся без участия курьера, в постаматах и ПВЗ (пунктах выдачи заказов). Это удобно: человек забирает товар по дороге домой после работы, и всё. Теперь главное, чтобы такие пункты выдачи появились в каждом микрорайоне, а лучше в каждом подъезде. Но пока это всё недешево, поэтому такие инфраструктурные инвестиции делают только большие компании.
Как инвестор, не могу не спросить про потенциал Беру.ру. Можно ли сказать, что через 5 лет этот сервис может стать основным драйвером компании Яндекс?
М.Г. У нас два равноценных акционера — Сбербанк и Яндекс, но драйвером роста для них сервис, безусловно, станет. Не сразу, но через несколько лет определённо.
По поводу инвестиций: к счастью, пример Amazon, который шёл к прибыли 20 лет, научил фондовый рынок, что не нужно ждать моментальной маржинальности от игроков e-commerce: главное — это генерация кэша. Даже если какой-нибудь Walmart фиксирует падение прибыли, акции всё равно идут вверх. А когда Amazon начал фокусироваться на маржинальности и росте EBITDA полтора-два года назад, акции наоборот перестали показывать позитивную динамику. Это, конечно, челлендж: инвестировать в онлайн надо очень много, но ожидать маржинальности от него первые два-четыре года не стоит.
A.W. Почему офлайн-продавцы, такие как Х5 или Магнит, не развивают е-commerce?
М.Г. Они очень хотят, но пока не могут много инвестировать в эту историю: непонятно, как её воспримет рынок, да и страшно на первые несколько лет закрыть глаза. Кроме того, ритейлу сложнее нанимать классных программистов. Для них характерно категорическое отрицание работы на некрутых проектах, когда нет интереса, нет культуры IT.
Думаю, что крупный ритейл в скором времени будет приходить к онлайн-магазинам в качестве партнера, это более подходящий для него формат работы. С нуля настроить e-commerce очень сложно.
A.W. В России у Яндекса есть только один крупный конкурент — это Mail.ru. Делают ли они что-то в рамках е-commerce?
М.Г. У них крупнее почтовый сервис, есть социальные сети — отличный инструмент дистрибуции приложений. Кроме того, Mail запустил трансграничный бизнес Pandao, приложение, которое по аналогии с Aliexpress доставляет товары из Китая. Это в общем не наша территория, и мы точно не считаем своей задачей обогнать такого крупного игрока, как Aliexpress. Наша цель — стать №1 в России, построив локальный маркетплейс.
A.W. Какой, вы считаете, основной драйвер роста E-commerce в мире на ближайшие пять лет?
М.Г. Продажа продуктов питания. Сегодня продукты питания люди еще стараются покупать в магазине. Им важно хочется понюхать и потрогать еду перед покупкой. Покупая онлайн, люди боятся, что овощи придут «пластиковые». Но качество доставки улучшается, поколения меняются, поэтому скоро это будет в порядке вещей.
A.W. Кто будет локомотивом развития мирового е-commerce на горизонте пяти лет?
М.Г. Я считаю, что это в любом случае Amazon, потому что его догнать в глобальном плане сейчас не под силу никому. Но Amazon очень давно не ошибался, поэтому если сейчас на каком-то этапе он допустит промах, то акции могут упасть, инвесторы выйти, и тогда кто-то сможет этим воспользоваться. Но это всё домыслы, на сегодняшний момент рядом с Amazon никого нет.
_______________________
Подпишитесь на канал Alfa Wealth в телеграме, если хотите знать, как портфельные управляющие получают сверхприбыль.