Найти в Дзене
Alfa Wealth

Ирина Кривошеева: осознанное инвестирование — это вложения с умом

Ирина Кривошеева, генеральный директор УК «Альфа-Капитал»
Ирина Кривошеева, генеральный директор УК «Альфа-Капитал»

(интервью опубликовано в Harvard Business Review за ноябрь 2019 года)

Harvard Business Review: — Что вообще такое «осознанное инвестирование»? Кажется, любая компания, занимающаяся доверительным управлением, помогает инвестору вкладывать деньги осознанно.

Ирина Кривошеева: — Наш основной посыл в том, что, принимая решения о вложении своих средств, инвестор может ориентироваться не только на такие параметры, как допустимый риск, инвестиционный горизонт и ожидаемая доходность. Он может также учитывать экологические, социальные и другие нефинансовые аспекты бизнеса, который фактически поддерживает своими инвестициями.

Иными словами, осознанное инвестирование – это ответственный подход к формированию портфеля, позволяющий привести свою финансовую стратегию в соответствие с личными взглядами и принципами. Несомненно, это ценностно ориентированная концепция. Но подчеркну, что она ни в коем случае не предполагает отказа от потенциального дохода, ведь мы говорим именно об инвестировании.

— Какие направления осознанного инвестирования существуют на рынке и в чем уникальность предложения УК «Альфа-Капитал»?

Есть три самых очевидных направления. Прежде всего, можно отказаться от вложений в компании, бизнес которых кажется вам неэтичным. Другой вариант — наоборот, инвестировать направленно в компании или целые сектора, чья деятельность способствует решению глобальных проблем. Наконец, можно вкладывать средства в широкий рынок, но при выборе бумаг учитывать факторы ESG1, то есть использование компаниями лучших практик в области экологии, социальной политики и корпоративного управления. С такой позиции можно оценивать любой бизнес вне зависимости от сферы деятельности.

Мы предлагаем клиентам решение, объединяющее все три подхода. Его уникальность состоит в том, что до сих пор на российском рынке фактически не было готовых инструментов для «сознательных» инвесторов. А самостоятельный поиск подходящих активов на рынке — задача крайне сложная, зачастую практически невыполнимая. И конечно, ваш портфель должен быть не просто ценностно ориентированным, но и эффективным именно с инвестиционной точки зрения.

Еще одна важная составляющая нашего предложения — возможность стать частью сообщества клиентов, заинтересованных в осознанном инвестировании и соответствующем образе жизни. Это как раз тот случай, когда отношения между клиентом и управляющим выходят за рамки финансовой сферы: если мы разделяем одни ценности, то почему бы не начать более широкий диалог?

— Подобная практика на российском рынке неширока, на какой опыт опирались вы при разработке продукта и почему именно сейчас решили его запустить?

Когда, если не сейчас? Мы видим, что делают западные коллеги, анализируем международные исследования. Теперь есть подвижки и в России: проводятся мероприятия, конференции, проблематика осознанных инвестиций обсуждается всерьез. Участники отрасли переходят к реальным действиям, и если нам тоже не начать предпринимать серьезные шаги, то можно в конце концов остаться за бортом: рынок очень быстро меняется.

Вопрос в другом. В нашей стране люди привыкли, что сочетание «деньги + социальная ответственность» — это скорее о благотворительности или прямых инвестициях в отдельные социально значимые проекты. А мы хотим показать, что есть и другой вариант, поэтому опирались в первую очередь на западный опыт. Так и родилось наше самостоятельное предложение.

— Как вы оцениваете востребованность подобных продуктов среди российских клиентов сейчас?

Мы видим, что спрос формируется. Так же, как и мы сами, наши клиенты не ограничены исключительно российским рынком и его реалиями, они следят за происходящим за рубежом и знают о ключевых мировых тенденциях. Поэтому, конечно, мы периодически получали запросы, относящиеся к практике ESG-инвестиций.

В России в целом набирает обороты тренд на осознанное отношение к окружающему миру. Как только появляется действительно простая, не требующая сверхъестественных затрат возможность стать «осознаннее», многие стараются ее использовать.

И на нашем рынке формируется новый сегмент: появляются ESG-индексы, размещаются первые выпуски зеленых облигаций. Мы находимся в начале пути, но уже наблюдаем интерес к подобным продуктам, хоть и осторожный. Как бы то ни было, направление это очень перспективное. Мы хотим быть лидерами и внедрять уже сейчас.

— Вам не кажется, что со временем интерес к вопросам осознанности постепенно будет затухать?

Уверены, дело не просто в модном течении. Задачи, на решение которых направлены принципы осознанного отношения к миру, — глобальные, они касаются всех и каждого. Вполне закономерно, что осознанность переходит из разряда экзотики в область повседневного, становится таким же привычным явлением, как личная гигиена.

В инвестициях у ESG-подходов есть дополнительное преимущество. С одной стороны, есть запрос на них от нового поколения инвесторов, которое совершенно иначе смотрит на свои вложения и хочет с их помощью менять к лучшему мир. С другой – бумаги компаний с хорошими ESG-рейтингами нередко обеспечивают и более высокую отдачу от инвестиций. Такие компании в меньшей степени подвержены риску получить разного рода штрафы (например, из-за нарушения экологических норм), реже сталкиваются с авариями на производстве, забастовками, судебными разбирательствами. Соответственно, учет факторов ESG даже в обычной инвестиционной деятельности, без фокуса на осознанность, помогает добиваться лучших результатов.

— Со спросом в целом понятно, а как обстоят дела с предложением на нашем рынке? Компании в России готовы перестраиваться под новую реальность?

Да, конечно, трансформация бизнеса уже происходит. Но это многоэтапный, небыстрый процесс, поэтому наивно было бы ждать мгновенных результатов.

На Западе оценка ESG-факторов давно не считается чем-то исключительным, это нормальная часть инвестиционного процесса. Поэтому эмитенты ценных бумаг очень заинтересованы в подготовке и представлении соответствующей отчетности, качественной и сильной.

Этот тренд приходит и в Россию. У большинства наших публичных компаний на сайтах есть разделы с информацией о том, что делается в области устойчивого развития и социальной ответственности, какие успехи достигнуты в отчетном периоде. Получается, что инвесторы создают условия, в которых эмитенты вынуждены корректировать свои бизнес-модели и становиться прозрачнее.

— Что этот проект значит для УК «Альфа-Капитал» и планируете ли вы развивать его дальше?

Это наш первый шаг в создании продуктов, основанных на концепции осознанного инвестирования. Мы предлагаем клиентам готовое решение и будем анализировать обратную связь. Мы видим, что клиенты разделяют наши ценности, но зачастую не привыкли думать об инвестировании в таком ключе, и наша задача – предложить клиентам современные, эффективные решения.

Наш проект мы планируем развивать всесторонне, он ведь не ограничивается инвестиционным продуктом. Мы хотим поддерживать отношения с каждым клиентом, проводить тематические мероприятия, знакомить наших клиентов с экспертами.

— Вы провели очень четкую параллель между осознанным инвестированием и благотворительностью. То есть благотворительность — это не ваш вопрос?

Благотворительность — отдельное направление, не связанное напрямую с инвестициями, но это не значит, что оно нам неинтересно. У «Альфа-Капитала» есть широкий опыт реализации благотворительных проектов, наши сотрудники стараются активно вовлекаться в волонтерские инициативы. В нашем восприятии, для современной компании филантропия — обязательная часть жизни.

— Сейчас компания делает что-либо в этом направлении? И есть ли у клиентов возможность поучаствовать?

Мы сотрудничаем с организацией «Наш фонд», развивающей национальные парки и реализующей другие социальные проекты в России. Нам очень интересна ее работа, в частности по восстановлению леса на Алтае. Собственно, это первый проект, в котором мы решили поучаствовать вместе с фондом. Совместно мы работаем также

в других направлениях и можем рассказывать заинтересованным клиентам о доступных благотворительных и волонтерских инициативах. Впереди уникальные возможности. И нас ждет много интересного.

_____________________

Подписывайтесь на канал Alfa Wealth в телеграме, если хотите знать, как портфельные управляющие зарабатывают прибыль для инвесторов.

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты