Кто куда: на «вечорку» или «вечеруху»?

Фрагмент плаката «Кто куда, а я в Сберкассу!». 1920-е. Источник: https://www.cvzperm.ru/кто-куда-а-я-в-сберкассу/
Фрагмент плаката «Кто куда, а я в Сберкассу!». 1920-е. Источник: https://www.cvzperm.ru/кто-куда-а-я-в-сберкассу/

1920-е годы. Володарский район Ленинграда. Как молодёжь проводила свои выходные и праздничные дни? Существовало 2 способа: можно было отправиться на «вечорку», а можно — на «вечеруху».

Итак. На «вечерухи», т. е. субботние «танцульки с танцами и поцелуями» шла «вся местная "шпана". Часто устраивались драки, где, кроме кулаков, иногда пускались в ход и ножи» (1).

На «вечорки» ходили пить чай из самовара и читать стихи: «Мы вот собирались по праздникам на квартире у одного из знакомых парней. Собирались, чтобы пьянствовать, гулять во-всю. Надоело так время проводить, решили по-новому организовать вечорку. Мы показали пример первой литературной вечорки в Володарском районе. Каждый из пришедших на вечорку принес с собой гитару, мандолину, книжечку юмористических рассказов, стихов… Нас было 25 человек и никто из нас не скучал» (2).

Видимо, рабочая молодёжь столетие назад делала выбор в пользу «вечерух», что способствовало росту хулиганства в районе. К слову, репутация Володарского района в те годы была соответствующей — «наиболее подверженный пьянству и пьянкам» (3).

Сознательные граждане пытались бороться с таким поведением, в том числе писали в редакции городских газет жалобы о запрете таких «вечерух». Правда, выпить за Невской заставой любили всегда, поэтому битва с тягой к зелёному змию велась здесь разными способами.

Примеры борьбы с пьянством за Невской заставой на рубеже XIX–XX вв.:

Работа «Невского общества устройства народных развлечений», главная цель которого состояла в том, чтобы «содействовать доставлению местному рабочему населению нравственных, трезвых и дешевых развлечений» (4).

Пример развлечений найдёте в нашей статье «В город пришёл праздник. Что будем делать?» https://vk.com/@nevzastava-v-gorod-prishel-prazdnik-chto-budem-delat

Движение народных трезвенников, созданное одним из самых известных проповедников Петербурга рубежа XIX–XX вв. — Иваном Чуриковым. В его доме за Невской заставой располагался центральный совет христиан-трезвенников. В основе учения Чурикова лежала идея о духовном спасении путём отказа от алкогольных напитков и курения.

Подробнее об Иване Чурикове можно прочитать в нашей статье «Где жил братец Иванушка?» https://telegra.ph/Gde-zhil-bratec-Ivanushka-12-15

Открытие за Невской заставой экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма при Психоневрологическим институте В. М. Бехтерева.

Подробнее о деятельности Психоневрологического института читайте в нашей статье «Нервный век» https://vk.com/@nevzastava-nervnyi-vek

⦁ Советы по оказанию первой помощи при сильнейшем опьянении печатались даже в карманном справочнике для полицейских (1897 год):

Примечание: клистир (устар. слово) — клизма
Примечание: клистир (устар. слово) — клизма

После революции 1917 года борьба с алкоголизмом среди рабочего населения Невской заставы приобрела новый масштаб.

Во-первых, масштаб численный: в течение 1920-х годов в районе наблюдался постоянный рост жителей.

Отчёт избирателям о работе Володарского районного совета XII-го созыва. 1930
Отчёт избирателям о работе Володарского районного совета XII-го созыва. 1930

Отчёт избирателям о работе Володарского районного совета XII-го созыва. 1930
Отчёт избирателям о работе Володарского районного совета XII-го созыва. 1930

«Массовое потребление спиртных напитков, выросшее за последние два года в Ленинграде до значительных размеров (в Ленингр. на 1927 г. на 1.627.000 жителей выпито одной только 40-градусной — 1.860.000 ведер), тяжело отражается на жизни населения» (5).

Антиалкогольный плакат для детей. 1929. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиалкогольные_кампании_в_СССР
Антиалкогольный плакат для детей. 1929. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиалкогольные_кампании_в_СССР

Во-вторых, началась масштабная государственная компания за новый быт, гигиену тела и борьбу с алкоголизмом. Для взрослых и детей выпускались плакаты, брошюры, газеты, журналы с полезными советами и правилами. Ведь «новоиспечённые горожане» зачастую не знали основных правил гигиены, да и порой пили по-чёрному.

«На вопрос о том, в какой книге больше всего нуждается (рабочая) казарма, работницы заявили: Дайте нам книжек против алкоголя, да таких, чтобы мужики прочитали и пить бросили» (6).

Рекламный плакат 1-й Всероссийской книжной лотереи «Книга вместо водки». 1929. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиалкогольные_кампании_в_СССР
Рекламный плакат 1-й Всероссийской книжной лотереи «Книга вместо водки». 1929. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиалкогольные_кампании_в_СССР

В-третьих, во второй половине 1920-х годов в Володарском районе стали открываться дома культуры, предлагающие альтернативные варианты проведения пьяного досуга: творческие кружки, работающая библиотека, антиалкогольные лекции, выставки, спектакли и концерты.

Только этого всего было недостаточно: «В 1927 году борьбу с алкоголизмом вел санпросвет, а в 1928 году работу по борьбе с алкоголизмом вели районные наркологи (1 нарколог в каждом из шести районов)» (7). Кроме того, в каждом районе Ленинграда были созданы «Общества борьбы с алкоголизмом», по результатам деятельности которых ежегодно проводились конференции.

Заседание делегатов III районной конференции районного совета ленинградского общества по борьбе с алкоголизмом Володарского района в Володарском доме культуры (совр. ДК им. Крупской). 1930. Источник: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/dr3578
Заседание делегатов III районной конференции районного совета ленинградского общества по борьбе с алкоголизмом Володарского района в Володарском доме культуры (совр. ДК им. Крупской). 1930. Источник: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/dr3578

Теперь, когда все взгляды присутствующих на этой фотографии обращены на вас в надежде, что вы примите здоровое решение — выбирайте: куда отправитесь в свой выходной день?

Д. Буланов. 1928. Источник: https://rg.profkiosk.ru/504961
Д. Буланов. 1928. Источник: https://rg.profkiosk.ru/504961

P.S. Несколько слов о плакате «Кто куда, а я в Сберкассу!», фрагмент которого использован в оформлении статьи. Это популярный плакат 1920-х годов, cуществовавший во множестве вариантов; рекламный лозунг часто приписывают В. Маяковскому.

Список литературы:

⦁ Газета «Красная газета» № 48 (2092). 1925

⦁ Галин Б. «Организуем свой досуг». М., 1927

⦁ Газета «Культура и быт». № 1. 1928

⦁ Сабурова Н.П. ⦁ «Благотворительность в сфере просвещения и нравственности (Петербург на рубеже XIX–⦁ XX веков)»

⦁ Газета «Культура и быт». № 1. 1928

⦁ Ермилов В. «Быт рабочей казармы». М., 1930

⦁ Газета «Культура и быт». № 1. 1928

_______

Наталья Клапунова,

научный сотрудник музея "Невская застава"