Про прорабов и людей...

19 June 2019
Прораб Анатолий Скибин (великолепный Николай Лавров), т/спектакль "Линия",1984г.
Прораб Анатолий Скибин (великолепный Николай Лавров), т/спектакль "Линия",1984г.

Пересмотрел в который раз замечательный телеспектакль 1984 "Линия".

А ведь занимательный персонаж, почти в любой советской производственной драме: прораб, диспетчер. Он наверно самый главный механизм, приводящий в движение огромное количество разношерстного персонала. Это он отвечает за слаженность и синхронность работ. Это он постоянно находится под прицелом огромного количества начальников. Это к нему бегут с претензиями возмущённые массы. Короче говоря, работа под тяжёлым прессингом и непрерывным стрессом.

Каков же портрет этого человека на взгляд дилетанта?

В профессиональном плане невероятно компетентный в своём деле. Психологически очень устойчив к тяжелому вербальному общению, в том числе давлению как сверху так и снизу. Человек, реагирующий весьма остро на несправедливость в коллективе. Человек, который без остатка отдаёт всего себя производству, живёт работой, дышит работой, как правило в ущерб семьи и личной жизни. Он не может стать настоящим отцом, мужем (женой) семьянином по причине беззаветной преданности работе. Это его (лоха) хитро и грамотно использует в своих целях начальство. И выжимает его на работе до предела, зная что для себя он просить будет только в крайнем случае. Эта беспомощность "для себя" приводит к конфликтам в семье, её отсутствия. Он считает, что "для себя" чем то недостойным или даже почти аморальным. Руководство знает его истинную цену и, конечно, вряд ли просто так отпустит на сторону столь ценного работника. Будет держать на голодном пайке до последнего.

Таков в моем понимании портрет коллективного прораба или диспетчера. Прораб Скибин т/с "Линия" режиссёр А. Кривонос; фильм В.Мельникова "Ксения,любимая жена Фёдора" (прораб Сидоров); картина В.Трегубовича "Магистраль" (диспетчер Бойчук); Леня Шиндин из "Мы, нижеподписавшиеся" Т.Лиозновой; вспомнилась картина П.Чухрая "Зина-Зинуля" (диспетчер Зина Коптяева); можно сюда добавить и "Премию" С.Микаэляна как в экранизации, так и телеспектакль О.Ефремова "Заседание парткома" (хотя роль диспетчера Фроловского не раскрыта в данном контексте). Читатель бесспорно назовет ещё много примеров.

Вскоре после съёмок "Линии" появляется новая эпоха в стране, перечеркнувшая многое. На свалку истории были выброшены и кинематографические "зинули". Людям срочно требовались новые герои. Об этом повествует уже абсолютно другой кинематограф.

В современном кино места прорабов и диспетчеров СМУ прочно заняли бизнесмены, домохозяйки, полицейские, спецслужбисты, чиновники, в лучшем случае, реаниматологи-хирурги, которые помимо горения на работе или службе, все таки следят за высоким уровнем потребления и комфортом своей жизни.