Повышение пенсионного возраста многодетных отцов есть нарушение Конституции РФ

Здравствуйте, уважаемые читатели канала!

В Конституции Российской Федерации слово "нравственность" употребляется всего один раз в связи с конституционным регулированием ограничения прав и свобод человека и гражданина. Повышение пенсионного возраста для многодетных отцов может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень допустимых оснований законодательного ограничения прав и свобод: они могут быть ограничены федеральным законом, однако только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иными словами, законодательное ограничение прав и свобод допускается только, если не нарушаются ни основы конституционного строя, ни нравственность и здоровье, ни права и законные интересы других лиц, ни обороноспособность и безопасность государства.

Возникает вопрос:

Учтена ли нравственная составляющая при повешении пенсионного возраста для многодетных отцов в соответствии с ч. 3 статьи 55 Конституции РФ?

На это вопрос можно ответить, предварительно осветив само понятие нравственности.

Юристы по образованию, изучавшие историю права знают как право коррелируется с такой категорией нравственности, как справедливость.

Сильное государство это, прежде всего правовое государство. Такое юридическое понятие как право призвано быть выразителем справедливости, а юстиция (лат. justitia) в переводе с латинского означает справедливость. Символом правосудия, который возник еще во времена древней Греции, - была женщина с повязкой на глазах с весами и мечом в руках.

Источник изображения: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e49b16d9f19c9e7b5ebe5da4b1060906-l&n=13
Источник изображения: https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e49b16d9f19c9e7b5ebe5da4b1060906-l&n=13

И в основе истинного правосудия лежит принцип справедливости и объективности. Справедливость - это воздаяние каждому по его заслугам, а несправедливость - произвол, нарушающий права человека. Справедливость - категория не только морального сознания, но также правового, экономического и политического. Не случайно великие античные философы (Платон и Аристотель) выделяли эту категорию в качестве основной для оценки состояния всего общества. Тем не менее, в той степени, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, то есть о том, согласны ли люди жить в обществе, проводящем данную политику, или же отвергают его как несправедливое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей.

Понятие справедливости отражает не только отношения людей между собой, но и по отношению к некоторому целому. Справедливость - системное качество, содействующее общему благу.

У Платона справедливость - это качество всего государства, в отличие от других добродетелей (мужество, умеренность, мудрость), которые характеризуют отдельные социальные группы.

Аристотель говорил, что справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Поэтому справедливость - это особая, "совершенная добродетель".

Правосудность (справедливость) - величайшая из добродетелей, "и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды" (Аристотель).

Многие философы, начиная с Платона и Аристотеля, рассматривали справедливость как главную социальную добродетель. Справедливость, как пишет современный философ Д. Ролз, - первая добродетель общественных институтов.

Справедливость предполагает некоторый уровень согласия между членами общества относительно принципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться, но конкретное понимание справедливости зависит от того, какие правила и привычки установились в данном обществе.

То есть право и нравственность имеют общее основание - они возникают в процессе сознательной деятельности людей, взаимодействующих в социальном поле, развиваются под воздействием одних и тех социальных, экономических, государственно политических факторов, определяются материальными и духовными условиями существования людей. Именно право под влиянием нравственного фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как государственного регулятора общественных отношений. Такое государство становится правовым и имеет стабильную основу для своего развития во всех сферах общества. И наоборот, когда из права выхолащивается нравственная составляющая, государство из правового превращается в полицейский режим. Но на грубой силе государство долго стоять не может, это признак слабости государственной власти, это признак деградации политической системы.

Руководству государства в условиях сложившейся негативной демографической ситуации, когда в стране смертность превышает рождаемость, когда основная масса людей в условиях звериного капитализма и нищеты, не готова заводить много детей, - объективно приходиться идти на непопулярные жесткие меры. Но при этом важно, чтобы эти меры имели нравственное основание и важно донести это до населения страны, чтобы не было потеряно доверие населения, не было почвы для беспорядков.

Теперь переходим к ответу на поставленный вопрос «о нравственной составляющей повешения пенсионного возраста для многодетных отцов».

Разве есть вина у многодетных отцов в демографических проблемах России, разве виноваты многодетные отцы, что в России сейчас нехватка трудоспособного населения, чтобы содержать старшее поколение?

Нет, - не виноваты. Конечно, если мужчина является бездетным (или малодетным), то он, рассуждая по справедливости, виновен в демографической ситуации в России. Ибо такой мужчина посвятил в большей степени свою жизнь себе любимому. А значит вполне справедливо с нравственной точки зрения, если такой мужчина понесет как бы наказание от государства в виде увеличения срока выхода на пенсию. Но на данный момент государство по факту наказало тех, кто не виновен в сложившейся демографической ситуации в нашей стране.

То есть увеличение пенсионного возраста многодетных отцов есть безнравственное деяние. А это и есть нарушение статьи 55, части 3 Конституции Российской Федерации.