«Гуси-Лебеди». Психологический разбор сказки

22 June 2019

В продолжение всеми полюбившейся темы разбора мультфильма, сегодня проведем разбор русской народной сказки Гуси-Лебеди.

Пройдемся по последовательности событий в сказке, по ходу будем анализировать, чему эта сказка учит, что закладывает в подсознание ребенка.

1. Родители уходят из дома, давая наказ старшей дочери оберегать братца.

Девочка ослушалась наказа, как это часто и бывает с детьми. Они делают по своему и считают, что родители запрещают им какие-то вещи из вредности. В это время Гуси - Лебеди уносят братца.

Практически никогда дети не связывают запрет с переживаниями родителей об их безопасности.

2. Начинается путешествие героини - Дорога.

Замечали, что в любой сказке присутствует этот сюжет, когда главному герою предстоит отправиться в путь?

Дорога в Сказкотерапии символизирует стремление к постоянному движению, развитию, самосовершенствованию.

И даже если мы взрослые, читая ребенку сказку, этого не знаем и не осознаем, сказка все равно делает свою работу. Дорога – это всегда движение, т.е. сказка, учит наших детей:

  • быть легкими на подъем
  • начинать действовать, не задумываясь, а просто зная свою цель
  • действовать в любой ситуации, а не лежать и плакать или чего-то ждать, медлить (сказка «По щучьему веленью» исключение, в ней зашифрованы уроки Мастера жизни, если будет интересно, я напишу ее разбор тоже).

3. Героиня ищет помощь

В любой сказке, вы увидите помощников, к которым герой будет обращаться. Но в сказках четко прослеживается, что помощь должна быть по обмену. Т.е. если ты не хочешь и отказываешься помочь кому-то ( печке, яблоне, речке), как в нашей сказке, то и в ответ на помощь не рассчитывай.

Сказка закладывает стремление оказывать помощь, брать ее с чистым сердцем, открываться ей, обмениваясь с миром. А не просто быть потребителем.

4. Героиня находит братца у Бабы Яги.

Здесь при выборе сказки, обратите внимание, чем занимается братец в этот момент. В исходной версии русской народной сказки «братец сидел на лавочке и играл с молодильными яблочками». И речи о том, что Баба Яга топила баню, что бы его съесть, тоже нет! В разных, особенно современных переводах, уже вы не встретите упоминания о яблочках, зато как раз прочтете про баню.

И здесь нам важно понимать самим взрослым, что мальчик не боялся Бабу Ягу и в сказке не сказано, что она его обижала как-то, это первое. А второй момент, почему вообще Баба Яга позволила ребенку играть с молодильными яблоками? Ведь как мы знаем молодильные яблочки – это символ молодости и бессмертия и для Бабы Яги, они важны и очень ценны.

Может Бабе Яге было скучно одной и она хотела себе просто внучка?! Задайте этот вопрос своему ребенку, после прочтения, ответ может вас удивить, а так же продемонстрировать уже имеющиеся у ребенка проекции и установки.

И еще важный момент! В сказке в принципе нет намека на страх ни у одного из героев!

5. Теперь нужно забрать братца и вернутся домой до возвращения родителей.

Это самое сложный этап, т.к. Гуси - Лебеди летят в погоню.
И здесь у героини нашлись помощники, т.к. Дорога уже преподала свой урок, героиня теперь знает законы и применяет их. Она действовала быстро.

Важная установка не бояться просить помощи актуальна для наших дней, т.к. в наше время быть сильным и все тянуть на себе, не доверять другим, доверять только себе и другие подобные установки, истощают морально и физически людей, а ведь порой просто стоит попросить помощи у близких.

Обсуждение сказки с ребенком.

Сказка принесет больше пользы, если после прочтения вы ее обсудите с ребенком. Поговорите о чем вообще эта сказка, чему учит нас, о смелости девочки, о том кто такая Баба Яга и почему братец ее не боялся?

Давайте обсудим в комментариях: если перенести сказку в наше время, то с кем бы вы ассоциировали Бабу Ягу? И вообще как бы вы интерпретировали эту сказку?