Группа «Високосное Лето». Продавцы в Лавке Чудес

27 August 2019

Пришло время поговорить и о советском арт-роке. Может это кого-то и удивит, но он существовал и был достаточно востребован и популярен.

Одним из ярких представителей этого направления в музыке была группа «Високосное Лето». Она была создана из музыкантов московских рок-групп «Садко» и «Аэропорт». Группа «Садко» в 1971 году состояла из Криса (Анатолия) Кельми - клавиши, Игоря Окуджавы - гитара, Александра Ситковецкого - гитара, Сергея Шевелева - барабаны. Александр Ситковецкий и Крис Кельми играли вместе также в группе «Аэропорт».

В 1972 году была образована группа «Високосное Лето», в первый состав которого входили: Александр Ситковецкий -гитара, вокал; Крис Кельми - бас, вокал; Юрий Титов - ударные. Позже к группе присоединился вокалист Андрей Давидян.

Первоначально репертуар состоял из классических вещей мирового рока - конечно пели песни «The Beatles» и «The Rolling Stones», а также исполняли более тяжёлые вещи из репертуара «Grand Funk Railroad», «Led Zeppelin» под которые подходил мощный голос Андрея Давидяна.

Андрей Давидян (из личного архива Александра Ситковецкого)
Андрей Давидян (из личного архива Александра Ситковецкого)

Первое выступление группы состоялось в 1973 году в школе №5 города Москвы на Кутузовском проспекте.

Вскоре в этом же году в группе произошли кардинальные изменения состава. Барабанщика Юрия Титова забрали в армию и вместо него приходит Анатолий Абрамов, и отмечается первый приход в группу басиста Александра Кутикова. А Крис Кельми, как выпускник музыкальной школы по классу фортепиано, садиться за клавишные. Совместными усилиями покупается электроорган Welt Meister. Уходит также Андрей Давидян, и вокальные партии теперь исполняют Кельми, Ситковецкий (Сит) и Кутиков. Песни исполнялись уже собственного сочинения, но они по прежнему были на английском языке. И в это время Кутиков знакомит группу с поэтессой Маргаритой Пушкиной, с которой уже давно сотрудничал. Её тексты очень сложны, очень навеяны отсылками и аллюзиями к поэзии Джима Моррисона, к психоделик поэзии 60-70 годов в целом. Названия произведений говорили сами за себя: «Свиньи Рвутся В Бой», «Ослепший Художник», «Колдун Крадёт Стеклянных Лебедей». Впрочем для неё это был первый такой большой опыт написания текстов песен, и весьма удачный.

На концертах музыкантов уже происходят целые шоу. В 1975 году группа провела своё первое концептуальное выступление с декорациями, костюмами, стробоскопом, сцена заволакивалась дымом. Выступления делилось на три части:

арт-роковая песенная программа (40 минут),

опера «Прометей Прикованный» (45 минут),

рок-н-роллы (30 минут).

Видео с сайта www.youtube.com, канал Sergey Belov

Особый восторг у зрителей вызывало появление во время выступления Криса Кельми в темном обтягивающем костюме на который флюоресцентной краской был нанесен трафарет скелета.

Сатанинские пляски (Из личного архива Александра Ситковецкого)
Сатанинские пляски (Из личного архива Александра Ситковецкого)

В этот период проходили краткосрочные изменения состава - Кутиков вернулся в «Машину Времени» и на его место пришел Павел Осипов. Также приходит вокалист Михаил Файбушевич.

Михаил Файбушевич
Михаил Файбушевич (Из личного архива Михаила Файбушевича)

В том же 1975 году вновь смена состава - Анатолий Абрамов уходит в «Аракс» и ему на замену приходит Валерий Ефремов, также возвращается «машинист» Кутиков. Принято считать, что таким образом сформировался «золотой» состав группы «Високосное лето».

А.Ситковецкий, В.Ефремов, А.Кутиков, К.Кельми
А.Ситковецкий, В.Ефремов, А.Кутиков, К.Кельми

А вершиной творчества признаётся выступление «Високосного Лета» в 1977 году на Таллинском фестивале самодеятельных групп, где они опять удивили своим шоу, необычными световыми эффектами, интересными текстами. Это же сыграло с ними недобрую шутку. Во время выступления опять устроил свои «сатанинские пляски» Крис Кельми, в результате чего зал завелся, зрители стали выбегать на сцену Дворца спорта «Калев», где проходил фестиваль, начали бить стекла. И оргкомитет запретил группе выступать на втором дне фестиваля.

В 1977 году в группу также приходит вокалист Владимир Варган, который запомнился исполнением баллады «Мир Деревьев».

Владимир Варган
Владимир Варган (из буклета к компакт диску "Лавка Чудес")

Годы 1977-1979 отмечены обширной гастрольной деятельностью - Москва, Ленинград, Архангельск, Рига. По ходу гастролей выступает в 1978 году на фестивале самодеятельных групп в Черноголовке, где также участвует «Машина Времени».

В том же 1978 году в студии ГИТИСа сделаны записи песен для программы «Лавка Чудес», которые официальны были изданы на CD только в 1995 году при большом участии Криса Кельми.

Видео с сайта www.youtube.com, канал neckapb

А внутри группы уже назревали разногласия и противоречия по дальнейшему творчеству. У Криса Кельми намечается тяготение к более простым вещам («Мона Лиза»), года как Ситковецкий напротив желал дальше экспериментировать в арт-роковом направлении. Весной 1979, после записи  концертного магнито-альбома, музыканты обнаруживают, что нового материала нет. Взяв Петра Подгородецкого на вторые клавиши, группа подолгу упорно  репетирует, пытаясь нащупать новое дыхание. Александр Ситковецкий вспоминает: "Тогда, кстати, был сделан  костяк «Блюза Каприза» с Петей на рояле. Однако, выхлопа, реальных песен, а главное - знакомого возбуждения от новой музыки, не было. Зато было много  хорошо оплачиваемой работы, что, как известно, часто мешает сосредоточиться  на творчестве." .

Музыканты, не видя перспектив, срочно собираются на своей репетиционной базе в речевой студии ГИТИСа на непростой разговор, где и принимают для всех тяжелое решение - расстаться.

Группа оставила после себя не очень объемное, но великолепное наследие в виде очень качественно записанных альбомов: 1978 — «Прометей прикованный», 1978 — «Високосное Лето», 1979 — «Концерт». И уже упомянутый выше CD «Лавка Чудес». Они актуальны и по сей день, нет ощущения архаики, великолепная игра музыкантов, очень интересные, небанальные тексты - всё это делает группу «Високосное Лето» одним из столпов русского, советского арт-рока.

«Високосное Лето»
«Високосное Лето»

После раскола Крис Кельми создает группу «Рок-ателье», Александр Ситковецкий — «Автограф». Кутиков и Ефремов перешли в «Машину времени». Абрамов в дальнейшем сотрудничал с такими группами, как «Цветы», «Рок-Ателье», «Белый орёл», «Чёрный Кофе».

О поэтессе Маргарите Пушкиной, о её работе с хард-н-хэви группами можно почитать ЗДЕСЬ.

Любая дополнительная информация с уточненными датами приветствуется. Очень рассчитываем на отзывы участников посетивших лично концерты, фестивали, клубные выступления группы «Високосное Лето». Любая, даже на первый взгляд, незначительная информация, детали будут бесценны. Спасибо!