АВИАКАТАСТРОФА НА ТЕНЕРИФЕ

15 August 2019

Самая большая по количеству погибших авиакатастроф случилась 42 года назад. Цепочки неблагоприятных событий и неверно принятых решений привели к трагическому событию и, как результату, огромному количеству жертв.

Дата и место происшествия: 27 марта 1977 год, аэропорт Тенерифе (Испания)

Число погибших: 583 пассажира

Число выживших: 61 пассажир

Участники происшествия: Boeing 747-206B авиакомпании KLM

и

Boeing 747-121 авиакомпании PAN American

Пилоты боингов. Все пилоты самолетов были опытными с большим стажем налета.

PAN American Виктор Граббс. Налетал около 21 тысячу часов.

KLM Якоб Ван Зантен. Налетал около 12 тысяч часов.

С чего все началось. Оба боинга направлялись в аэропорт Лас-Пальмас острова Гран-Канария. Но в тот день в цветочном магазине аэропорта раздался мощный взрыв и следователями было принято решение закрыть аэропорт до выяснения причин происшествия и обезвреживания возможных заминированных бомб.

Все прилетающие самолеты были перенаправлены в небольшой аэропорт острова Тенерифе, который расположен на плоскогорье высоко над уровнем моря. Ввиду этого низкие воздушные массы могли часто окутывать взлетное поле, создавая сильный туман на единственной взлетно-посадочной полосе.

Когда аэропорт Лас-Пальмас острова Гран-Канария открыли, аэропорт Тенерифе уже использовал по максимуму свои резервы весьма ограниченного пространства: самолеты стояли плотно друг к другу.

Выруливание на неправильные полосы. Когда самолет KLM начал выруливать на взлетно-посадочную полосу на территорию аэропорта опустился густой туман, что ограничивало видимость до 300 метров. В это время борту PAN America было разрешено также готовится к взлету, но из-за плохой видимости (уменьшилась до 100 метров) пилотам не было видно нумерацию рулежных дорожек. Огни, отмечающие границы дорожек, не работали. В итоге, самолет PAN America занял неверную позицию.

Проблемы с коммуникацией. Испанские диспетчеры говорили с сильным акцентом, поэтому пилоты KLM и PAN American часто переспрашивали указания. Командир самолета KLM, Якоб Ван Зантен, принял сообщение диспетчера (выруливать на полосу) как разрешение к вылету, что таковым не являлось. Поэтому в момент разгона KLM другой самолет, PAN American, еще не успел уйти с неправильно занятой полосы. Но было уже поздно, через несколько секунд самолеты столкнулись.

Результаты. Ответственность за происшествие взяла на себя авиакомпания KLM, выплатив компенсации пострадавшим и семьям жертв.

Памятник жертвам катастрофы. Их воздвигнуто три: в Амстердаме (самолет KLM летел из Амстердама), в Калифорнии (самолет PAN America летел из Лос-Анжелеса) и на Тенерифе сделали общий мемориал.

Мемориал на Тенерифе
Мемориал на Тенерифе