Дети в спорте: успех по призванию или по принуждению?

Недавно собирались большой компанией родственников, и зашёл разговор о том, что-де «молодежь сейчас не заставить заниматься спортом», «у нас оба внука за свои 9 лет жизни сменили с десяток секций и все без толку», «им только планшеты да телефоны подавай». Речь шла даже не о каких-то высоких достижениях (хотя понятно, что, если бы они были, это было бы дополнительным поводом для гордости), а скорее о том, как выработать в ребёнке мотивацию для занятий спортом ВООБЩЕ, то есть - чтобы он занимался им не из-под палки и не по принципу «вот сходишь на тренировку, тогда дам планшет». 

Алина Загитова - много раз бросала фигурное катание, в юниорах не блистала. Но стала-таки олимпийской чемпионкой. Характер или грамотный «менеджмент» со стороны родителей?
Алина Загитова - много раз бросала фигурное катание, в юниорах не блистала. Но стала-таки олимпийской чемпионкой. Характер или грамотный «менеджмент» со стороны родителей?

У нас с мужем пока детей нет, но есть несколько показательных примеров из жизни.

Пример 1. Я сама. 

В детстве в 4-летнем возрасте меня отобрали в группу для занятий художественной гимнастикой. Я туда ходила без особого удовольствия, но не потому, что мне было лень/не хотелось/отвлекал планшет (которых, кстати, тогда и в помине не было), просто не повезло с тренером - она была какой-то странной женщиной, постоянно кричала на нас и не гнушалась рукоприкладством. Из гимнастики меня вскоре забрали и перевели в секцию настольного тенниса. Там было получше, но тренера интересовали только определённые «любимчики», в число которых я не входила. Естественно, интерес к занятиям вскоре пропал; на тренировки я ходила из-под палки и отрабатывала там 2ч по принципу «не бей лежачего» - безбожно халтурила и отлынивала от любых заданий. Казалось бы, зачем было ходить туда, где не нравится? Вопрос логичный, но меня заставлял (нет, не так. ЗАСТАВЛЯЛ мой папа, он бил меня ремнём и орал, брызжа слюной, что я должна заниматься 🏓). 

ИТОГ: К настольному теннису у меня сейчас не то чтобы ненависть, скорее, более чем прохладное отношение. Мой потолок - это 1 взрослый разряд, который я выполнила и более к столу не подходила. 

Фёдор Емельяненко в детстве ничем не выделялся на фоне своих сверстников, и добился успехов, по словам его тренера,  благодаря собственному упорству и тяжелейшей работе на протяжении многих лет. Характер? Или вовремя данная кем-то мотивация?
Фёдор Емельяненко в детстве ничем не выделялся на фоне своих сверстников, и добился успехов, по словам его тренера, благодаря собственному упорству и тяжелейшей работе на протяжении многих лет. Характер? Или вовремя данная кем-то мотивация?

Пример 2. Мой муж. 

У моего мужа ситуация с точностью до наоборот: он в свое время попал в секцию настольного тенниса случайно. Его в 8-летнем возрасте привели туда родители, чтобы поправить здоровье (слишком часто болел). В итоге он настолько увлёкся этой игрой, что оставался на 2 и 3 тренировки подряд, всё лето проводил на сборах. На сегодняшний день он выполнил мастера спорта и работает тренером. 

ИТОГ: не всегда для успеха в спорте нужно включать стратегию «кнута», нужен «пряник» в виде интереса маленького человека к тому, чем он занимается. 

Пример 3. Моя одноклассница, назовём её Алёной. 

...Алёна с детства стояла первой на физкультуре из-за высокого роста. Неудивительно, что её заметили и привели «под белы рученьки» в секцию волейбола. Все школьные годы она провела в каких-то разъездах, сборах и тп; занимала и призовые места, и выигрывала какие-то денежные призы. Казалось бы, вот оно, счастье! Но нет - оказывается, занятия волейболом больше были по душе ее маме. На сегодняшний день девушка полностью ушла из спорта, выкинула форму, напульсники, наколенники и пр., и стала... психологом. 

ИТОГ: Снова видим, как чужие «хотелки», воплощаемые в ребёнке, не приводят ни к чему хорошему. 

Описав эти 3 примера, мне захотелось подвести какую-то логическую черту и написать что-то вроде «как видим, исключительно добровольные занятия приводят к успеху, а все, что делается по принуждению - зло». Но я не могу этого сделать. Почему?

Никколо Паганини запирали в кладовке до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. И пусть он не спортсмен, но его пример также показателен: родительские амбиции вырастили-таки из ребёнка гения
Никколо Паганини запирали в кладовке до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. И пусть он не спортсмен, но его пример также показателен: родительские амбиции вырастили-таки из ребёнка гения

- Не всегда родителям очевидно, чем хочет заниматься их ребёнок. Может быть, это вообще не спорт, а, скажем музыка/кино/блогерство/живопись? И речь тут не идёт о каких-то невнимательных/халатных родителях - мои вроде бы вполне хорошие, но тем не менее не разглядели во мне какого-то таланта (который наверняка есть, просто нужно поискать😀 );

- ... продолжая мысль - если у родителей есть выбор, сидеть ребёнку добровольно в планшете или по принуждению посещать спортивную секцию - думаю, ни у кого не будет сомнений, что 2й вариант лучше. И пусть на выходе не будет какого-то высокого результата в плане первых мест и пьедесталов, но ребёнок по крайней мере не посадит зрение, получит оптимальную физическую нагрузку, пообщается с друзьями и так далее;

- дети все равно обвинят родителей. «Это ТЫ виноват, ты меня заставлял, всю жизнь мне испортил»//«Это ТЫ виноват, почему не настоял, чтобы я продолжал(-а) заниматься?!». Оба варианта в равной степени возможны.

А как вы думаете, что лучше - принуждать детей к спорту во имя будущего блага, или отпустить их «на вольные хлеба», чтобы они сами планировали своё свободное от учебы время?

🔥 Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал!