Optimization 2020: основные инсайты о поиске

25 November 2020

На конференции Optimization 2020 встретились независимые оптимизаторы и сотрудники поисковых систем, представив доклады о том, как сайтам выживать в условиях жесткой поисковой конкуренции как с другими сайтами, так и с самими поисковиками.

Про качество сайта и бизнеса

Елена Першина, менеджер проектов Яндекса, в начале своего доклада указывает, что если ранее поисковая система оценивала качество сайта, то сейчас — качество бизнеса, стоящего за интерфейсом. И это отражается в результатах. Если за сайтом не стоит надежный бизнес, выйти в топ ему будет крайне сложно.

Для измерения качества бизнеса Яндекс запустил несколько инструментов. Так, в Справочнике появились метрики взаимодействия бизнеса с компанией. Инструмент отображает маршруты пользователей к покупке, звонки, источники переходов. Данные показывают, какие каналы для компании наиболее перспективны.

Также в Справочнике появился бета-инструмент — индекс лояльности клиентов. Пока работает только для направления “Кафе и рестораны”. Его задача — отслеживать моменты неудовлетворенности клиента, которые невозможно отследить самостоятельно вручную. Пример ситуации, которые отслеживает инструмент: клиент один раз нашел компанию, позвонил и больше не возвращался.

В Маркете также применяется свой индекс качества, который влияет на видимость магазина для пользователей в маркетплейсе.

В Вебмастере появился раздел “Качество сайта”, в котором можно отслеживать не только свой проект, но и конкурентов.

Яндекс запустил отзывы о сайте в поисковой выдаче. Команда Яндекса искренне верит, что отзывы отображают объективное мнение пользователей о проекте.

Яндекс четко придерживается тенденции ранжирования сайтов по качеству бизнеса, стоящим за интерфейсом. Все большее влияние оказывает UGC (пользовательский контент), в частности отзывы и рейтинги, которые показывают, какая компания в действительности стоит за тем или иным сайтом. Таким образом поисковая система пытается исключить возможность накрутки любых факторов, влияющих на ранжирование.

Про накрутку поведенческих факторов

Михаил Сливинский, руководитель службы по работе с вебмастерами в Яндексе, ответил на вопросы вебмастеров и оптимизаторов о возможной накрутке поведенческих факторов и их влиянии на ранжирование сайта.

Представитель поиска утверждает, что основная задача антифрода — не учитывать фродовые клики. То, что некоторые вебмастера получают уведомления, не значит, что борьба с накруткой проходит исключительно в формате предупреждений. Основа — это неучет накрученных действий. По словам эксперта, Яндекс использует специальный прибор — детектор накруток, который помогает определять такие сайты и убирать их из топа.

Оптимизаторы — участники круглого стола утверждают, что инструмент Яндекса все же несколько неэффективен, так как он определяет факт накрутки и убирает одних накрутчиков, и в топ сразу выходят другие. По наблюдениям seo-специалистов в некоторых тематиках за год топ Яндекса поменялся на 70%, при этом количество накрутчиков не изменилось. В среднем жизнь полностью накрученного сайта в топе длится от нескольких недель до нескольких месяцев, после чего сайт вылетает из топа.

Сливинский не отрицает присутствие накрутки, но указывает, что ее эффективность переоценена. Резкий скачок популярности накрутки обусловлен тем, что методы стали обсуждаться публично.

Про агрегаторы

Оптимизаторы отмечают, что в некоторых тематиках до 90% топа Яндекса представлено агрегаторами. Часто агрегаторы мало релевантны запросу пользователя, так как товар может отсутствовать, либо может не быть доставки в нужный регион. Пользы от такого агрегатора в топе для человека немного.

Сливинский объяснил основополагающий принцип, на котором построена Яндекс-система. Он сравнивает онлайн с типовой оффлайн ситуацией. Человеку удобнее купить все необходимые товары в одном месте, чем ходить по разным магазинам, чтобы купить все по отдельности.

Второй проблемой Сливинский называет отсутствие у мелких магазинов УТП (уникального торгового предложения) и конкурентных отличий. Для покупателя и для Яндекса такой магазин ничем не отличается от сотен других. Поэтому у поисковика нет никаких оснований продвигать такой магазин в топ. Если магазины похожи и нет никакой разницы в ценности предложения или выбора, то не важно, куда направлять пользователя.

На возражение оптимизаторов, что Яндекс не хочет замечать проблему, Сливинский ответил, что поиск сбалансирован.

Единственной рекомендацией, которую дают представители Яндекса малому бизнесу, становится добавочная ценность. Если бизнес может дать покупателю нечто большее, чем супермаркет (агрегатор), тогда у него есть шанс получить своего пользователя.

Про сервисы Яндекса в топе

На вопрос оптимизаторов, сколько будет продолжаться загрузка топа сервисами Яндекса, Сливинский отвечает, что по данным Яндекса, сервисы очень удобны, это большая добавочная ценность. Их исключение из выдачи сильно навредит пользователям.

Монополизация выдачи сервисами Яндекса сильно бьет по имиджу поисковика. Ведь в среде оптимизаторов давно сложилось мнение, что Яндекс пытается отжать больше денег у бизнеса.

Яндекс же получает позитивный фидбек пользователей.

Все дело в том, что пользователю абсолютно не важно, откуда он получит релевантный ответ: с сайта или из сервиса Яндекса. Для поисковой системы важна удовлетворенность пользователя, а для оптимизатора и его сайта — привлечение трафика. То есть с точки зрения пользы и максимальной удовлетворенности пользователя — Яндекс сбалансирован, но для оптимизаторов — практически исключена возможность попасть в топ. Практически единственным способом занять позиции в топе остается развитие своих каналов в сервисах Яндекса, которые регулярно отображаются в топе по тематике. Мы недавно рассказывали про Яндекс.Кью.

Заключение

Яндекс открыто говорит, что бизнес становится основным фактором ранжирования. Максимально исключаются технические факторы ранжирования, курс смещается в сторону UGC, пользовательских действий, активно работает антифрод, чтобы фильтровать накрученные факторы от реальных.

Не изменится ситуация и с агрегаторами и сервисами Яндекса в топе, что заставит оптимизаторов и вебмастеров в скором времени изменить вектор развития и начать продвижение в агрегаторах и сервисах Яндекса, чтобы получить место в топе.