Чем удивляли Османские евреи?

9 November 2019

Первый народ, о котором вспоминаешь, когда думаешь об османской империи-это турки с их гаремами, сладостями и янычарами:) Между тем, важную роль в становлении и развитии государства сыграли также и евреи, о них мы, традиционно опираясь на турецкие источники, сегодня и поговорим :

1. Начало

Еврейская семья 19го века
Еврейская семья 19го века

Тюркские племена еще со времен Сельджуков контактировали с евреями , так как последние с IV века до н.э. жили на землях современной Турции.

Знаковым годом для обоих народов стал 1326, когда полководец Орхан (сын основателя будущей империи Османа-Гази) захватил Бурсу и, по достоинству оценив торговые, художественные и музыкальные способности живших там евреев, приказал их не трогать и, более того, построил в Бурсе целый еврейский квартал. Такой "веротерпимый шаг" впечатлил иудеев Дамаска и Константинополя, и многие переселились туда. Вскоре такие кварталы появились и в других городах.

На протяжении XIV и XV веков, с расширением территории Империи, а также в связи с бежавшими от гонений из Франции, Венгрии, Венеции и , особеннно 150000 сефардов Испании, где победила Реконскиста, еврейское население страны росло. На момент правления Сулеймана Великолепного (XVI век) только в Стамбуле действовали 33 синагоги, что делало последний крупнейшим еврейским городом Европы. А к началу 20 века евреи составляли 1% от всего османского населения.

2. Как к ним относились?

Большинство евреев жило в крупных городах, таких как Стамбул, Измир, Иерусалим, Багдад, Эдирне, Каир, Салоники(в последнем, говорят, они вообще составляли половину населения) и т.д., занимаясь в основном торговлей, ростовщичеством и ткацким делом. Все турецкие историки сходятся на том, что евреям предоставлялись очень льготные, несравнимые с Европой условия. Помимо права собственности и свободного богослужения на родных иврите и ладино , также в распоряжении еврейских общин находились больницы и школы, обучавшие на родном языке.

Многие евреи (большинство, кстати, были сефарды-потомки бежавших от Реконкисты) занимали важные посты при султанском дворе. Особого внимания заслуживает сефардская династия врачей Гамонов, на протяжении многих лет лечившие падишахов. Также именно евреи, братья Давид и Шмуэль ибн Нахмиас, создали в Стамбуле первый печатный станок в 1493 году. Не забыли турки и дипломата Шломо бен Натана Ашкенази, в 1573 году бывшего в составе делегации, подписавший мирный договор между Османской Империей и Венецией.

К середине XIX века, когда в мире укрепился капитализм, османские евреи активно заделались в банкиры и, осев в Стамбульском районе Галата, стали играть на бирже, спекулировать на курсах валют и активно давать займы султанам и османским чиновникам. Вскоре их влияние так возросло, что они, став уже лобби, стали проталкивать выгодные для себя и других евреев законы и активно поддерживать сионизм и создание еврейского государства. Последнего Порта, однако, уже не увидела...