25 665 subscribers

Иосиф Бродский. Анализ стихотворения "Я обнял эти плечи и взглянул".

314 full reads
489 story viewsUnique page visitors
314 read the story to the endThat's 64% of the total page views
1,5 minute — average reading time

В начале 1962 года Бродский познакомился с ленинградской художницей Мариной Павловной Басмановой. Произведения, посвященные Басмановой, поэт сопровождал инициалами – «М. Б.».

Статья "Две большие любви в жизни Иосифа Бродского".

Роман Иосифа Бродского с Мариной счастливым назвать сложно. У художницы была антисемитская семья, которая не желала принять ее возлюбленного. Отношения между молодыми людьми строились непросто.

Марина Басманова и Иосиф Бродский.Фото Яндекс.Картинки.
Марина Басманова и Иосиф Бродский.Фото Яндекс.Картинки.

Давайте познакомимся с текстом самого стихотворения.

«Я обнял эти плечи и взглянул…»

Иосиф Бродский

М. Б.

"Я обнял эти плечи и взглянул

на то, что оказалось за спиною,

и увидал, что выдвинутый стул

сливался с освещенною стеною.

Был в лампочке повышенный накал,

невыгодный для мебели истертой,

и потому диван в углу сверкал

коричневою кожей, словно желтой.

Стол пустовал. Поблескивал паркет.

Темнела печка. В раме запыленной

застыл пейзаж. И лишь один буфет

казался мне тогда одушевленным.

Но мотылек по комнате кружил,

и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.

И если призрак здесь когда-то жил,

то он покинул этот дом. Покинул."

Стихотворение датировано февралем 1962-го. Можно заметить, что текст словно бы разделен на две части.

Автор противопоставляет мертвое и живое. Неподвижность, застывшая в комнате, сравнивается с динамикой.

В первой части используется большое количество глаголов. Однако, вопреки логике, они не насыщают картину действием.

Во второй части ситуация иная. Глаголов становится намного меньше. Но мы чувствуем динамику, возникает ощущение жизни.

Одна из основных тем в стихотворении - столкновение движения живого и неподвижности мёртвого.

Бродский изображает единственное мгновение в замкнутом пространстве небольшой комнаты.

За несколько секунд в душе лирического героя проносится целая жизнь – мелькают мысли, исчезает сомнение, воскресают чувства.

Женщина в стихотворении пассивна. Впрямую поэт ее даже не называет, обозначая синекдохой «эти плечи».

Описывая предметы интерьера, Бродский раскрывает чувства и мысли лирического героя. При этом ни разу впрямую о его переживаниях не говорится.

Замкнутое пространство комнаты словно бы перемещается за спину героя и в его прошлое.

Образ мотылька в стихотворении является ключевым. Он символизирует жизнь и движение.

Стихотворение состоит из 16 строк с перекрёстной рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм.