Ruki
538 subscribers

5 приложений, без которых не обойтись в Китае

250 full reads
317 story viewsUnique page visitors
250 read the story to the endThat's 79% of the total page views
3 minutes — average reading time

Вызвать такси, заказать кофе, оформить документы и связаться с друзьями – в Китае любую задачу можно решить с помощью мобильного приложения. РУКИ выбрали пять китайских сервисов, которые пригодятся в поездке туристам и экспатам.

WeChat

Назначить встречу, записаться к доктору и оплатить покупки – в Китае в этих ситуациях трудно обойтись без WeChat. Мессенджер, запущенный компанией Tencent в 2011 году, заменяет в Китае WhatsApp, Facebook, Slack, Twitter и десятки других платформ.

В месяц число активных пользователей WeChat превышает 1 млрд, а платежным сервисом WeChat Pay ежемесячно пользуется более 900 млн человек.

Масштаб экосистемы WeChat постоянно растет: через приложение можно записаться ко врачу, подать на развод, оформить кредит, а в некоторых регионах цифровой идентификатор в WeChat приравнивается к паспорту.

Список больниц и врачей, которые предоставляют консультации в Пекине. По последним данным, аккаунты в WeChat есть у 38 тыс. медучреждений в Китае. Скриншот: Technode.
Список больниц и врачей, которые предоставляют консультации в Пекине. По последним данным, аккаунты в WeChat есть у 38 тыс. медучреждений в Китае. Скриншот: Technode.
Список больниц и врачей, которые предоставляют консультации в Пекине. По последним данным, аккаунты в WeChat есть у 38 тыс. медучреждений в Китае. Скриншот: Technode.

В блоге РУКИ можно более подробно почитать, без каких сервисов WeChat не обходится китайский экспат.

Особенность WeChat – это встроенные микроприложения, созданные сторонними разработчиками. Например, у китайского кофейного стартапа Luckin Coffee есть свой микросервис для заказа напитков через WeChat, а у службы аренды велосипедов Mobike – свой. Заказывать еду в приложении Meituan Dianping также удобно через WeChat.

Китайские инфлюэнсеры – ванхуны – тоже запускают на платформе собственные мини-магазины. В 2017 году блогер Becky Li продала через приложение 100 автомобилей Mini Cooper всего за 4 минуты.

Большинство микроприложений в WeChat – это сервисы по продаже одежды и обуви. Инфографика: Walkthechat.
Большинство микроприложений в WeChat – это сервисы по продаже одежды и обуви. Инфографика: Walkthechat.
Большинство микроприложений в WeChat – это сервисы по продаже одежды и обуви. Инфографика: Walkthechat.

Микроприложениями пользуются и западные компании. Так, Tesla показывает на карте ближайшие станции подзарядки, а заодно предлагает записаться на тест-драйв.

Мессенджер охватывает все сферы жизни и агрегирует огромное количество данных о пользователях. Владелец WeChat – компания Tencent – открыто сотрудничает с китайскими властями. Так что цензура на платформе давно стала нормой, и обойти ее непросто. Учитывайте это, если решите обсуждать политику в мессенджере.

Слева – лента новостей иностранного пользователя. Справа – та же лента у пользователя из Китая. Цензуре подверглось фото китайского правозащитника Лю Сяобо. Скриншот: The Citizen Lab.
Слева – лента новостей иностранного пользователя. Справа – та же лента у пользователя из Китая. Цензуре подверглось фото китайского правозащитника Лю Сяобо. Скриншот: The Citizen Lab.
Слева – лента новостей иностранного пользователя. Справа – та же лента у пользователя из Китая. Цензуре подверглось фото китайского правозащитника Лю Сяобо. Скриншот: The Citizen Lab.

Совет: WeChat доступен в App Store и Google Play. В приложении можно выбрать интерфейс на английском или русском языке.

При регистрации на номер телефона придет SMS с кодом. Но часто новым пользователям приходится проходить дополнительный этап верификации. Для этого понадобится друг, который уже пользуется мессенджером. Он должен просканировать QR-код на вашем смартфоне – только тогда WeChat откроет доступ к сервису.

Добавлять друзей тоже можно по QR-коду. Подобие ленты Facebook находится в разделе Discover – Moments: там точно так же, как в FB, постят фотографии собак, ругают авиакомпании, обсуждают новости и просят совета у друзей.

AliPay

Главный конкурент WeChat Pay – AliPay – принадлежит китайскому гиганту электронной коммерции Alibaba. Охват у сервиса огромный – AliPay ежемесячно пользуется больше 1 млрд человек. Для сравнения – число пользователей Apple Pay по всему миру не превышает 400 млн.

В Китае мобильные платежные системы постепенно вытесняют оплату наличными, так что в большинстве мест можно расплатиться с помощью смартфона. Наличные не пригодятся даже на рынке и в такси.

Оплата продуктов по QR-коду на китайском рынке. Фото: Xinhua.
Оплата продуктов по QR-коду на китайском рынке. Фото: Xinhua.
Оплата продуктов по QR-коду на китайском рынке. Фото: Xinhua.

AliPay и WeChat Pay также используют для отправки денежных подарков хунбао, которые обычно вручают родственникам и друзьям на Новый год. Раньше в ходу были бумажные красные конверты с наличными, теперь – виртуальные аналоги.

Совет: У китайских платежных систем есть существенный недостаток – полный функционал будет доступен только пользователю со счетом в китайском банке.

И WeChat Pay, и AliPay устанавливают ограничения для владельцев иностранных карт. Оптимальный вариант для AliPay – снять наличные, отдать их другу и попросить его перевести деньги на ваш счет в приложении.

Как пишет Abacus News, платежные сервисы постепенно ужесточают правила, поэтому есть риск, что скоро функцию отключат. Например, раньше баланс в WeChat Pay можно было пополнять через друга, но недавно эту возможность убрали.

Didi

Didi Chuxing работает по той же системе, что и Uber. В 2016 году китайская компания приобрела региональный бизнес Uber China и тем самым устранила главного конкурента.

По последним данным, Didi оценивается в $56 млрд и ежедневно обрабатывает 30 млн поездок. При этом пекинская компания пока так и не вышла в плюс – только за 2018 год она потеряла 10,9 млрд юаней.

Интерфейс приложения почти ничем не отличается от Uber или Яндекс.Такси. Скриншот: Abacus News.
Интерфейс приложения почти ничем не отличается от Uber или Яндекс.Такси. Скриншот: Abacus News.
Интерфейс приложения почти ничем не отличается от Uber или Яндекс.Такси. Скриншот: Abacus News.

Тем не менее, китайским райдшеринговым сервисом пользуется более полумиллиарда человек. Только в 2018 году Didi организовала поездки общей протяженностью 48,8 млрд км, что сопоставимо с пятью полетами с Земли на Нептун и обратно.

Впрочем, как и Uber, китайский сервис часто подвергается критике. В 2018 году две пассажирки были убиты водителями-частниками, подключенными к платформе Hitch от Didi. Возмущенные пользователи объявили бойкот компании и запустили хэштег #DeleteDidi.

После этого компания публично принесла извинения и усилила меры безопасности. Работу сервиса Hitch временно приостановили.

Несмотря на это, Abacus News советует перед поездкой сообщать номер такси друзьям и самостоятельно отслеживать передвижения по карте.

Совет: Как и Uber, Didi предлагает несколько опций на выбор: Taxi (городские такси с оплатой по счетчику), Express (такси с водителями-частниками, подключенными к базе Didi), Express Pool (поездка с посторонними попутчиками), Luxe (такси бизнес-класса) и Premier (такси бизнес-класса с профессиональным водителем).

Варианты такси в приложении Didi. Скриншот: Abacus News.
Варианты такси в приложении Didi. Скриншот: Abacus News.
Варианты такси в приложении Didi. Скриншот: Abacus News.

Туристы и экспаты могут пользоваться сервисом без ограничений – в приложении можно выбрать англоязычный интерфейс, привязать карту иностранного банка или выбрать оплату наличными.

Единственная сложность – коммуникация с водителем, если он решит позвонить вам и уточнить место или детали поездки. Тут без китайского не обойтись.

Meituan

В начале 2010-х пекинская компания Meituan доставляла еду по адресам, а шанхайская Dianping публиковала обзоры ресторанов. В 2015 году проекты объединились и запустили единое приложение Meituan, которым ежегодно пользуется 400 млн человек в 2800 городах.

Курьеры Meituan доставляют готовые блюда и продукты за считанные минуты, поэтому через сервис заказывают не только еду, но также кофе и популярный в Азии баббл-ти (чай с шариками тапиоки).

Охват у сервиса огромный: ежедневно компания обрабатывает 20 млн заказов, а среднестатистический курьер объезжает до 25 адресов в день. Ни в США, ни в России, ни в Индии аналогичные сервисы таких масштабов пока не достигли.

В Meituan работает 600 тыс. курьеров. Они зарабатывают от $15 до $30  в день.
В Meituan работает 600 тыс. курьеров. Они зарабатывают от $15 до $30 в день.
В Meituan работает 600 тыс. курьеров. Они зарабатывают от $15 до $30 в день.

В приложении также можно бронировать столики в ресторанах и номера в отелях, покупать электронику, заказывать билеты в кино и вызывать такси. Meituan даже запустила собственную обучающую платформу для тех, кто хочет открыть мелкий бизнес в Китае.

Совет: К сожалению, у Meituan нет версии на английском языке, и это пока главная проблема сервиса. В интернете можно найти гиды, где на скриншотах показано, как пользоваться приложением. Как вариант, можно воспользоваться онлайн-переводчиками.

Второй недостаток – это ограничения для иностранцев. Для заказа еды и продуктов потребуется карта, выпущенная китайским банком. Но бронировать столики в ресторанах можно и без нее.

Mobike

Сервисы шеринга велосипедов начали появляться в Китае в 2016 году. Стартапы, которые сдавали двухколесный транспорт в аренду, привлекали миллиарды долларов, а местные СМИ признали велошеринг одним из "важнейших изобретений современности".

Гора велосипедов Mobike. Фото:  Luoding / WikiCommons
Гора велосипедов Mobike. Фото: Luoding / WikiCommons
Гора велосипедов Mobike. Фото: Luoding / WikiCommons

Скоро велосипедов стало слишком много – их бросали на тротуарах, кидали в реки и складировали на свалках. Один из гигантов рынка – Ofo – разорился. А сервису Mobike удалось выжить. Компания открыла несколько представительств в Европе, а в апреле ее купила Meituan Dianping за $2,7 млрд.

Совет: Приложение Mobike доступно на английском языке. Арендовать велосипед можно по европейскому номеру телефона, поэтому китайская сим-карта не понадобится. Но стоит учесть, что Mobike работает с номерами только тех стран, в которых у китайского стартапа есть представительства.

Все доступные варианты двухколесного транспорта отображаются на карте. Для аренды нужно отсканировать QR-код на велосипеде, а после вернуть его на станцию и вручную активировать замок.

Уровень загрязненности воздуха в Шэньчжэне и Пекине.
Уровень загрязненности воздуха в Шэньчжэне и Пекине.
Уровень загрязненности воздуха в Шэньчжэне и Пекине.

Перед поездкой желательно проверить степень загрязнения воздуха – для этого подойдет приложение AirVisual. Если показатель превышают допустимую норму, лучше надеть защитную маску.