5 секретов эффективности фабрик в Китае

102 full reads
187 story viewsUnique page visitors
102 read the story to the endThat's 55% of the total page views
4 minutes — average reading time

Беспрецедентная производительность — одно из ключевых свойств китайских предприятий даже в условиях форс-мажоров. Совместно с Павлом Биленко, академическим лидером модулей Московской школы управления «Сколково» в Кремниевой долине, мы выделили пять принципов, которые помогли китайским заводам и фабрикам выбиться в лидеры по производительности.

Оригинал материала был впервые опубликован на РБК Pro.

Рынок электроники Хуацянбэй. RUKI
Рынок электроники Хуацянбэй. RUKI
Рынок электроники Хуацянбэй. RUKI

Метод имитации: шаньчжай

Шаньчжай (山寨, shanzhai) последние десятилетия помогал китайским предприятиям быстро выпускать и масштабировать производство любых товаров — от одежды до электроники. Это метод быстрого копирования: продукт разбирают, проводят реверс-инжиниринг и в точности воспроизводят, используя доступные технологии.

Иногда такую тактику называют "дизайн вслепую". В процессе деконструкции рождается новый продукт — точная имитация оригинала или копия с дополнительными функциями. При этом изначально разработчики не руководствуются дизайн-стратегией, а действуют наугад.

Главное преимущество этого метода – скорость итераций. Если у стандартного производства на разработку уходит как минимум год, то шаньчжай-фабрике достаточно трех месяцев.

Процесс разработки шаньчжай-продукта. MIT Technology Review
Процесс разработки шаньчжай-продукта. MIT Technology Review
Процесс разработки шаньчжай-продукта. MIT Technology Review

Еще один плюс — постоянный контакт с потребителем. Производители непрерывно собирают обратную связь, отслеживают тренды и быстро запускают продукты.

Нужно добавить дополнительный слот для SIM-карты или ультрафиолетовый сканер для купюр? Пара недель – и обновленная модель уже на рынке.

Изначально шаньчжай-продукты выпускали небольшие мастерские, владельцы которых брали займы для запуска бизнеса. Они оформляли заказы на комплектующие в долг, брали кредиты или занимали деньги у членов семьи. Поскольку цикл производства от идеи до серии занимал несколько месяцев, предприниматели быстро возвращали займы.

Фабрика аккумуляторов Arun в Шэньчжэне. RUKI
Фабрика аккумуляторов Arun в Шэньчжэне. RUKI
Фабрика аккумуляторов Arun в Шэньчжэне. RUKI

Современные шаньчжай-фабрики устроены сложнее, их модель развития стала более устойчивой. Дэвид Ли, основатель Shenzhen Open Innovation Lab, называет современный принцип производства "новый шаньчжай". Его главные особенности — это гиперскорость и открытость, которая позволяет получать не только копии, но и новые продукты.

Разработчики чаще всего полагаются на готовые решения – например, выпускают аналоги наушников AirPods. Если что-то уже эффективно работает, зачем изобретать устройство с нуля?

В этих условиях нарушение авторских прав и прав на торговые знаки – это побочный эффект такой рациональности.

По данным SCMP, сегодня только в Шэньчжэне работает до 25 тыс. шаньчжай-производителей, их методы выпуска недорогих и зачастую некачественных продуктов применяют на многих фабриках. По последним данным, Китай выпускает до 90% всей электроники в мире — во многом благодаря умной тактике создания имитаций.

Сетевой доступ к ресурсам

Принцип шаньчжай — это прежде всего кооперация и свободная циркуляция идей. Подобно разработчикам ПО, которые используют программное обеспечение с открытым кодом, разработчики электроники в Китае могут оперативно создавать высокотехнологичные продукты из огромного числа доступных и взаимозаменяемых деталей.

Комплектующие на фабрике электровелосипедов в Шэньчжэне. RUKI
Комплектующие на фабрике электровелосипедов в Шэньчжэне. RUKI
Комплектующие на фабрике электровелосипедов в Шэньчжэне. RUKI

Вокруг разработки материальных продуктов в Китае сформировались сообщества предпринимателей и инженеров. Через развитую сеть контактов они быстро находят подрядчиков и запускают производства.

Главный принцип сообществ — свободный обмен информацией. Производители обмениваются ноу-хау, а при разработке используют файлы деталей и сборок, которые систематизированы в общих базах данных. Сетевую координацию при этом обеспечивают маркетплейсы.

Большинство разработчиков базируется в провинции Гуандун — в первую очередь в Шэньчжэне, в непосредственной близости к фабрикам, офисам и крупнейшему рынку электроники Хуацянбэй, что дает им массу преимуществ.

Товары на рынке электроники Хуацянбэй. RUKI
Товары на рынке электроники Хуацянбэй. RUKI
Товары на рынке электроники Хуацянбэй. RUKI

Казалось бы, в 2020 году управлять производственными процессами можно удаленно, используя мессенджеры. Но на практике без личного присутствия не обойтись. В среднем работа над любым продуктом только на 60% состоит из предварительных испытаний, остальные 40% — это доработки, которые вносятся уже на фабрике.

Китайским производителям проще вносить правки: в течение одной недели можно выявить и исправить проблему прямо на производстве. Например, производитель смартфонов OnePlus в любой момент может приехать на фабрику — дорога от офиса до сборочной линии занимает всего 45 минут. Предприниматели из других стран зачастую не могут реагировать так быстро.

E-commerce экосистемы

У китайских компаний есть еще одно преимущество — развитый рынок электронной коммерции. Alibaba, JD.com, Pinduoduo и другие платформы – это по сути системы автономного управления командами с разными задачами.

Они выполняют функции сетевой координации: помогают отслеживать и формировать спрос, выстраивать сети поставок, управлять логистикой, выходить на прямой контакт с потребителями. В последние годы на рынок особенно повлияли китайские социальные сети, которые стали ключевой площадкой для маркетинговых кампаний.

Крупные маркетплейсы налаживают контакты с агентами влияния (инфлюэнсерами) — для промопродуктов популярные блогеры организуют прямые трансляции (лайвстримы), которые собирают миллионы просмотров. К лидерам мнений прислушиваются — по статистике, в Китае больше, чем в других странах, покупатели склонны доверять рекламе в соцсетях.

Это позволяет китайским производителям работать как медиа. Они выпускают продукт и тут же оценивают его эффективность по числу условных лайков.

Предприниматели выпускают десяток разных версий продукта ограниченными партиями, определяют самые востребованные модели и запускают серийное производство.

RUKI
RUKI
RUKI

Многие китайские компании анализируют отклики в соцсетях и на основе собранных данных определяют характеристики будущих партий товара, планируют график производства и подбирают оптимальные технологии производства. Вся информация о заказах попадает в единую базу, которая помогает точно рассчитывать затраты времени и ресурсов.

Например, заводы понимают, что и в каких объемах им нужно произвести за конкретное время, и прогнозируют свои действия вплоть до расчета человеко-часа.

Так работает бизнес-модель, которую Мин Цзен, автор книги "Алибаба и умные компании будущего", назвал c2b-моделью (consumer-to-Business — от потребителя к бизнесу).

Развитие маркетплейсов помогло Китаю с нуля построить уникальную по масштабу и эффективности систему логистики. Мгновенная обработка заказов, развитая сеть полуавтоматизированных складов и огромная курьерская сеть позволяют быстро заказывать и получать товары. Это касается не только потребительских заказов, но и оптовых закупок комплектующих.

Например, если производитель в Пекине закажет компоненты из Шэньчжэня на 1688.com (аналог Alibaba.com для китайского внутреннего рынка), то они точно поступят на склад в течение 1-2 дней. За это отвечают крупнейшие курьерские службы, такие как SF Express.

Жесткое управление цехом

Еще одна причина китайского экономического чуда — культ сверхинтенсивного труда. Китайцам с детства прививают мысль о том, что работа — это смысл жизни и базовая ценность.

Жить в фабричном общежитии, питаться только в корпоративной столовой и проводить большую часть жизни на работе не только норма, но и традиция.

Чтобы сравнить китайскую модель управления с западной, можно обратиться к фильму "Американская фабрика", взявшему "Оскар" за лучшее документальное кино. На примере бывшей фабрики компании GM в Огайо, которую выкупает китайская компания Fuyao Glass, видно, как командно-административные методы управления сталкиваются с либеральным образом мышления американских рабочих, приводя к конфликту.

Плакат на фабрике колонок в Китае. Надпись гласит: "Сила нашего коллектива: не умеешь – учись делать; свои дела – делай, когда есть время; сегодняшнее дело – побыстрее выполняй; сложное дело – внимательно делай; трудное дело – смело берись; завтрашнее дело – приготовься сделать". RUKI
Плакат на фабрике колонок в Китае. Надпись гласит: "Сила нашего коллектива: не умеешь – учись делать; свои дела – делай, когда есть время; сегодняшнее дело – побыстрее выполняй; сложное дело – внимательно делай; трудное дело – смело берись; завтрашнее дело – приготовься сделать". RUKI
Плакат на фабрике колонок в Китае. Надпись гласит: "Сила нашего коллектива: не умеешь – учись делать; свои дела – делай, когда есть время; сегодняшнее дело – побыстрее выполняй; сложное дело – внимательно делай; трудное дело – смело берись; завтрашнее дело – приготовься сделать". RUKI

Жесткая милитаристская культура управления цехом — нормальная практика в Китае. Китайская управленческая автократия может казаться безжалостной и бесчеловечной. Но в условиях растущей автоматизации такая модель доказывает свою жизнеспособность.

Технологии дешевеют, интегрировать их становится проще. А значит, Китаю не придется перестраивать свою модель управления – в будущем процент рабочих на производстве станет ничтожным и настанет эпоха безлюдных заводов (lights out factories).

Например, ведущий мировой производитель электронных компонентов Foxconn планирует заменить 80% сотрудников роботами. Корпорации не скрывают, что будущее за умными системами управления производствами, заточенными на наращивание эффективности. Роботы не жалуются, не борются за свои права, не требуют справедливых условий труда.

Государственные программы

Авторитарный режим, жесткая цензура и контроль за гражданами не мешают государству поощрять инновации. Власти КНР обещают поддерживать технологии искусственного интеллекта, блокчейна и 5G и первыми дают разрешение на эксперименты во многих областях – от генетики до робототехники.

В результате Китай одним из первых внедряет беспилотные такси, переходит на безналичные платежи и позволяет решать все деловые и бытовые вопросы через мессенджеры.

В 2015 году Компартия запустила стратегию Made in China 2025, которая поставила задачу сделать Китай автономной мировой фабрикой, где не только штампуют продукты, но и генерируют идеи.

Производственные графики на фабрике Arun. RUKI
Производственные графики на фабрике Arun. RUKI
Производственные графики на фабрике Arun. RUKI

Одновременно с этим в стране стали открывать мейкерспейсы — гибриды мастерских и лабораторий, где можно быстро собрать прототип и протестировать продукт. Движение мейкеров — современных ремесленников — в Китае зародилось давно и было изначально встроено в культуру шаньчжай. Масштабную поддержку оно получило в 2015 году.

Тогда по указанию правительства в стране открыли тысячи мейкерспейсов. Большинство располагается на юго-востоке — рядом с технологическими корпорациями. Лаборатории для инженеров-любителей работают напрямую с поставщиками и могут быстро заказать партию деталей под задачу.

RUKI
RUKI
RUKI

Хотя число мейкерспейсов за последние пять лет выросло в разы, у государственной поддержки есть существенный недостаток. Госпрограммы часто способствуют формированию пузыря на рынке. Из-за этого появляется много компаний-однодневок, которые быстро разоряются и не добиваются больших успехов.

Но господдержка все равно ускоряет динамику и помогает предприятиям быстрее набирать аудиторию и извлекать прибыль. В качестве примера можно привести бум сайтов электронной коммерции, рост многофункциональных мобильных приложений, развитие рынка проката товаров и, конечно, разрастание рынка систем на базе искусственного интеллекта.

Благодаря массированной поддержке в Китае появились свои гиганты как в сфере онлайн-услуг (Didi Chuxing, Meituan-Dianping, AliPay), так и в сфере электроники (OnePlus, Xiaomi).

Но Китай не планирует останавливаться. Страна также намерена стать лидером на рынке полупроводников, спутников связи, биотехнологий и инфраструктуры глобального значения (программа "Один пояс и один путь"), а заодно занять передовые позиции в освоении космоса. И во всех этих сферах главным конкурентом Китая пока остаются США.