Гигантский QR-код, выложенный отрядом дронов в небе Шанхая, хорошо показывает масштаб китайской индустрии квадрокоптеров. Местной компании DJI принадлежит 80% мирового рынка беспилотников, а в одном только Шэньчжэне базируется несколько сотен предприятий по производству БПЛА. Китайские аппараты используют в сфере кинематографа, промышленности и сельского хозяйства по всему миру, их запускают полицейские, фермеры и фотографы-любители. Как стране удается зарабатывать на дронах и устанавливать монополию на рынке?
Первая дрон-корпорация
Микроскопический жужжащий беспилотник размером с наручные часы, гигантский аппарат, в который могли бы уместиться четыре человека, и сотни незатейливых коммерческих дронов, которые просто выполняют свою работу, — такие объекты можно было обнаружить на крупнейшей выставке дронов в Шэньчжэне. Как сообщает SupChina, в ней участвует 369 компаний и на каждую в среднем приходится по 5 экспонатов.
По китайским квадрокоптерам можно изучать индустрию в целом, потому что именно КНР обеспечивает беспилотными аппаратами весь мир.
Например, шэньчжэньская компания DJI владеет 80% всего потребительского и гражданского рынка. Для сравнения, американской Intel принадлежит всего 4%. DJI стала одной из первых китайских компаний, которая получила признание на западе. Тут важно отметить, что в начале 2010-х у Китая все еще была репутация мировой фабрики, которая штампует подделки, а местные бренды считались эффективными подражателями.
Но DJI этот фундамент только помог — следуя китайскому методу shanzhai, она не разрабатывает компоненты для беспилотников с нуля, а покупает "магазинные" детали. Например, новые модели состоят из покупных комплектующих на 80%. Дешевые аккумуляторы и контроллеры в основном производятся в Шэньчжэне, что упрощает процесс производства и логистики.
На раннем этапе DJI демпинговала, вводила жесткую корпоративную диктатуру и даже создавала фабрики троллей, чтобы бороться с конкурентами.
Неоднозначные приемы не отменяют того факта, что DJI смогла создать приемлемый по качеству продукт и установила на него довольно низкую цену. В среднем ее устройства стоят на 80-90% дешевле американских аналогов.
Но DJI не единственный производитель дронов — еще в 2017 году команда консалтингового агентства РУКИ побывала на нескольких производствах в Шэньчжэне, неподалеку от нашего офиса. Уже тогда десятки фабрик создавали аппараты для тушения пожаров, доставки грузов и, конечно же, слежения.
Дрон-маркетинг
Спустя четыре года производителей стало еще больше — в одном только районе Наньшань в Шэньчжэне насчитывается более 80 компаний с ежегодным оборотом в $3 млрд. Но специфика бизнеса не изменилась — большинство продает не любительские квадрокоптеры, а серьезную технику для государства и крупных корпораций.
Интересно, что в Китае монополия на управление дронами принадлежит именно государству и бизнесу — обычные потребители редко используют технику из-за регуляторных ограничений. Чаще всего квадрокоптеры используют для обработки фермерских полей, инспекции на промышленных и энергетических объектах, борьбы с пожарами и доставки медикаментов.
Появляются и габаритные БПЛА для спасательных операций. Например, шанхайский производитель AutoFlight разрабатывает летающие такси, которые смогут перевозить людей в 2025 году. А ее беспилотник V400 Xintianweng уже способен транспортировать грузы массой до 500 кг.
Еще один тренд последних лет — это световые шоу с использованием роя дронов. Компании постоянно устанавливают новые рекорды — на сегодняшний день, максимальный размер ансамбля дронов составляет 3050 аппаратов. Беспилотники со светодиодами уже стали популярным маркетинговым инструментом — в апреле стриминговая компания Bilibili выложила из дронов QR-код, который вел на стартовую страницу сервиса.
Фаза зрелости
Дрон-маркетинг — это одно из доказательств растущей зрелости рынка. Если технологию применяют в рекламной индустрии, значит, она уже стала массовой. Другое свидетельство — развитие вспомогательных сервисов и услуг. В Китае появляется все больше компаний-разработчиков программного обеспечения для квадрокоптеров. Например, AirDwing создала облачную платформу KiteBeam — с ее помощью можно настраивать разные сценарии использования БПЛА, отслеживать их перемещение, собирать и анализировать данные. Логично, что главный клиент AirDwing — это государство, в том числе силовые структуры. Недавно сервис также заключил контракт с пожарной бригадой провинции Гуандун.
Сотрудники компании отмечают, что прежде им приходилось конкурировать с DJI, которая хотела захватить рынок не только железа, но и ПО. В итоге DJI сфокусировалась на производстве и заключила сотрудничество с AirDwing.
Спрос на операторов, инженеров и сборщиков тоже растет. Например, в DJI в 2019 году работало более 14 тыс. сотрудников — сегодня эта цифра, вероятно, превышает 20 тыс. По оценкам SupChina, в индустрии дронов в Китае заняты сотни тысяч человек. Но людей все равно не хватает — недавно Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР включило операторов дронов в список наиболее востребованных профессий. Ведомство подсчитало, что к 2022 году стране потребуется 1 млн специалистов. Китайские СМИ утверждают, что в среднем оператор-новичок зарабатывает $600-900 в месяц, а обладатели лицензий получают до $2300.
Недавно мы рассказывали про интересный феномен возвращения китайцев в сельскую местность. Многие из тех, кто приезжал в город на заработки, возвращаются домой и строят карьеру в родной деревне. Вариантов на рынке труда становится все больше: можно работать в Taobao-поселке и производить товары для e-commerce сайта, либо стать оператором дрона на локальной ферме.
"В Китае образовалось целое коммьюнити энтузиастов, которые управляют квадрокоптерами и работают на фермах — распрыскивают пестициды или отслеживают состояние урожая. Большинство из них окончили школу и не получили высшее образование, но это не мешает им зарабатывать неплохие деньги. Многие строят карьеру "наоборот" — покидают крупные города, в которых выросли, и едут в село на сезонные работы".
Кажется, этот факт доказывает, что в стране действительно сформировалась жизнеспособная дрон-индустрия.
Материал подготовила команда РУКИ. Мы помогаем найти проверенных поставщиков и запустить серийное производство в Китае. О лучших кейсах, технологиях и разработке продуктов пишем в блоге в Яндекс.Дзен и на канале в Telegram.