Найти в Дзене
Ruki

Атака дронов: как Китай захватил мировой рынок квадрокоптеров

Оглавление

Гигантский QR-код, выложенный отрядом дронов в небе Шанхая, хорошо показывает масштаб китайской индустрии квадрокоптеров. Местной компании DJI принадлежит 80% мирового рынка беспилотников, а в одном только Шэньчжэне базируется несколько сотен предприятий по производству БПЛА. Китайские аппараты используют в сфере кинематографа, промышленности и сельского хозяйства по всему миру, их запускают полицейские, фермеры и фотографы-любители. Как стране удается зарабатывать на дронах и устанавливать монополию на рынке?

QR-код, выложенный дронами в Шанхае.
QR-код, выложенный дронами в Шанхае.

Первая дрон-корпорация

Микроскопический жужжащий беспилотник размером с наручные часы, гигантский аппарат, в который могли бы уместиться четыре человека, и сотни незатейливых коммерческих дронов, которые просто выполняют свою работу, — такие объекты можно было обнаружить на крупнейшей выставке дронов в Шэньчжэне. Как сообщает SupChina, в ней участвует 369 компаний и на каждую в среднем приходится по 5 экспонатов.

По китайским квадрокоптерам можно изучать индустрию в целом, потому что именно КНР обеспечивает беспилотными аппаратами весь мир.

Например, шэньчжэньская компания DJI владеет 80% всего потребительского и гражданского рынка. Для сравнения, американской Intel принадлежит всего 4%. DJI стала одной из первых китайских компаний, которая получила признание на западе. Тут важно отметить, что в начале 2010-х у Китая все еще была репутация мировой фабрики, которая штампует подделки, а местные бренды считались эффективными подражателями.

Сборка дрона на одном из производств в Шэньчжэне. Источник: РУКИ
Сборка дрона на одном из производств в Шэньчжэне. Источник: РУКИ

Но DJI этот фундамент только помог — следуя китайскому методу shanzhai, она не разрабатывает компоненты для беспилотников с нуля, а покупает "магазинные" детали. Например, новые модели состоят из покупных комплектующих на 80%. Дешевые аккумуляторы и контроллеры в основном производятся в Шэньчжэне, что упрощает процесс производства и логистики.

На раннем этапе DJI демпинговала, вводила жесткую корпоративную диктатуру и даже создавала фабрики троллей, чтобы бороться с конкурентами.

Неоднозначные приемы не отменяют того факта, что DJI смогла создать приемлемый по качеству продукт и установила на него довольно низкую цену. В среднем ее устройства стоят на 80-90% дешевле американских аналогов.

Сборка дрона на одном из производств в Шэньчжэне. Источник: РУКИ
Сборка дрона на одном из производств в Шэньчжэне. Источник: РУКИ

Но DJI не единственный производитель дронов — еще в 2017 году команда консалтингового агентства РУКИ побывала на нескольких производствах в Шэньчжэне, неподалеку от нашего офиса. Уже тогда десятки фабрик создавали аппараты для тушения пожаров, доставки грузов и, конечно же, слежения.

Дрон-маркетинг

Спустя четыре года производителей стало еще больше — в одном только районе Наньшань в Шэньчжэне насчитывается более 80 компаний с ежегодным оборотом в $3 млрд. Но специфика бизнеса не изменилась — большинство продает не любительские квадрокоптеры, а серьезную технику для государства и крупных корпораций.

Интересно, что в Китае монополия на управление дронами принадлежит именно государству и бизнесу — обычные потребители редко используют технику из-за регуляторных ограничений. Чаще всего квадрокоптеры используют для обработки фермерских полей, инспекции на промышленных и энергетических объектах, борьбы с пожарами и доставки медикаментов.

Появляются и габаритные БПЛА для спасательных операций. Например, шанхайский производитель AutoFlight разрабатывает летающие такси, которые смогут перевозить людей в 2025 году. А ее беспилотник V400 Xintianweng уже способен транспортировать грузы массой до 500 кг.

Испытания дронов на одном из производств в Шэньчжэне. Источник: РУКИ
Испытания дронов на одном из производств в Шэньчжэне. Источник: РУКИ

Еще один тренд последних лет — это световые шоу с использованием роя дронов. Компании постоянно устанавливают новые рекорды — на сегодняшний день, максимальный размер ансамбля дронов составляет 3050 аппаратов. Беспилотники со светодиодами уже стали популярным маркетинговым инструментом — в апреле стриминговая компания Bilibili выложила из дронов QR-код, который вел на стартовую страницу сервиса.

Фаза зрелости

Дрон-маркетинг — это одно из доказательств растущей зрелости рынка. Если технологию применяют в рекламной индустрии, значит, она уже стала массовой. Другое свидетельство — развитие вспомогательных сервисов и услуг. В Китае появляется все больше компаний-разработчиков программного обеспечения для квадрокоптеров. Например, AirDwing создала облачную платформу KiteBeam — с ее помощью можно настраивать разные сценарии использования БПЛА, отслеживать их перемещение, собирать и анализировать данные. Логично, что главный клиент AirDwing — это государство, в том числе силовые структуры. Недавно сервис также заключил контракт с пожарной бригадой провинции Гуандун.

Сотрудники компании отмечают, что прежде им приходилось конкурировать с DJI, которая хотела захватить рынок не только железа, но и ПО. В итоге DJI сфокусировалась на производстве и заключила сотрудничество с AirDwing.

Сборка дрона на одном из производств в Шэньчжэне. Источник: РУКИ
Сборка дрона на одном из производств в Шэньчжэне. Источник: РУКИ

Спрос на операторов, инженеров и сборщиков тоже растет. Например, в DJI в 2019 году работало более 14 тыс. сотрудников — сегодня эта цифра, вероятно, превышает 20 тыс. По оценкам SupChina, в индустрии дронов в Китае заняты сотни тысяч человек. Но людей все равно не хватает — недавно Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР включило операторов дронов в список наиболее востребованных профессий. Ведомство подсчитало, что к 2022 году стране потребуется 1 млн специалистов. Китайские СМИ утверждают, что в среднем оператор-новичок зарабатывает $600-900 в месяц, а обладатели лицензий получают до $2300.

Недавно мы рассказывали про интересный феномен возвращения китайцев в сельскую местность. Многие из тех, кто приезжал в город на заработки, возвращаются домой и строят карьеру в родной деревне. Вариантов на рынке труда становится все больше: можно работать в Taobao-поселке и производить товары для e-commerce сайта, либо стать оператором дрона на локальной ферме.

"В Китае образовалось целое коммьюнити энтузиастов, которые управляют квадрокоптерами и работают на фермах — распрыскивают пестициды или отслеживают состояние урожая. Большинство из них окончили школу и не получили высшее образование, но это не мешает им зарабатывать неплохие деньги. Многие строят карьеру "наоборот" — покидают крупные города, в которых выросли, и едут в село на сезонные работы".

Кажется, этот факт доказывает, что в стране действительно сформировалась жизнеспособная дрон-индустрия.

Материал подготовила команда РУКИ. Мы помогаем найти проверенных поставщиков и запустить серийное производство в Китае. О лучших кейсах, технологиях и разработке продуктов пишем в блоге в Яндекс.Дзен и на канале в Telegram.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Забудьте о сбивании дронов: почему новая технология эффективнее традиционных методов?
Картина маслом: вражеский дрон нагло лезет, куда не просят, – скажем, в небо над аэропортом. Первая мысль – бабахнуть! Но что, если вместо этого можно... просто «поймать» его и аккуратно, как пушинку, посадить в безопасном месте? Такой подход к борьбе с беспилотниками вы еще не видели! Израильские ребята из D-Fend Solutions взяли и перевернули всё с ног на голову в деле защиты от дронов. Их детище, система EnforceAir, работает по умному принципу: «не ломай, а рули». «Компания D-Fend Solutions придумала...
Почему FPV-дроны бесполезны против танков НАТО в борт?
БПЛА в современных конфликтах не только дешёвое, но и эффективное оружие. Дрон может быть, как разведчиком, так и снарядом, а в последнее время появились дроны-транспортники. Но, БПЛА далеко не идеальны… Среди многих кадров с уничтожением танков противника в крышу есть менее удачные попадания в лоб и борта. К слову, подавляющее большинство из них оказываются безуспешными. С лобовой бронёй всё понятно, а что не так с бортами? БПЛА-камикадзе Все дроны камикадзе можно разделить на два типа – барражирующие и квадрокоптеры...
Россия и Израиль успешно применили лазерное оружие. Как оно работает и насколько реально опасно
В новостях, в свете атаки Ирана на Израиль, было упомянуто лазерное оружие, которым пользовались израильтяне. Регулярно всплывает информация и про наш "Пересвет". "Популярная наука" решила разобраться, как работает современное лазерное оружие и у кого еще оно есть на вооружении. Лазеры - это не просто новый тип вооружения, это новая веха в истории военного дела. Для начала, давайте кратко пройдемся по устройству лазера и почему он получается таким мощным, в отличии, например, от света обычной лампы...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты