Ruki
538 subscribers

Мейкерспейсы: 3 главных факта о китайских мастерских для изобретателей

236 full reads
377 story viewsUnique page visitors
236 read the story to the endThat's 63% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Переизобрести велосипед, построить дрон и собрать игровой контроллер – за этим обычно отправляются на юго-восток Китая. Именно здесь сосредоточены мейкерспейсы – коворкинги для изобретателей, где найдется все – от ламинирующей машинки до продвинутого 3D-принтера. Коротко разбираем, как устроены китайские DIY-лаборатории и как они помогают начинающим разработчикам.

Мейкерспейсы: 3 главных факта о китайских мастерских для изобретателей
Мейкерспейс – это гибрид мастерской и лаборатории, где можно быстро собрать прототип и протестировать продукт. Как и коворкинг, мейкерспейс – это открытое пространство, в котором десятки людей одновременно работают над своими проектами.
Мастерить прототипы можно и в гараже, но здесь вы получаете доступ к инструментам: фрезерным станкам, сварочным аппаратам и 3D-принтерам. Иногда в мастерской работают штатные дизайнеры и инженеры, которые помогают новичкам. Часто изучать процесс разработки приходится на месте, отсюда и главный принцип мейкерспейсов – learning-by-doing.
Мейкерспейсы могут быть отдельным бизнесом, а могут быть частью фабрики, коворкинга, библиотеки, школы или университета (их еще называют фаблабами).
Обычно посетитель оформляет абонемент и получает доступ к рабочему месту на месяц или год.

Мейкерспейсы – идеальная среда для китайской DIY-культуры

Мейкерспейсы идеально наложились на китайский метод shanzhai (山寨) – умение быстро копировать и масштабировать изобретения за счет обмена опытом. При таком подходе сотрудничество поощряется. Кто-то называет это открытой бизнес-экосистемой, кто-то – искусством стремительно запускать серийное производство, а кто-то – умением ловко штамповать подделки.

Инструменты в мастерской Xinchejian в Шанхае. Это первый мекерспейс, который открылся в Китае
Инструменты в мастерской Xinchejian в Шанхае. Это первый мекерспейс, который открылся в Китае
Инструменты в мастерской Xinchejian в Шанхае. Это первый мекерспейс, который открылся в Китае

Но как бы то ни было, такой прием работает. В начале 2000-х китайские фабрики, используя метод shanzhai, начали поставлять смартфоны по всему миру. К 2010-му году они уже обеспечивали четверть глобального рынка, производя ежегодно около 200 млн телефонов.

Сейчас Китай выпускает до 90% всей электроники в мире – во многом благодаря умной тактике создания имитаций.

Мейкерспейс TroubleMaker в Шэньчжэне
Мейкерспейс TroubleMaker в Шэньчжэне
Мейкерспейс TroubleMaker в Шэньчжэне

Мейкерспейсы для таких стремительных экспериментов подходят идеально. "От идеи до продукта – со скоростью света", – под таким слоганом, например, работает мастерская TroubleMaker в Шэньчжэне. Многие DIY-лаборатории располагаются именно на юго-востоке Китая, где также сосредоточены офисы крупных технологических компаний и фабрики по производству электроники.

Часто у мейкерспейсов в Китае уже налажены контакты с поставщиками – они могут быстро заказать партию электронных компонентов и пластиковых деталей под конкретную задачу, а потом помогут найти партнеров для серийного производства.

Карта мейкерспейсов на конец 2015 года. Nesta, British Council
Карта мейкерспейсов на конец 2015 года. Nesta, British Council
Карта мейкерспейсов на конец 2015 года. Nesta, British Council

В Шэньчжэне некоторые мастерские соседствуют с торговыми павильонами рынка электроники Хуацянбэй. Например, Segmaker Space занимает три этажа в комплексе SEG Plaza, где работают сотни точек по продаже комплектующих. Можно спуститься вниз, выбрать детали из огромного ассортимента, а потом подняться обратно в мейкерспейс и продолжить эксперименты.

Полагаясь на такую экосистему, первый прототип вы соберете за пару недель, а потом оперативно закажете сэмплы на ближайшей фабрике. Если решать эту задачу удаленно, потребуется не меньше двух-трех месяцев.

Мейкерспейсы – это инициатива сверху, которая (почти) провалилась

Китай считается мировым лидером по количеству мейкерспейсов и инкубаторов. Официальные источники в КНР сообщали, что в стране насчитывается больше 5,5 тыс. мастерских.

Но за пару лет до этого независимые эксперты подсчитали, что в Китае всего около 100 мейкерспейсов. Остальные площадки формально существуют, но больше напоминают офисы или коворкинги, в которых нет ни нужного оборудования, ни доступа к экспертами.

В 2015 году количество мейкерспейсов в Китае выросло почти в 70 раз
В 2015 году количество мейкерспейсов в Китае выросло почти в 70 раз
В 2015 году количество мейкерспейсов в Китае выросло почти в 70 раз

Почему так получилось? Мейкер-движение пришло в Китай в 2010-е годы. Мастерских тогда было немного, и в основном ими управляли энтузиасты, которые увлекались электроникой.

В 2015 году премьер Госсовета КНР Ли Кэцян приехал с делегацией в один из мейкерспейсов в Шэньчжэне. От увиденного он пришел в восторг и потребовал срочно открыть как можно больше аналогичных площадок, чтобы дать толчок предпринимательству.

В тот год слово "мейкер" вошло в десятку самых популярных слов в китайском интернете. Этот термин применяли ко всему – от парикмахерских до ресторанов.

В тот же период Компартия анонсировала стратегию Made in China 2025. Ее основной посыл: "Хватит копировать, пора изобретать".

Мастерские открывали в университетах и школах, а частников обязали создавать свои мейкерспейсы на предприятиях. Многие фаундеры мечтали открыть бизнес-инкубатор, но пришлось стать мейкерспейсом, чтобы получить льготы и финансирование.

На чем зарабатывают мейкерспейсы в Пекине
На чем зарабатывают мейкерспейсы в Пекине
На чем зарабатывают мейкерспейсы в Пекине

К 2019 пузырь понемногу начал сдуваться – часть компаний закрылась, кому-то пришлось пересмотреть бизнес-модель.

Мейкерспейсы, в принципе, не приносят большой прибыли. Основная выручка идет от продажи абонементов, но поскольку волна хайпа сошла, клиентов стало меньше. Некоторые стали предлагать услуги ремонта оборудования, а кто-то занялся консалтингом и обучением.

Для выживания китайским мастерским нужно быть заполненными на 60%, а в среднем они удерживают посещаемость на уровне 30%. Больше половины мейкерспейсов уже несет убытки.

Как пишет китайский журнал Sixth Tone, местные власти часто создают такие пузыри – поднимают чрезмерный хайп, вкладывают миллионы долларов, а проекты не оправдывают ожиданий. Так было с арендой велосипедов 5 лет назад, то же самое, по мнению специалистов, происходит с искусственным интеллектом сегодня.

Впрочем, независимым мейкерспесам, которые никогда не полагались на госфинансирование, эта история только на руку – меньше конкуренции с однодневками и больше шансов привлечь заинтересованную аудиторию.

Мейкерспейсы – это про демократизацию

Мейкерспейс, как библиотека, должен быть в каждом районе города, а доступ к нему должен быть у людей всех возрастов. Предполагается, что открытые мастерские вызовут новую волну мейкерского движения. Изобретателей-любителей станет больше, многие смогут масштабировать свой проект и построить успешный стартап. А, значит, будет рост предпринимательской активности и экономики в целом.

Коворкинг-пространство в мастерской x.factory
Коворкинг-пространство в мастерской x.factory
Коворкинг-пространство в мастерской x.factory

На практике оснащенные и доступные лаборатории пока редкость. В Шэньчжэне мастерские с качественным оборудованием обычно работают со стартапами и выступают в роли инкубаторов. Им невыгодно работать с мелкими разработчиками, которые все равно не смогут позволить себе дорогой абонемент. Например, в x.factory за месяц доступа придется отдать порядка $200 с человека.

Некоторые мейкерспейсы работают по программе обмена с учебными заведениями и предлагают скидки студентам или открывают доступ к онлайн-сервисам.

Оборудование для обработки металла и дерева в x.factory

Как объясняет основатель TroubleMaker Хэнк Вернер, в мастерскую идут люди, у которых есть идеи и энтузиазм, но нет денег. Поэтому многие берут на себя задачу акселератора и пытаются помочь предпринимателям.

В Европе и США в мейкерспейсы люди часто ходят в свободное время. В Китае изготовление продуктов как хобби пока не так популярно – большинство все-таки преследует конкретные бизнес-цели или по крайней мере надеется вывести продукт на рынок. Поэтому, в том, что мейкерспейсы не делают технологии и разработку более демократичными, многие винят капитализм.

Главные мейкерспейсы в Шэньчжэне: