Стимул развития

7 August 2019

Наверное, на эту тему сказано много. В основе этого, на мой взгляд, находится даже такой своего рода извечный спор – как развивается человек. Но я все же скажу еще пару слов.

Однажды, придя за Машей после рисования, на которое она ходит, я стала случайным свидетелем такого разговора. Девочка, которая тоже ходит на рисование плакала. Рядом стоял ее папа и глядя на ее рисунок говорил, что у нее некрасиво получилось и что она некрасиво рисует. Преподавательница пыталась ее успокоить, но девочка продолжала плакать, а папа продолжал настойчиво оценивать ее работу как некрасивую. Я не знаю чем закончился-продолжился это разговор. Но он запомнился мне как еще один пример того, как мы можем, желая детям лучшего, побуждать их вот таким нехитрым способом к достижению этого лучшего. Веря, что это им помогает. Что им это полезно. Да, собственно, это и не только про отношения с детьми.

Самое грустное в том, что папа так высказывался о рисунке дочери похоже побуждая ее быть лучше, пытался обеспечить ей некий стимул к развитию.

И эта идея в нашей культуре повсеместна. И она может скрываться под разными масками – кто-то шутя называет это «волшебным пенделем»; кто-то говорит что развитие это всегда боль, что путь роста проложен через шипы и тернии; кто-то никак не называет – просто переполняемый страхом «упасть ниже плинтуса» «помереть под забором» «стать дворником» и иже с ними руководствуется этой идеей.

Кто-то прославляет идею конкуренции и создает специальные ситуации «кто выше, быстрее, сильнее» - тоже такой стимул к развитию – стараться быть лучше других, не облажаться.

Кто-то беспрерывно хвалит – а ведь похвала это тоже оценка, и как и любая оценка похвала формирует страстное желание ее заслужить, страх не оправдать ожидания и страх ошибки. Кто-то наказывает. А кто-то организует награду - наклейки-оценки, медали, денежные выплаты, «выдача» того что ребенок любит в обмен на достижение или хорошее поведение (ну или наоборот «удержание» в случае неудовлетворительного «результата»). Ведь разве ж станет он без этой награды стараться.

Наша порой излишняя поспешность в реакциях – когда надо сразу же ребенку сказать, отчитать, взять обещание с него так больше не делать, когда нас подгоняет страх: если мы сейчас не скажем ему, он станет так делать всегда. И еще «ребенка обязательно нужно чем-то занять, а то свяжется с плохой компанией/ начнет заниматься всяким барахлом/ а там и наркотики и проч.».

Ну и, конечно, идея «подготовки к жизни», в которой, как известно, сладко не будет. И, естественно, идея «на шею сядет и ножки свесит» «только дай слабину» и «делать тогда ничего вообще не захочет». Ну и, конечно, такая своего рода вишенка на торте – «меня били и ничего - человеком вырос».

Объединят все эти убеждения идея будто бы человек это какое-то «порочное» существо и если оставить его в покое, то он и станет развиваться обязательно в сторону этих своих пороков, потакая им. Вот и получается, что если ты хочешь, чтобы ребенок стал человеком, надо его воспитывать, любым способом внедрять «правильные» ценности, направлять- вполне себе жестко или исподволь.

И все это не потому что мы злодеи и не любим своих детей. А потому что мы несем наш собственный эмоциональный багаж, нам трудно прикосаться к своему эмоциональному опыту, к тем разным чувствам, которые мы когда-то испытывали и испытываем сейчас. Потому что у нас или мало ресурсов или они есть, но мы совсем не знаем как с ними быть. Потому что может быть у нас ни разу в жизни не было ни примера ни опыта того, как этот багаж распаковывать и быть при этом в безопасности и не ждать порицания и обвинений, боли и страха, и при этом остаться самим собой. Вот мы и пытаемся уберечь их от всего этого, готовя таким корявым, но порой единственным доступным нам способом, к этой несладкой жизни. А получается - передаем им это багаж порой совсем не распакованным. Я бы даже сказала перебрасываем из наших рук в их руки, как горячую картошку, которая жжет ладони.

На самом деле нам очень страшно. Страшно что все точно пойдет не так. Страх, который сидит у нас на подкорке, недоверие, которое в нас пестовалось поколениями. Мы же в первую очередь себе спуска не даем, и уже только потом так же относимся к своим детям.

Наше поведение, концепции в том числе продукт культуры, в которой мы росли и даже замечая такой свой страх и даже поверив что это и вправду страх, а не реальность, очень и очень трудно не руководствоваться им, поверить что это самое настоящее мракобесие , что ничего это в ребенке не формирует , кроме глубокой трещины в отношениях, недоверия к родителям и к себе, и той самой простигосподи низкой самооценки, которую все хотят повышать, неуверенности в себе и своих силах, да и не знание себя вообще.

И да, кстати, стимул в переводе с латинского это заостренный прут, остроконечная палка, которой погоняли скот.

Екатерина Ловыгина
психолог в методе Позитивной и Транскультуральной Психотерапии (метод признан Всемирным Советом Психотерапии (WCP, www.worldpsyche.org) и Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP, www.europsyche.org)
www.lovygina.com
Viber Telegram 89965225181
WhatsApp 89242042101
Facebook https://www.facebook.com/profile.php?id=100001867547676
Instagram https://instagram.com/katyalovygina/