Звенимир
44 385 subscribers

Жена Штирлица и Тульева, всегда молодая Элеонора Шашкова

17k full reads
22k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 77% of the total page views
5 minutes — average reading time

Судьба Элеоноры Петровны Шашковой сложилась так, что она переиграла множество ролей в театре им. Вахтангова и в кино, но отечественный зритель помнит её только как жену Штирлица. Несколько минут в кадре этой легендарной киноленты фактически обессмертили её имя.

А ведь еще она была киноженой разведчика Тульева и снялась в трёх из четырёх частей этого популярного киносериала, растянувшегося на 15 лет.

Жена Штирлица и Тульева, всегда молодая Элеонора Шашкова

Вообще шпионская тема началась в её жизни еще в юности. Она - дочь пограничника, много моталась с отцом и мамой по приграничным гарнизонам. Там и родилась. Было это под городом Батуми. Долгое время они жили на Курилах. Там она повзрослела, окончила школу и стала проситься в Москву, попытать своё счастье на театральной ниве. Но суровый отец порвал её билет, спрятал туфли и платье. А потом устроил её работать секретарём-машинисткой не куда-нибудь, а в Отдел Разведки, где на протяжении трёх лет она только и делала что присутствовала на допросах иностранных шпионов.

Самым запомнившимся из всех случаев поимки шпионов на границе для молодой сотрудницы-машинистки стал арест некого господина Айки Акиро. Он нелегально 12 раз пересекал границу и был неуловим. И вот его наконец задержали. Элеонора принимала участие в его задержании и допросе.

Когда ей исполнилось 20 с половиной лет, она всё же упросила отца отпустить её в Москву. Со скандалом, Элеонора всё же смогла вырваться из почти крепостного плена Курил. Мама с сестрёнкой Мариной поехали на время вместе с ней. Кстати, маленькую сестрёнку Элеонора практически растила, так как мама их часто болела.

Элеонора Петровна поступила в "Щуку", когда ей было уже 22 года. Очень бурно она прошагала по всем турам и впечатлила ректора Бориса Захаву своей фактурой и темпераментностью. Правда при собеседовании он ей честно сказал: "Элеонора Петровна, когда Вы окончите учёбу, Вам будет 27 лет. Вы уже будете в возрасте и не сможете играть роли молодых". На что она ему ответила: "Борис Евгеньевич, я всегда буду молодой". Захава улыбнулся и взял её.

Дальше была счастливая, но голодная студенческая жизнь и крепкая дружба с однокурсницей Людмилой Чурсиной. Один раз с голодухи они были вынуждены продать аккордеон Элеоноры.

Впрочем, скоро подоспела любовь. Элеонора вышла замуж за талантливого актёра Эрнста Зорина. Его мало кто помнит сейчас. Но в своё время он являлся ведущим артистом театра им. Вахтангова.

В кино Эрнст Зорин появлялся редко. Но зрители его должны помнить по тому же фильму "Ошибка резидента". Там он играет проштрафившегося и зарвавшегося Алика Ступина, которому на хвост село КГБ. Ох, почти пророческой оказалась эта роль для него. Спустя 10 лет, когда супруги уже были в разводе, Эрнст Зорин бежал из СССР. На Западе он стал одним из самых известных радиоведущих на "Радио Свобода". Даже после смерти его голос в записи звучал во время начала выпусков.

Получилось, что и здесь почти шпионская тема. Киножена известных разведчиков в реальности стала женой перебежчика.

В кино актриса не спешила. У неё была цель закрепиться в любимом театре. Но кино само её нашло. В 1961 году известный наш режиссер Леонид Луков снимал грандиозную киноэпопею "Две жизни" по сценарию Алексея Каплера. В этой картине сняли почти всех лучших звёзд СССР. Даже маленькие роли играли звёзды: Юматов, Куравлёв, Гоголева, Свердлин. Неразлучных подруг Чурсину и Шашкову позвали сыграть прачек в женской артеле (почти борделе). Там швеями и прачками был разыгран грандиозный бой с мерзкими буржуинами. Они отчаянно мутузили ненавистных сатрапов-кровопийц рабоче-крестьянской прослойки. Трудно уловить взглядом двух юных дебютанток в куче женских лиц. Но дебют Чурсиной и Шашковой всё же состоялся.

"Ошибка резидента". 1968 г.
"Ошибка резидента". 1968 г.
"Ошибка резидента". 1968 г.

До диспетчера Марии в резидентиаде, Элеонора в кино не играла большие роли. Да и на эту роль попала случайно. Претенденток у В. Дормана на эту роль было предостаточно. Но уж больно понравилась Элеонора Георгию Жжёнову. Как-то он сразу её прочувствовал и по-дружески сказал режиссёру: "Так, Веня, если она сниматься не будет, я на площадку не приду". Пара и вправду была хороша. Вся страна тогда наслаждалась любовью Жжёнова и Шашковой.

Усков и Краснопольский тут же её пригласили на роль Стешки в "Тени исчезают в полдень". Эта роль была блестяще ей сыграна. Ну и вскоре подоспел и "Штирлиц".

Стеша. Жена Фрола. "Тени исчезают в полдень"
Стеша. Жена Фрола. "Тени исчезают в полдень"
Стеша. Жена Фрола. "Тени исчезают в полдень"

Наша великая Татьяна Лиознова поставила задачу Зиновию Гензеру, второму режиссёру картины, найти непримелькавшееся, приятное и, главное, очень русское лицо для роли жены Штирлица. Гензер вспомнил Элеонору как раз по фильму "Две жизни". Он там тоже работал ассистентом. Долго Лиознова сверлила своим пробирающим до мурашек взглядом Элеонору, рассматривала её со всех сторон, а потом подошла к ней и спрашивает: "Ну что, красавица, стричься будем?". Актриса выпалила сразу (хотя потом сама удивлялась, почему именно это): "Татьяна Михайловна, за Вас в огонь и в воду!". Лиознова отреагировала мгновенно: "Смотри-ка, я ничего еще не предложила, а она уже согласна!".

Дальше были съёмки этой эпохальной сцены. Сцены, которая, пожалуй, стала одной из самых великих сцен молчания под музыку всего 20-го века.

Жена разведчика. Чуть чуть застарили актрису.
Жена разведчика. Чуть чуть застарили актрису.
Жена разведчика. Чуть чуть застарили актрису.
Для сравнения: в эти же дни Э. Шашкова снималась в "Открытой книге" по В. Каверину.
Для сравнения: в эти же дни Э. Шашкова снималась в "Открытой книге" по В. Каверину.
Для сравнения: в эти же дни Э. Шашкова снималась в "Открытой книге" по В. Каверину.

Интересно, что актрису снимали сначала без Тихонова. В павильоне студии Горького соорудили кафе "Элефант", посадили пары за столики. Входит Шашкова с Е. Лазаревым под ручку, садятся и дальше ничего не получается. Пришлось вызывать Тихонова. Он просто сидел недалеко, рядом с камерой и актриса играла свои чувства к нему. Когда же стали снимать отдельно Тихонова-Штирлица, то он тоже попросил Э. Шашкову сесть рядом с камерой. Получилась такая взаимная подпитка артистов. После наш великолепный Вячеслав Тихонов говорил, когда они оказывались вместе: "Это моя самая любимая кинематографическая жена!".

Кстати, В, Тихонов так и не вспомнил Э. Шашкову в фильме "Две жизни". А он ведь там блистательно играет главную роль. Причём и молодого и сильно загримированного старика. Так что их встреча уже состоялась задолго до "Мгновений".

Элеонора Петровна после этой картины не только много снималась, но и была серьёзно задействована в театре. Как она сама говорит, что её работа в театре была каторгой вторых составов. Евгений Рубенович Симонов называл её "дитя солнца", считал своим талисманом. Но редко когда актрисе доставались так называемые "свои" роли. Она всё больше доигрывала за другими звёздами.

В кино было тоже немало ролей, но в целом они мало запомнились зрителям. Кстати, фактура артистки была такая, что она могла играть и немолодых и молодых героинь. Интересно, что в 80-е годы актриса выглядела настолько хорошо, что даже казалась моложе чем была в 60-е. Кстати в "Мгновениях" её прилично состарили. Да и в "Резиденте" тоже.

"Дневник Карлоса Эспинолы". 1976 г.
"Дневник Карлоса Эспинолы". 1976 г.
"Дневник Карлоса Эспинолы". 1976 г.

Когда Элеонора Петровна снималась у режиссёра Валентина Селиванова в фильме "Дневник Карлоса Эспинолы", ей было под сорок лет. Но выглядела она прекрасно, и произошёл у них Селивановым очень бурный роман. Вскоре они поженились и прожили в браке 22 года. Это была совершенно сумасшедшая любовь! Причём у обоих.

Валентин Селиванов с молодыми актёрами из "Большого космического путешествия"
Валентин Селиванов с молодыми актёрами из "Большого космического путешествия"
Валентин Селиванов с молодыми актёрами из "Большого космического путешествия"

Валентин Селиванов был очень талантливым режиссёром. Хотя снял всего две картины. Многие помнят его детский фильм "Большое космическое путешествие". Многие фильмы режиссёр так и не смог запустить. Жил во многом благодаря написанию сценариев. А в 90-годы Валентин Селиванов стал заниматься бизнесом и не преуспел на этой ниве. Кинокорпорация, которую он создал, лопнула. А добила его история с деньгами. Он неудачно отдал в долг почти все свои сбережения и вскоре их потерял. От переживаний еще не старый режиссёр умер в неполные 60 лет.

Поскольку актриса пропала с экранов в конце 80-х годов, даже стали поговаривать, что она эмигрировала. Но она никуда не уезжала, продолжала играть множество спектаклей в любимом вахтанговском театре. Там же уже почти шесть десятилетий трудится и до сих пор. А в новом веке вдруг её вспомнили и стали весьма активно снимать в кино.

Почти в 30 кинофильмах снялась Элеонора Петровна в новом веке. Роли в целом небольшие, возрастные. Но главное, что режиссёры её помнят, любят и охотно приглашают. И что удивительно, актриса до сих пор узнаваема. И в 70, и в 80 лет её лицо остаётся каким-то неизменно родным.

"Земский доктор". 2013 год. Марго
"Земский доктор". 2013 год. Марго
"Земский доктор". 2013 год. Марго

"Паутина". 2014 год. Неплохо так Элеонора Петровна выглядит для своих 76-77 лет!
"Паутина". 2014 год. Неплохо так Элеонора Петровна выглядит для своих 76-77 лет!
"Паутина". 2014 год. Неплохо так Элеонора Петровна выглядит для своих 76-77 лет!

Немного удивляет, что такая знаменитая личность как Элеонора Шашкова до сих пор остается лишь заслуженной артисткой. Причем еще РСФСР. Видно при нынешней власти она лавров не снискала.

Радует, что Элеонора Петровна вырастила замечательную дочь Антонину, которую назвала в честь матери, и сейчас живёт в окружении её семьи и внуков. Она ездит с сольными концертными программами, играет в театре и кино, и вообще по жизни большой оптимист. Её девиз - Все будет хорошо! Жизнь прекрасна и изумительна!