Сказка про бизнес

22 June 2019

Жили-были Иван - царь и основатель компании с торговым магазином средних размеров - и Федор. Федор заведовал продажами и сайтом. Наказ у него от Ивана был строг: повышать продажи, средний чек, маржу, прибыль, снижать расходы, а еще исполнять прихоти царя-Ивана, неуемного в своих страхах, опасениях, идеях и желаниях. На том и погорели! Ибо сказано: «Сначала деньги».

Почему в этой сказке два дурака и при чем здесь страх? Есть у меня небольшой опыт в этих вопросах, сотканный из последних 11 насыщенных событиями лет.

Иван - владелец небольшого бизнеса с числом сотрудников примерно до 25 человек (здесь читателю в голову приходит правильная мысль – «ага, значит, это обобщение, ну ОК»). Федор - руководитель, отвечающий за развитие компании (продажи, маркетинг, реклама, лидогенерация и т.д.). Управленцев в компании может быть несколько: руководитель отдела продаж, руководитель интернет-проекта, генеральный директор (если им не решился стать основатель компании), коммерческий директор и другие персонажи.

Главная проблема основателя компании почти всегда лежит в плоскости управления и конкретно - управления руководителями, отвечающими за ее финансовое развитие. Все мы слышали о том, что «только 20% всех производимых в компании действий ведут к большому росту финансовых показателей». Думать так - ошибка. В реальности глава компании, с течением времени, грузит руководителей огромной кучей совершенно разных задач, которые ему кажутся важнейшими для развития или сохранения компании. Отсюда вытекает следующее - лишь 1% (а то меньше) всех действий (в реальном малом бизнесе) способен привести к росту компании. И тут стоит задаться вопросом: разве рост компании обуславливает ее прибыльность? Нет, рост компании ОБУСЛОВЛЕН этой прибыльностью, выраженной, конечно, в деньгах, а не в процентах. Только то, что приносит клиентов и деньги, способно стимулировать здоровое развитие бизнеса - не наоборот. Очень часто правило «1%» является порочным кругом, в котором чем меньше становится этот процент, тем больше страхов и суеты у основателя, тем больше нецелевых задач и, следовательно, тем меньше времени на реализацию каждой из них, включая по-настоящему важные дела. Отсюда растут ноги у тотального невыполнения планов всех мастей. Именно поэтому руководители начинают заниматься выполнением хоть каких-либо задач из огромного списка, чтобы не получить по шапке от основателя компании. Это настоящий снежный ком, несущий бизнес в закат.

В бизнесе всегда 2 дурака - первый (основатель), со временем или сразу, навязывает второму (руководителю) неэффективные задачи, на что второй любезно соглашается. Первый навязывает из-за страха потери бизнеса, невежества, желания освободить свое время и жадности, воспринимаемой им как рационализм (зачем нанимать еще руководителя, если можно новые задачи повесить на текущего?). Второй соглашается из-за своей слабости отказать, страха потерять работу и невежества. В обоих случаях невежество - это непонимание истинной ценности и истинной цены каждой из задач, а еще это откровенное незнание того, что действительно нужно бизнесу для роста.

Иногда крайне неэффективными могут оказаться, на первый взгляд, полезные задачи: внедрение CRM системы, интеграция сайта с 1С, внедрение сквозной аналитики, внедрение системы учета и контроля рабочего времени менеджеров, обновление сайта, внедрение скриптов продаж и тому подобное. Если дело, вдруг, пошло под откос, нужно выявлять причинно-следственную связь, чтобы устранить причину «протечки прибылей», а не пытаться сохранить их остатки новыми методами. Именно поиск причин падения основных показателей бизнеса часто игнорируется, замещаясь неэффективными действиями. В Москве это распространенное явление.

Если дела плохи, стоит найти в себе «дурака» и приструнить - переиграть планы в сторону выполнения ключевых задач «одного процента». Это и есть та самая голова, с которой гниет рыба бизнеса в данной сказке.

P.S. Конечно, это лишь одна из ключевых проблем в бизнесе. Более того, не всегда этот «1%» содержит действительно правильные решения (бывает, что правильных решений нет вообще). Если было полезно, значит, я не зря это написал. У меня есть интересные инсайты и бизнес-лайфхаки, основанные на личном кисло-сладком опыте. Думаю, что скоро я напишу еще несколько статей, ну а пока – мой эксперимент с Yandex Zen открыт.