Михаил Лазутин "Лев против" и законность

Две недели назад Московская городская дума заинтересовалась деятельностью движения "Лев против". Вопрос был поднят членом комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Ольгой Шараповой.

В ответном видеоролике Михаил заявляет, что деятельность его проекта соответствует букве закона, потому такие проверки не имеют необходимости. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке. Но такое заявление кажется не совсем правдивым. Попробуем разобраться в этом.

Михаил Лазутин, глава общественного движения "Лев против"
Михаил Лазутин, глава общественного движения "Лев против"

В первую очередь стоит отметить, что организация в основном руководствуется статьей 20.20 КоАП РФ. Эта статья запрещает распитие алкогольных напитков в общественных местах (парках, вокзалах и т.д.) Борьба выглядела бы вполне законно, если бы так называемые "рейды" проходили мирно и без необходимости применения перцовых баллончиков. Но тогда рейтинги канала на ютубе не были бы такими высокими. Канал "Лев против" имеет 1.7 миллионов подписчиков в социальной сети.

Логотип движения "Лев против"
Логотип движения "Лев против"

Михаил говорит о том, что его деятельность соответствует закону, но, к сожалению, какой именно закон регламентирует такую деятельность не упоминает. Из контекста дальнейших рассуждений можно понять, что говорит он о статье 37 Уголовного кодекса. Эта норма регламентирует применение необходимой обороны.

Очевидно то, что пьяные люди могут напасть на человека, который пытается выхватить их алкоголь, потому притязания на законность вполне могут существовать. Но существуют аспекты, которые говорят об обратном. Первый из них - это Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление". Данное постановление устанавливает, что если лицо сначала провоцирует нападавшего, чтобы потом использовать это для причинения ему вреда, не может считаться находившимся в состоянии необходимой защиты.

Вернемся к самому Михаилу. Площадка youtube наполнена разными представителями, но всегда конфликты приковывают к себе наибольшее внимание. Внимание ведет за собой рекламодателей, а рекламодатели приносят деньги. В этой нехитрой схеме можно увидеть весь мотив Михаила провоцировать людей, выводить их на конфликт, что он успешно делает. А потом в накопленный материал продает рекламные интеграции и получает за это деньги.

И попытки выхватить спиртное из рук являются правонарушением. Очевидно, что ни сам Михаил, ни один воин из его бравой бригады не имеет право так нагло нарушать право собственности. В данном случае такое нарушение часто выступает мотивом к агресивному поведению героев видеороликов. А Лазутину такое поведение дает актуальность, обсуждаемость и популярность.