"Много я получил вреда от неопытных советников". Письмо валаамского старца, которое должен прочитать каждый верующий

53k full reads
97k story viewsUnique page visitors
53k read the story to the endThat's 55% of the total page views
5 minutes — average reading time
Часовня свт. Николая на Валааме. Фото: Пиксабэй
Часовня свт. Николая на Валааме. Фото: Пиксабэй
Часовня свт. Николая на Валааме. Фото: Пиксабэй

Одна из наиболее значимых для меня книг - "Письма валаамского старца" схиигумена Иоанна Алексеева, "валаамского старца". Книга содержит переписку батюшки с его духовными чадами. Помимо мирного духа и отеческой любви, в письмах много практически полезных духовных советов относительно прохождения духовной жизни в миру. Многие мысли повторяются из письма в письмо неоднократно и поэтому хорошо запоминаются.

Схиигумен Иоанн (Алексиев)
Схиигумен Иоанн (Алексиев)
Схиигумен Иоанн (Алексиев)

Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает нашу человеческую немощь - эти слова для меня, новоначальной, стали настоящим откровением. Когда я только начинала ходить в храм, я постоянно ожидала, что за грехи меня вот-вот поразит справедливая Божья кара, казалось, что я грешу ежеминутно и конца и края этому не будет.

Но все же самым важным письмом стало то, в котором о. Иоанн достаточно прямо пишет духовной дочери причины, по которым в настоящее время так сложно найти духовного руководителя.

В данное время мы лишены этого блага жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам, совсем не то; говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но, когда вкусят, яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Святой Петр Дамаскин говорит о себе: "Много я получил вреда от неопытных советников". Руководитель должен быть бесстрастным и иметь дар рассуждения - именно знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение...

У меня на тот момент духовного руководителя не было, я считала духовным отцом молодого батюшку из нашего храма, хотя на самом деле, конечно, он таковым не являлся. Но он очень помог мне на пути становления в вере. Потом началась учеба в Университете, у меня не было постоянного прихода - я ходила в разные храмы, ездила в Оптину, полгода прожила за границей и общалась с местным священником на причудливой смеси русского и венгерского. Мне в тот период было легко находить общий язык с любым священником. Сейчас я понимаю - исключительно, потому что мои скорби той поры разрешались сами по себе по прошествии некоторого времени, мне не нужна была ни особая поддержка, ни понимание.

А потом я вышла замуж, и стало сложнее. И так или иначе, но на исповеди приходилось упоминать о семейных разногласиях, взаимных обидах. Это было болезненно, и когда полузнакомый батюшка, не знавший моего имени, начинал объяснять,, кто прав и кто виноват, а главное - что делать, я порою сильно смущалась. Потому что семейная жизнь - это крест, это зависимость от другого человека со своим свободным выбором, и далеко не все скорби могут разрешиться сами по себе.

Именно в этот период мне очень помогали строки письма валаамского старца, которые утешали и укрепляли меня в случае, когда после исповеди я не чувствовала мира в душе. Конечно, наши батюшки хотят как лучше - у меня нет в это сомнений. Сколько сил они вкладывают в нас, паству, уму непостижимо! Я очень ценю их титанический труд. Но, не зная хорошо человека, который открывает свою душу на исповеди или во время беседы, священник может сказать какое-то неосторожное слово, которое болезненно отзовется в душе. Так бывает, к сожалению. И дело не в батюшке, и не в исповеднике, а в человеческой немощи. Все устают, все имеют свои страсти и скорби. В результате может возникнуть недопонимание.

Через любого священника Бог может открыть Свою волю, но духовное руководство не заключается в том, что духовник, как оракул, постоянно извещает, как поступить в той или иной ситуации. Духовное наставничество - это кропотливый труд сродни труду педагога. (Я 10 лет в этой профессии и знаю, о чем говорю). Человек - трехчастное существо, и ни одной из частей пренебрегать нельзя. Об этом и говорится в письме старца Иоанна.

Мой батюшка про современные монастыри сказал так: в них прервалась духовная преемственность, старцы не смогли взрастить новое поколение старцев, поэтому духовное руководство оскудело. Даже в моей любимой Оптиной я видела явные перекосы в отношениях чад и духовников. Однажды я спросила Олю, которая 10 лет ездила в Оптину:

"Почему здесь, в Оптиной, есть сестры, которые вовсе не выглядят, будто они имеют мир в душе? Вечно сердитые, подозрительные? Ведь некоторые живут здесь с момента восстановления монастыря, имеют таких молитвенников-отцов?"

Оля ответила жестко и просто:

"Потому что некоторые отцы лезут как мясники туда, где надо работать ювелирно. И остаются на душе шрамы. И человек постоянно ощущает эту боль".

Она лучше меня знала тех неприветливых сестер, и потому с состраданием относилась к ним, в отличие от меня. Только выйдя замуж, я поняла, что она имела в виду. А получается так, потому что священник не учитывает всего, что перечислено в письме схиигумена Иоанна. Не потому, что он плохой и не любит людей, а потому что духовное сокровище нашей церкви - старчество было расхищено, истреблено лютыми волками в годы гонений. Традиции были утеряны. Если оно в монастырях сохранилось лишь частично, то чего требовать от белых священников, обремененных семьей и трудами на приходе?

Я уже писала историю про прп. Амвросия и птичницу, у которой индюшки дохли. Люди, попавшие вместе с ней на прием к великому старцу, насмехались над ней, а батюшка Амвросий ласково поговорил с ней, утешил, а отпустив, укорил весельчаков: "В этих индюшках - вся ее жизнь". Но то был батюшка Амвросий, великий святой и прозорливец, сердце которого вместило пол-России.

Прп. Амвросий благословляет народ
Прп. Амвросий благословляет народ
Прп. Амвросий благословляет народ

Но надо также понимать, что во времена батюшки Амвросия и верующие были другими - их кротость и смирение делали возможным для них быть руководимыми духовно. Мне кажется, в наши дни мы все тотально не готовы к этому. Но некоторым Бог дает духовных руководителей и в наши дни... У меня знакомая девушка молилась, просила и получила в духовники одного из оптинских иеромонахов. Буквально за неделю все сложилось.

И напоследок напишу совет, какого батюшки лучше держаться. Это не мой совет, а кого-то из подвижников благочестия ХХ века (не помню точно, привожу по памяти):

"Искать надо священника, который советует по Евангелию. Чтобы найти такого, надо самому Евангелие знать".

Уважаемые читатели, я тут делюсь только своим опытом и своим мнением. Я уж точно не истина в последней инстанции. Все самое главное - в письме схиигумена Иоанна, остальное - мои рассуждения, может и не совсем верные. Простите, что не так.

А вот статья о наболевшем женском. Мужчинам читать необязательно.

Божьей помощи на новый день желаю всем читателям и подписчикам "Ломтика"! Буду признательна за Ваши лайки и комментарии, так вы поддерживаете канал! Храни всех Господь!