Pinterest: на гребне волны

<100 full reads
120 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 44% of the total page views
8 minutes — average reading time

История создания Pinterest – самого популярного сервиса обмена и хранения визуальных идей

“Мой главный совет – продолжайте идти вперед. Обычно инертность и чувство незащищенности останавливают вас, преодолевайте это и двигайтесь дальше.” (с) Бен Зильберман

Pinterest: на гребне волны

На сегодняшний день рыночная капитализация компании Pinterest – $35 млрд и ею пользуются ежемесячно 250 млн человек. Трудно поверить, но ее история началась с тихого мальчика из Айовы.

Знакомьтесь: Бен Зильберман

Бен Зильберман родился в 1982-м году, в семье врачей-офтальмологов. В детстве ему пересадили сердце, так что физическую активность приходилось ограничивать, малыш много времени проводил дома в обществе старших сестер, которые, как и родители, готовились стать врачами. Он был страстным коллекционером – собирал марки, бабочек, и никто не сомневался что в будущем Бен пойдет по стопам родителей и сестер – тоже станет доктором.

Сам Бен поначалу тоже так думал, но в старших классах увлекся предпринимательством и его героями стали Стив Джобс, Билл Гейтс, Джордж Истмен (создатель Kodak). Он окончил колледж при MIT, затем в 2003-м Йельский университет и устроился работать в консалтинговую фирму, где занялся статистикой. Над схемами и таблицами Зильберман проработал три года, пока не отправился искать счастья в Калифорнию. Решиться на переезд ему помогли мечты и любимый фильм – “Пираты Кремниевой Долины”.

“Я чувствовал, что история моего времени происходит в Калифорнии. У меня не было конкретного плана, я просто хотел быть ближе к чему-то действительно захватывающему. Google была первой компанией, в которой я работал в Долине, и которая мыслила по-настоящему масштабно.” (с) Бен Зильберман

“Пираты Кремниевой Долины”, 2002-й
“Пираты Кремниевой Долины”, 2002-й
“Пираты Кремниевой Долины”, 2002-й

Следующим местом работы Бена стал рекламный отдел Google. Для паренька, который не был инженером и только приехал в Долину, это была большая удача. Зильберман это прекрасно понимал и ценил, но знаменитое “правило Google о 20%” (сотрудник 20% времени может посвящать собственному проекту) на деле не работало и молодой человек сидел над теми же таблицами и графиками, только теперь в Маунтин-Вью, Калифорния. Ему и очень хотелось начать собственное дело, и было страшно расставаться с комфортом Google. Бен так замучил свою невесту, Девайю, что, по его словам, девушка сказала: “Хватит ныть, принимайся за работу!”. Он так и сделал, уволился, а через несколько дней, в сентябре 2008-го рухнула экономика.

Pinterest – начало

“Мы запустились в марте 2010 года, и ситуация не была бы такой ужасной, если бы мы не начали разрабатывать Pinterest в 2009-м. И это всё было бы совсем не так плохо, если бы я не бросил работу в 2008-м, когда решил основать компанию.” (с) Бен Зильберман

Бен Зильберман, Пол Скьярра и Эван Шарп
Бен Зильберман, Пол Скьярра и Эван Шарп
Бен Зильберман, Пол Скьярра и Эван Шарп

Вот в такое подходящее время родилась компания разработки приложений Cold Brew Labs. Коллеги по Google, которые поддерживали Бена и собирались к нему присоединиться, остались пережидать бурю под крылом корпорации. Зильберман нашел поддержку у Пола Скьярры, бывшего однокурсника, недавно потерявшего из-за кризиса работу в Нью-Йоркском венчурном фонде Radius Capital. Партнеры начали искать деньги для запуска первого продукта – приложения для сравнения и оценки покупок Tote.

Они искали шесть месяцев, пока не нашли тех, кто рискнул вложить средства не в золото, как тогда было модно, а в начинающую фирму – нескольких бизнес-ангелов, инвесторов, каждый из которых выписал стартаперам по небольшому чеку: Рон Конвей, Джереми Стоппельман, Шана Фишер и еще несколько человек.

Интерфейс Tote
Интерфейс Tote
Интерфейс Tote

Приложение было запущено в 2009-м. Пользователи могли просматривать товары из розничных онлайн-магазинов, сохранять избранные позиции, получать информацию о скидках на выбранные товары. К сожалению, вскоре стало ясно, что Tote не “выстрелит”. Неудачу первого продукта Cold Brow объясняют тем, что приложение опередило свое время лет на пять – в 2009-м интернет-коммерция еще не стала мейнстримом, а покупки через смартфон были экзотикой. Еще одна причина – неготовность App Store поддерживать облачные приложения. Это случится позже. Бен Зильберман был подавлен – меньше всего ему хотелось с позором проситься обратно в Google и подвести Пола.

Несмотря на очевидный провал Tote, он принес партнерам идею. Пытаясь разобраться в причинах неудачи, они анализировали данные пользователей и кое-что обнаружили. Очень часто клиенты использовали Tote не по назначению. Людям нравилось собирать и хранить красивые изображения, составлять подборки, отправлять друг другу фотографии. Все это напомнило Бену его детскую любовь к коллекционированию. Зильберман и Скьярра решили попробовать и создать прототип новой программы с использованием базы Tote как основы.

Девайа Зильберман
Девайа Зильберман
Девайа Зильберман

Следующий прототип был готов к концу осени 2009-го. Тогда же Зильберман познакомился с архитектором и дизайнером Эваном Шарпом. Они сразу нашли общий язык и Шарп прекрасно понял идею нового приложения. Он переехал из Нью-Йорка в Калифорнию, присоединился к партнерам как третий соучредитель и начал работу над программой. Эван не только кодировал большую часть сайта, ему принадлежит внешний вид и макет “сетка”, который используется до сих пор. Бизнесмены убедили венчурный фонд First Mark, что новый проект будет пользоваться успехом и добились финансирования. Оставалось придумать название.

“Быть ​​рядом с людьми, которые вас вдохновляют – очень хороший первый шаг” (с) Бен Зильберман

За общим ужином на День благодарения Девайа Зильберман предложила название Pinterest. Pin – булавка, interest – увлечение, интерес. Отличительной чертой стартапа стала первоначальная аудитория. Обычно создатели продукта ориентируются на близких по духу пользователей, например, Facebook был создан для студентов, Twitter опирался на блогеров, журналистов и СМИ, Pinterest нацелился на домохозяек из провинции и оказался им полезен.

Первый Pin – Бен Зильберман выложил идею подарка ко Дню св. Валентина
Первый Pin – Бен Зильберман выложил идею подарка ко Дню св. Валентина
Первый Pin – Бен Зильберман выложил идею подарка ко Дню св. Валентина

В марте 2010-го Pinterest был официально запущен в режиме закрытого бета-тестирования, а вскоре перешел на открытую версию, но только для приглашенных. Бен лично разослал 200 приглашений знакомым, бывшим коллегам из Google, родственникам, соседям, школьным друзьям – всем, чьи электронные адреса смог достать. Заинтересовалась примерно половина. Причем, многие пришли из Де Мойна, родного города Бена. Молодой человек подозревал (и не без оснований), что это дело рук его мамы, которая всем своим пациентам рекламировала работу сына.

Запуск оказался не очень удачным. Спустя 4 месяца после запуска на сайте было 3 тыс. подписчиков. Это выглядит особенно грустно, если вспомнить, что за аналогичный период Instagram набрал почти 1 млн подписчиков. В Кремниевой Долине стартапом мало кто заинтересовался, тем более, что создатели не были технарями по образованию – это как принадлежать к другой касте. Хорошие программисты не хотели работать над сомнительным предприятием. Так что создатели всё сделали сами в маленькой комнате квартиры в Пало-Альто, которую они снимали пополам с другой командой разработчиков. Бен связался с первыми 5 тыс. пользователей, дал свои контакты и попросил писать и звонить в любое время, если есть предложения по улучшению работы сайта.

Первые версии Pinterest
Первые версии Pinterest
Первые версии Pinterest

Перелом наступил в мае 2010-го, когда одна из пользователей, известный женский блогер Виктория Смит, запустила конкурс среди других блогеров и подписчиков Pin it Forward. Она предложила создать “доски вдохновения” в Pinterest и собрать на них лучшие дизайнерские идеи для оформления дома. Идея пришлась по душе и скоро люди начали создавать личные подборки на интересующие темы. В 2011-м приложение появилось в App Store и принесло гораздо больше подписчиков, чем бизнесмены ожидали. О нем заговорили – журнал TIME включил Pinterest в список “50 лучших сайтов”, статья привлекла миллионы людей. К концу года он вошел в десятку самых быстрорастущих сетей – в неделю приходило более 11 млн человек. По версии журнала TechCrunch, Pinterest стал лучшим стартапом 2011 года.

Выход на мировой рынок

“Хотя в это трудно сейчас поверить, я не спал ночами, когда мы запускали первую версию в 2010 году, от мысли, будет ли кто-то кроме горстки близких и страдающих комплексом вины друзей, использовать нашу программу. Сегодня миллионы людей со всего мира используют Pinterest, и это не перестает меня восхищать.” (с) Бен Зильберман

Пол Скьярра сейчас партнер Andreessen Horowitz
Пол Скьярра сейчас партнер Andreessen Horowitz
Пол Скьярра сейчас партнер Andreessen Horowitz

Все шло по плану. К августу 2012-го сайт мог похвастаться 20 млн подписчиков. Каждая пятая женщина в США, у которой был интернет, пользовалась Pinterest. Компания собрала $100 млн финансирования, основным инвестором стал японский гигант электронной коммерции Rakuten. Pinterest оценивали в $1,5 млрд. И, если снова сравнивать с Instagram, все уже не будет так грустно – Facebook приобрел Instagram в том же году за $1 млрд.

Уход Пола Скьярра, учитывая взрывной рост популярности Pinterest, взволновал IT-сообщество и вызвал опасения по поводу внутренней атмосферы в компании. Пол остался совладельцем, но перешел в венчурный фонд Andreessen Horowitz, под руководство Марка Андриссена и Бена Хоровица – легенд Кремниевой Долины. Пост генерального директора занял Бен Зильберман.

Бен Зильберман
Бен Зильберман
Бен Зильберман

Да, количество посетителей сайта росло, в том числе благодаря заботе о пользователях и приятному интуитивному дизайну, но оставался коммерческий вопрос – как получить доход? В 2013-м новый раунд инвестиций принес Pinterest еще $200 млн. Эти деньги позволили нанять программистов и менеджеров по продукту, следующий, пятый раунд в $225 млн был вложен в усовершенствование программы.

В качестве одного из способов монетизации были предложены рекламные пины – по аналогии с продвигаемыми постами в Facebook и продвигаемыми твиттами в Twitter. Коммерческие пины органично вписались в программу и не вызывали неприязни у пользователей. К весне 2014-го подписчики прикрепили более 30 млрд изображений на свои доски в том числе благодаря новым функциям: “управляемый поиск” и “пользовательские категории”. Через несколько лет похожую схему внедрит Google Images.

Одна из поисковых схем Pinterest
Одна из поисковых схем Pinterest
Одна из поисковых схем Pinterest

К началу 2015-го количество подписчиков приблизилось к 50 млн. Pinterest получает еще $567 млн и оценивается более, чем в $11 млрд. Однако, для монетизации рекламных пинов явно недостаточно. В общей сложности инвесторы вложили в компанию $1 млрд и проявляли некоторое беспокойство – выручка за год не превысила $100 млн. Это было значительно меньше планируемых $169 млн, на которые опирались в расчетах инвесторы. Причинами низкого дохода Pinterest часто называют конкуренцию Facebook и изначальную сосредоточенность на продукте, а не на маркетинге. Рекламодатели боялись связываться со слишком придирчивыми разработчиками, которые старались встроить рекламу в интерфейс максимально ненавязчиво и красиво.

1 апреля Pinterest запустила новую программу – Jumpstart для выхода на зарубежные рынки. Первый пункт – Токио. Японский рынок – очень популярная среди американских компаний точка выхода на международную арену. Это третья по величине экономика мира и ворота в Юго-Восточную Азию. Для Pinterest эта площадка была особенно удобной – азиатская аудитория росла, концерн Rakuten обеспечивал финансовую и политическую поддержку. Следующим пунктом стала Латинская Америка, Восточная Европа и далее.

Эволюция логотипа Pinterest
Эволюция логотипа Pinterest
Эволюция логотипа Pinterest

Амбициозные планы расширения удачно воплотились. За 7 лет существования Pinterest превратился из стартапа, созданного “на коленке”, в один из самых популярных сайтов в мире. За счет международной экспансии рост количества пользователей увеличился на 135% и сайт стал вторым по величине источником траффика после Facebook. Ожидания инвесторов усиливались и название Pinterest становилось в кругах венчурных капиталистов нарицательным.

Команда программистов компании начала работу над семантическим визуальным поиском Lens чтобы связать пользователей сайта и приложения с ритейлерами. В 2018-м им удалось переманить из Google знаменитого специалиста Чака Розенберга, который возглавил разработки. Совместно с сетью магазинов Target была запущена программа – люди фотографировали товары в магазинах, а Lens выдавал визуально и тематически схожие на Pinterest. Эксперимент был ограниченным, но показал огромный коммерческий потенциал сайта. Доходы росли медленно, но неуклонно. Руководителям компании нужно было сделать выбор.

Выход на рынок акций

“Мы сосредоточены на том, чтобы помочь миллионам людей открыть для себя то, что они любят, найти вдохновение, воплотить идеи в жизнь. Наши инвесторы дали возможность реализовать это видение.” (с) Бен Зильберман

IPO Pinterest на Нью-Йоркской торговой бирже.
IPO Pinterest на Нью-Йоркской торговой бирже.
IPO Pinterest на Нью-Йоркской торговой бирже.

В феврале 2019-го Wall Street Journal разместил инсайдерскую информацию о том, что Pinterest тайно готовится к выходу на биржу. Оценка компании на тот момент достигла $12 млрд. IPO состоялось 18 апреля того же года, оно оправдало прогнозируемые ожидания инвесторов. Акции продавались по $19 за штуку, общая стоимость составила $12,5 млрд. За неделю после торгов одна ценная бумага выросла до $30. Состояние Бена Зильбермана выросло до $1,8 млрд, Пола Скьярра до 1,3 млрд, Эвана Шарпа до $1 млрд.

Сайт по-прежнему привлекает огромное количество посетителей, а во время пандемии и самоизоляции оно увеличилось в разы. По-прежнему 80% аудитории Pinterest – женщины, но кто говорит, что это плохо? Сейчас женщины – главная цель маркетологов, ведь они делают больше покупок. Согласно опросам, 90% аудитории говорят, что сервис помогает им определиться с выбором, сравнивать, определяться с трендами, делать покупки. В 2020-м компания отчиталась о рекламном доходе в $1,7 млрд, а в марте этого года представила новый продукт – Pinterest Premiere, небольшие рекламные видео, встроенные в ленту. За год Pinterest добавил 124 млн пользователей, уступив только Facebook, оставив далеко позади Twitter и Snapchat.

Можно смело сказать, что сегодня Pinterest – на гребне волны электронной коммерции. И это не случайность – история компании показывает, что ее создатели не гении и делали ошибки, но их упорство, чутье и прозорливость удивляют. Они несколько раз обгоняли свое время и честно заработали успех.

Еще почитать:

Pinterest: на гребне волны

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем - установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!